Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:43, курсовая работа
Курсовая работа посвящена исследованию дифференциации доходов населения в России.
Актуальность избранной темы заключается в том, что глубокие трансформационные преобразования, происходящие в нашей стране в течение последних восемнадцати лет, привели к сильному расслоению населения по уровню доходов, и явление дифференциации, таким образом, не просто имеет место, но приняло острое течение. Доходы населения являются важнейшим элементом воспроизводственной системы. Они определяют качество индивидуального воспроизводства, являются стимулом к производительному труду.
Введение
1. Распределение доходов в экономике
1.1 Виды доходов в рыночной жизни общества и источники их формирования
1.2 Неравенство в распределении доходов: измерение и причины
1.3 Различные подходы к справедливому распределению доходов
2. Распределение доходов в экономике России
2.1 Структура доходов населения России
2.2 Неравенство доходов населения России: распространение и причины
2.3 Социальная политика государства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Таблица 6 - Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
|
|
|
|
млн. человек |
29,3 |
25,2 |
25,2 |
21,6 |
в процентах от общей численности населения |
20,3 |
17,6 |
17,7 |
15,3 |
Как видим из аналитических данных (Таблица 6), несмотря на существенный сдвиг в лучшую сторону за период 2003-2006гг, все еще большая часть населения России имеет доход ниже прожиточного минимума - 15,3%, то есть практически каждый шестой житель нашей страны. Причем почти 12% россиян имеют доход ниже 4000 тыс. рублей (Таблица 4).
Наиболее явно выражена дифференциация доходов населения в нашей стране по отраслям профессиональной деятельности (Таблица 5). Это одна из главных причин неравенства доходов - профессиональные предпочтения. Самые высокие заработные платы наблюдаются в трех отраслях - добыча полезных ископаемых, производство нефти и финансовая деятельность. Размеры заработной платы работников финансового сектора лидируют почти во всех развитых странах. А сырьевая направленность экономики России объясняет высокую оплату труда в отраслях добычи полезных ископаемых, производства нефти, в особенности в области добычи топливно-энергетических ископаемых (нефти, газа, угля), так как Россия является крупным мировым экспортером этих ископаемых. Кроме того, добыча полезных ископаемых зачастую связана с тяжелыми условиями работы (шахты), с суровыми погодными условиями (месторождения большинства полезных ископаемых находятся на севере страны - нефть и газ в западной Сибири, норильский никель и др.), с рисками для здоровья - это также является причиной высокой оплаты труда работников, добывающих различные ископаемые. Заработная плата работников этой сферы превышает в 2,5 раза среднюю заработную плату по России в целом, и в 5-6 раз заработную плату работников в низкооплачиваемых отраслях, таких как легкая промышленность, сельское хозяйство, лесоводство - отрасли, которые много лет находятся в нашей стране в упадочном состоянии, в 4 раза превышает среднюю заработную плату работников образования. Реально же, эти различия могут быть значительно выше.
То есть, наблюдаем сильную дифференциацию доходов населения по секторам профессиональной деятельности.
Также остается великой дифференциация в заработной плате между работниками бюджетного и внебюджетных секторов. С незапамятных времен бюджетники в нашей стране были беднейшим слоем населения. В этом разрезе (между заработной платой бюджетников и небюджетников) разница в средней заработной плате по официальным данным сохраняется в 2,5 раза, в реальности же эта разница значительно больше.
Российская федерация занимает огромную площадь, и мы можем наблюдать довольно резкие различия в среднедушевых доходах людей, проживающих в разных регионах.
