Дискриминация на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – «Дискриминация на рынке труда»
Для реализации вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать полное определение: всей экономике труда (что такое труд, потенциал, кадры и трудовые ресурсы).
- Полностью раскрыть данную тему (дать определение , рассмотреть причины и.т.д)
- Привести статистику по Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть. Экономика труда………………………………………………...4-11
1.1 Социально-экономическая сущность труда; общественная организация труда, ее элементы…………………………………………………………………………………….4
1.2 Потенциал общества…………………………………………………………………...10
1.3 Кадры……………………………………………………………………………………11
2. Сущность дискриминация………………………………………………………………12-17
2.1 Понятие и причины дискриминации…………………………………………………..12
2.2 Понятие и виды дискриминации в сфере трудовых отношений……………………..13
2.3 Методы борьбы с дискриминацией……………………………………………………15
3. Характеристика дискриминации в России……………………………………………...18-23
3.1 Статистика по РФ о дискриминации на рынке труда ………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Дискриминация на рынке труда.docx

— 78.98 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный  технический университет имени  М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени  М.Т. Калашникова»)

Кафедра «Экономика и управление»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «»

на тему: «Дискриминация на рынке труда».

 

 

 

 

Дата получения задания «». 2012г

 

 

 

 

 

                                                                                    Руководитель:

                                                                                        Студентка:        

                                                                                     Группа:           

 

 

 

Содержание работы.

 

Введение…………………………………………………………………………………….3

1. Теоретическая часть.  Экономика труда………………………………………………...4-11

1.1 Социально-экономическая  сущность труда; общественная  организация труда, ее элементы…………………………………………………………………………………….4

1.2 Потенциал общества…………………………………………………………………...10

1.3 Кадры……………………………………………………………………………………11

2. Сущность дискриминация………………………………………………………………12-17

2.1 Понятие и причины  дискриминации…………………………………………………..12

2.2 Понятие и виды дискриминации  в сфере трудовых отношений……………………..13

2.3 Методы борьбы с дискриминацией……………………………………………………15

3. Характеристика дискриминации  в России……………………………………………...18-23

3.1 Статистика по РФ  о дискриминации на рынке труда  ………………………………...18

Заключение…………………………………………………………………………………...24

Список литературы…………………………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современном обществе явление  дискриминации рассматривается  с разных позиций, в том числе  является предметом углублённого экономического анализа.

Очень важно различать  дискриминацию и неравенство. Поскольку  наличие неравенства по отношению  к определенной группе людей в  силу объективных обстоятельств  не есть дискриминация. Дискриминация  в области труда и занятий  означает иное и менее благоприятное  обращение с людьми из-за присущих им характеристик, не имеющих отношения  к их заслугам, квалификации или  требованиям к данной работе. К  числу таких характеристик относятся  принадлежность людей к той иной расе, цвет кожи, пол, исповедуемая ими  религия, политические взгляды, национальная принадлежность, социальное происхождение.

Явление дискриминации экономисты, политологи и социологи изучают  и анализируют более сорока лет. Первой серьезной работой, посвященной  этой теме, стала книга Гари Стэнли Беккера, американского экономиста, лауреата Нобелевской премии за 1992 год в области экономики, «The Economics of Diskrimination». В своей докторской диссертации, написанной в 1955 году, Беккер выделил три основных источника дискриминации на рынке труда и впервые попытался объективно оценить экономические последствия данного явления.

Кроме Г. Беккера эту проблему в своих научных трудах поднимали  Р.Дж. Эренберг, Р.С. Смит, М. Армстронг  и др. В России тема дискриминации  освящена в работах С.Ю. Рощина, Т.О. Разумовой, Н.А. Волгина, М.А. Винокуровой  и др. И все же проблема дискриминации  остается актуальной на сегодняшний  день, так как усиливается социально-экономическое  неравенство общества.

Дискриминация на рынке труда  явление достаточно распространенное. Ее можно определить как неравные возможности работников, обладающих равной продуктивностью, или неодинаковое к ним отношение со стороны  работодателей, общества, государства. Трудовой дискриминации могут подвергаться как отдельные работники, так  и их определенные группы.