Таблица 7 - Денежные доходы и потребительские расходы в расчете на душу населения (в рублях)
|
Январь 2009г. | ||||
денежные доходы |
потребительские расходы | ||||
Российская Федерация |
11056,3 |
10419,7 | |||
Центральный федеральный округ |
13793,2 |
13952,7 | |||
Белгородская область |
8999,6 |
8144,1 | |||
Брянская область |
7911,9 |
7669,2 | |||
Владимирская область |
6617,6 |
6357,4 | |||
Воронежская |
6141,8 |
6916,7 | |||
Ивановская область |
5048,2 |
5760,3 | |||
Калужская область |
10134,2 |
8276,0 | |||
Костромская область |
7172,4 |
5626,7 | |||
Курская область |
8879,0 |
7943,6 | |||
Липецкая область |
9155,0 |
8500,2 | |||
Московская область |
15582,6 |
14225,8 | |||
Орловская область |
6495,9 |
6385,2 | |||
Рязанская область |
7137,4 |
6749,7 | |||
Смоленская область |
8419,5 |
8002,1 | |||
Тамбовская область |
8300,3 |
7696,1 | |||
Тверская область |
7960,7 |
8110,0 | |||
Тульская область |
9734,9 |
8266,7 | |||
Ярославская область |
8667,0 |
7508,2 | |||
г. Москва |
23812,1 |
26141,4 | |||
Северо-Западный федеральный округ |
10147,1 |
10930,7 | |||
Республика Карелия |
9699,4 |
7858,9 | |||
Республика Коми |
15307,8 |
12053,2 | |||
Архангельская область |
11118,4 |
8978,4 | |||
в том числе Ненецкий авт. округ |
14771,6 |
11248,2 | |||
Вологодская область |
7675,1 |
5888,7 | |||
Калининградская область |
9208,2 |
8935,4 | |||
Ленинградская область |
9400,9 |
7630,6 | |||
Мурманская область |
14736,9 |
13203,8 | |||
Новгородская область |
9073,1 |
8445,6 | |||
Псковская область |
8147,9 |
7759,8 | |||
г. Санкт-Петербург |
9593,6 |
15033,0 | |||
Южный федеральный округ |
8334,4 |
8434,7 | |||
Республика Адыгея |
6850,4 |
6738,1 | |||
Республика Дагестан |
8193,5 |
6984,7 | |||
Республика Ингушетия |
3713,1 |
1945,1 | |||
Кабардино-Балкарская Республика |
6951,3 |
5500,0 | |||
Республика Калмыкия |
3348,8 |
2807,1 | |||
Карачаево-Черкесская Республика |
6555,1 |
5533,0 | |||
Республика Северная Осетия - Алания |
8543,5 |
7032,6 | |||
Краснодарский край |
9383,4 |
10791,1 | |||
Ставропольский край |
7774,3 |
8487,3 | |||
Астраханская область |
7933,6 |
7657,7 | |||
Волгоградская область |
9306,5 |
8861,1 | |||
Ростовская область |
8487,4 |
8867,4 | |||
Приволжский федеральный округ |
8994,6 |
8550,2 | |||
Республика Башкортостан |
8755,7 |
8110,0 | |||
Республика Марий Эл |
5685,9 |
5751,1 | |||
Республика Мордовия |
5994,6 |
5131,2 | |||
Республика Татарстан |
11444,2 |
11031,3 | |||
Удмуртская Республика |
6624,7 |
6408,6 | |||
Чувашская Республика |
6022,6 |
6164,0 | |||
Пермский край |
11974,8 |
10958,3 | |||
Кировская область |
6683,3 |
6011,4 | |||
Нижегородская область |
9994,3 |
9128,0 | |||
Оренбургская область |
7782,1 |
6685,7 | |||
Пензенская область |
7751,8 |
7160,8 | |||
Самарская область |
12720,9 |
12727,2 | |||
Саратовская область |
5643,3 |
6086,7 | |||
Ульяновская область |
6607,8 |
6725,3 | |||
Уральский федеральный округ |
13667,3 |
11608,3 | |||
Курганская область |
8579,5 |
7855,0 | |||
Свердловская область |
15161,2 |
14082,8 | |||
Тюменская область |
16042,2 |
11289,6 | |||
в том числе: Ханты-Мансийский авт. округ |
21205,1 |
12268,6 | |||
Ямало-Ненецкий авт. округ |
20054,8 |
14804,5 | |||
Челябинская обл. |
10877,1 |
9836,9 | |||
Сибирский федеральный округ |
9028,3 |
7969,7 | |||
Республика Алтай |
6367,1 |
4889,7 | |||
Республика Бурятия |
8631,7 |
7325,9 | |||
Республика Тыва |
4893,2 |
3134,6 | |||
Республика Хакасия |
7758,4 |
5090,8 | |||
Алтайский край |
5771,3 |
5485,0 | |||
Забайкальский край |
8078,8 |
6961,9 | |||
Красноярский край |
11632,6 |
9778,5 | |||
Иркутская область |
9032,1 |
7763,6 | |||
Кемеровская область |
10323,6 |
8695,4 | |||
Новосибирская область |
7648,4 |
9486,0 | |||
Омская область |
10785,6 |
8306,1 | |||
Томская область |
10014,5 |
8182,1 | |||
Дальневосточный федеральный округ |
10519,2 |
9418,5 | |||
Республика Саха (Якутия) |
11783,0 |
9839,6 | |||
Камчатский край |
14461,6 |
9637,8 | |||
Приморский край |
7961,8 |
8672,0 | |||