Цель данного исследования – «Дискриминация на рынке труда»

Для реализации вышеуказанной  цели необходимо решить следующие задачи:

- Дать полное определение:  всей экономике труда (что такое труд, потенциал, кадры и трудовые ресурсы).

- Полностью раскрыть данную тему (дать определение , рассмотреть причины и.т.д)

- Привести статистику  по Российской Федерации.

 

 

 

1. Теоретическая часть. Экономика труда

1.1 Социально-экономическая сущность труда; общественная организация труда, ее элементы.

Экономика труда - это наука  о закономерностях и общественных отношениях людей, складывающихся в  процессе вовлечения и осуществления  ими совместной трудовой деятельности, о механизмах действия и формах проявления этих отношений и закономерностей.

Труд с момента своего возникновения имел общественную природу, общественный характер, поскольку осуществляется сообща. В процессе труда люди постоянно  общаются и взаимно нуждаются  друг в друге. Общественный труд –  исключительное достояние человека, выступающего ведущей силой в  процессе взаимодействия с окружающей средой. Поэтому предметом изучения экономики труда являются специфические  законы и закономерности участия  людей в совместной трудовой деятельности, вопросы организации, нормирования и управления процессом общественного  труда. Развитие в России экономики  рыночного типа, становление рыночных отношений сопряжено с формированием  системы рынков, важнейшим звеном которой является рынок труда. Это  обусловило расширение свойственного  прежде российской науке узкого, «внутрипроизводственного»  толкования предмета экономики труда  за счет включения в него всей совокупности проблем, связанных с закономерностями вовлечения, включения трудоспособных граждан в процесс общественного  производства.

В этой связи экономика  труда может быть определена как  наука, изучающая всю совокупность социально-трудовых отношений, закономерности их развития, механизмы действия и  формы проявления в различных  конкретных общественно-исторических условиях.

Социально-трудовые отношения - это часть общественных отношений, охватывающая отношения по поводу формирования, вовлечения и использования трудоспособного  населения в хозяйственной деятельности общества. Вся их совокупность может  быть условно разделена на два  круга отношений:

-отношения занятости, или совокупность экономических отношений по поводу включения трудоспособного населения в процесс общественного хозяйствования и обеспечения его рабочими местами;

-отношения непосредственно в процессе общественного труда по поводу его организации, распределения, нормирования, стимулирования и контроля, или внутрипроизводственные трудовые отношения.

Отношения занятости –  это, следовательно, составная часть  социально-трудовых отношений, обслуживающая  одну из важнейших экономических  пропорций - обеспечение сбалансированности вещественных и личного факторов производства. В зависимости от уровня развития производительных сил и  формы организации хозяйственной  жизни эта задача решается по-разному. В рыночной экономике ее решение  достигается посредством купли-продажи  рабочей силы на рынке труда. Отношения  занятости включают целый набор  элементов: поиск работы и рабочей  силы; порядок и условия найма  и высвобождения работников; условия, содержание и формы оплаты труда, сопутствующие льготы; формирование трудовых качеств, обучение и подготовка кадров как вне, так и в самом  процессе производства; их горизонтальная и вертикальная мобильность (перемещение  и продвижение); предоставляемые  обществом гарантии осуществления  права на труд и меры социальной защиты занятости.

Для характеристики степени  участия трудоспособного населения  в общественной хозяйственной жизни  используется понятие «занятость», представляющее собой сложную многоплановую социально-экономическую категорию, находящуюся под влиянием многообразных социальных и экономических факторов. Сам термин «занятость» означает участие людей в общественно-полезной деятельности, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящей им заработок или доход. Однако, будучи функциональной характеристикой населения, он представляет собой итоговый момент процесса вовлечения трудоспособных граждан в общественное производство и распределения их по конкретным родам и видам труда.

Понятия "труд", "рабочая  сила", "трудовые ресурсы", нередко  употребляемые как синонимы, отнюдь не тождественны, хотя и тесно взаимосвязаны. В экономической науке под  рабочей силой понимается способность к труду, а под трудом - целесообразная деятельность человека. Способность к труду реализуется в процессе труда, т.е. в процессе целесообразной деятельности. Трудовые ресурсы (или трудоспособное население) - это носители рабочей силы, часть населения страны, способная к трудовой деятельности, т.е. обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве. К этой категории относятся лица трудоспособного возраста (в России - мужчины 16-59 лет и женщины 16-54 лет за исключением инвалидов I и II группы), а также население старше и моложе указанного возраста, фактически работающее в общественном производстве.

Совокупная способность  к труду, которой располагает  общество, называется трудовым потенциалом. При этом значительная его часть (способность к труду домашних хозяек, большинства студентов очного обучения и т.п.) не используется в общественном хозяйстве.

Воспроизводство трудовых ресурсов определяется воспроизводством всего населения, однако, эти процессы не совпадают, что объясняется в частности следующим: 1. изменение рождаемости отражается на численности ресурсов только после того, как дети достигнут трудоспособного возраста; 2. выбытие людей из трудоспособного возраста (достижение пенсионного возраста) влияет только на численность трудовых ресурсов. Воспроизводство трудовых ресурсов осуществляется за счет населения трудоспособного возраста, а также работников моложе и старше этого возраста. Численность населения трудоспособного возраста зависит от естественного движения миграции этой части трудовых ресурсов, а работников моложе и старше трудоспособного возраста - от их численности и уровня занятости.

Рабочая сила представляет собой потенциальную способность  к труду, а труд - функционирующую  способность, функционирующую рабочую  силу. Поэтому понятие "рабочая  сила" - более широкое. Оно включает как занятых в общественном производстве, т.е. уже вступивших в трудовые отношения и имеющих рабочее место, так и тех, кто его не имеет, но нуждается в труде по найму и активно ищет работу, т.е. безработных.

В соответствии с методологией ООН к занятому населению относятся:

1) работающие по найму (включая временно нетрудоспособных и находящихся в отпусках);

2)предприниматели;

3)ученики, получающие жалованье;

4)частично занятые учащиеся и домохозяйки;

5)лица свободных профессий;

6)военнослужащие;

7)члены семьи, помогающие в ведении семейной фирмы (семейного предприятия: магазина, фермы, конторы, мастерской).

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание разнообразных материальных и духовных (культурных) ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда – это  все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для  приобретения полезных свойств и  удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда – это  то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся  машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Характеризуя виды труда, можно выделить четыре группы признаков, отличающих тот или иной вид трудовой деятельности: характер и содержание труда; предмет и продукт труда; средства и способы труда; условия труда.

Классификация видов труда  по его характеру и содержанию рассматривается в двух аспектах — социальном и структурном.

Социальный характер труда  обусловлен формой собственности на средства производства. По этому признаку различаются частный труд (труд собственника или арендатора) и наемный труд. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в  выделении двух его организационных  форм, а именно — труда индивидуального  и коллективного. Кроме того, социальный характер труда проявляется в  формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение).

Структурный характер труда  формируется под влиянием особенностей содержания труда с точки зрения двух главных параметров:

преобладания в нем  умственных либо физических функций, а  также от доли творческого и репродуктивного (нетворческого) труда;

степени квалификационной сложности  труда, определяемой количеством составляющих его элементов, их разнообразием, новизной, а также условиями выполнения. Квалификационная сложность труда  конкретного работника определяется соответственно его разряду по принятой тарифной системе.

Классификация видов труда  по его предмету и продукту базируется на профессиональном, функциональном и отраслевом разделении труда. По профессиональному признаку может быть, в частности, выделен труд научный (или исследовательский), инженерный, управленческий, производственный, педагогический, врачебный и др. По функциональному признаку виды труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в экономическом цикле хозяйственной деятельности. В отличие от практиковавшегося при директивно-плановой системе выделения трех стадий — производства, распределения и потребления, при рыночной экономике структура экономического цикла принципиально меняется. Стадии производства предшествуют стадии изучения, анализа и прогнозирования спроса, проведения исследований и разработок новых видов продукции и технологий, научно-технической, экономической и организационной подготовки производства, а директивное распределение продукции заменяется стадией свободной ее реализации самим товаропроизводителем с доведением товаров до непосредственных потребителей. Соответственно этому каждой стадии присущ тот или иной характерный для нее вид труда (в данном случае уместнее говорить о видах деятельности), что позволяет выделить труд предпринимательский, инновационный, воспроизводственный и коммерческий (последний в то же время отражает и профессиональный признак).

Информация о работе Дискриминация на рынке труда