Хабаровский край |
10131,9 |
9943,7 | |||
Амурская область |
9549,0 |
6536,7 | |||
Магаданская область |
15862,7 |
9697,4 | |||
Сахалинская область |
16825,0 |
15604,7 | |||
Еврейская авт. область |
8386,9 |
6931,5 | |||
Чукотский авт. округ |
14377,5 |
9348,5 |
В центральном федеральном округе по областям довольно низкий среднедушевой доход, однако за счет Москвы и Московской области, среднедушевой доход по округу «выравнивается». Но подавляющая часть областей центрального округа имеет среднедушевой доход 6 - 8 тыс. рублей, резко это цифра возрастает только в Москве - до 23800 рублей. (Таблица 7) Таким образом, среднестатистический москвич имеет доход больший, чем даже россиянин, проживающий в северных широтах России. Несмотря на то, что данные статистики утверждают, что в Москве выше уровень цен, я бы поспорила с этими данными. В свое неоднократное пребывание в столице страны, я смогла констатировать как факт только высокие цены на недвижимость, а не на остальные товары.
Относительно высокий среднедушевой доход на севере страны, на дальнем востоке объясняется наличием там высокооплачиваемых рабочих мест в суровых погодных условиях, в том числе работа вахтовым методом.
Самые низкие уровни среднедушевых доходов наблюдаем в республиках Тыва, Калмыкия, Алтая, Мордовия, Чувашия, в Алтайском крае, в Саратовской и Ивановской областях и других федеральных единицах.
Получается, что доход индивида во многом зависит и от того, где проживает человек, какие возможности трудоустройства и получения образования в данной территориальной единице, наличие (либо отсутствие) северного коэффициента, возможности работы на месторождениях полезных ископаемых, какие существуют программы местного самоуправления для предоставления рабочих мест молодым специалистам, приток инвестиций в регион и другие территориальные факторы.
Как уже было сказано выше - в России существенно отличается уровень жизни и заработной платы в крупных городах и маленьких городках и селах. Люди, проживающие в сельской местности, практически находятся на самообеспечении, ведут натуральное хозяйство, в селах процветает безработица, пьянство и наркомания. И эта - проблема нашего государства, так как такая ситуация прежде всего вызвана упадком сельского хозяйства, с отсутствием рабочих мест в деревнях. Дело не то чтобы в низких заработных платах в селах, а вообще - в отсутствии рабочих мест! С другой стороны, далеко не каждый деревенский житель может перебраться в город и обеспечить себе нормальный уровень жизни и дохода, так как цены на жилье и на аренду жилья в крупных и средних городах настолько высоки, что миграция оказывается невозможной. Поэтому в сельской местности на территории Российской федерации сформировался устойчивый слой бедности. Необходимо развивать государственные программы по субсидированию сельского хозяйства, льготного налогообложения предпринимателей-фермеров, чтобы постепенно увеличить количество рабочих мест в сельской местности.
Как же наше государство может регулировать уровень дифференциации доходов населения? Введение каких законопроектов способствует снижению социальной напряженности?
2.3 Социальная политика государства
Под социальной политикой можно понимать законодательное установление и обеспечения исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.
Социальная политика государства предполагает наличие:
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 месяц, час работы).
Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
В России с 1991 года также действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2009 года федеральным законом № 91-ФЗ от 24.06.2008г. вводится новый минимальный размер оплаты труда - 4330 рублей.
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Всесторонняя система индексации сложилась в 60-70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий, различных льгот - на проезд, на жилищно-коммунальные услуги, лекарства и пр. Такая система существует и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).