Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:08, курсовая работа
Цель данного исследования – «Дискриминация на рынке труда»
Для реализации вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать полное определение: всей экономике труда (что такое труд, потенциал, кадры и трудовые ресурсы).
- Полностью раскрыть данную тему (дать определение , рассмотреть причины и.т.д)
- Привести статистику по Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть. Экономика труда………………………………………………...4-11
1.1 Социально-экономическая сущность труда; общественная организация труда, ее элементы…………………………………………………………………………………….4
1.2 Потенциал общества…………………………………………………………………...10
1.3 Кадры……………………………………………………………………………………11
2. Сущность дискриминация………………………………………………………………12-17
2.1 Понятие и причины дискриминации…………………………………………………..12
2.2 Понятие и виды дискриминации в сфере трудовых отношений……………………..13
2.3 Методы борьбы с дискриминацией……………………………………………………15
3. Характеристика дискриминации в России……………………………………………...18-23
3.1 Статистика по РФ о дискриминации на рынке труда ………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………………………..25
Отраслевой признак позволяет
выделить такие виды труда, как промышленный
(в том числе добывающий и обрабатывающий),
сельскохозяйственный (в том числе
растениеводческий и
Классификация видов труда по применяемым средствам и способам труда позволяет выделить труд ручной (технически невооруженный), труд при машинах и механизмах (связанный с их обслуживанием – наладкой, смазкой, ремонтом, уборкой), труд механизированный (технически вооруженный) и труд автоматизированный (компьютеризованный), низко-, средне- и высокотехнологичный.
Классификация видов труда в зависимости от условий труда предусматривает выделение таких видов, как труд стационарный и передвижной, наземный и подземный, легкий, средней тяжести и тяжелый, привлекательный и непривлекательный, нерегламентированный (свободный), регламентированный и жестко регламентированный с принудительным ритмом, труд в нормальных либо в тяжелых и вредных для здоровья условиях.
Разделение труда - это разделение трудовых усилий, требуемых для производства продукта (услуги или любого другого блага), на отдельные виды и операции, выполняемые разными работниками. Иначе говоря, это специализация трудовой деятельности, приводящая к появлению и сосуществованию различных видов труда. Различают «общее» (между сферами хозяйства, например, между промышленностью, сельским хозяйством и торговлей и др.), «частное» (отдельные отрасли промышленности, сельского хозяйства и т.п.) и «единичное» (внутри предприятий) разделение труда.
Различают следующие формы разделения труда на предприятиях:
функциональное — в
зависимости от характера выполняемых
работниками функций на производстве
и участия их в производственном
процессе. По этому признаку работники
делятся на рабочих, служащих, младший
обслуживающий персонал, сторожевую
и пожарную охраны, учеников. В свою
очередь рабочие могут
технологическое — по фазам,
видам работ, изделиям, узлам, деталям,
технологическим операциям. Оно
определяет расстановку работников
в соответствии с технологией
производства и в значительной степени
влияет на уровень содержательности
труда. При узкой специализации
в работе появляется монотонность,
при слишком широкой
профессиональное — по
специальностям и профессиям. Исходя
из этой формы разделения труда устанавливается
требуемая численность
квалификационное — по сложности и точности работ в соответствии с профессиональными знаниями и опытом работы. Разделение труда здесь осуществляется по уровню квалификации работников исходя из требуемой квалификации работ.
Разделение труда является
важнейшим условием и показателем
уровня развития общества. Оно послужило
общей основой перехода от натурального
хозяйства к товарному
Разделение труда, появление
различных его видов – основа
формирования структуры занятости, т.е.
распределения работников по разным видам
трудовой деятельности. К важнейшим для
народного хозяйства относятся отраслевая
и профессионально-
Отраслевая структура занятости - это распределение всех работающих по сферам общественного производства и отраслям народного хозяйства, отражающее уровень развития производительных сил и общественного разделения труда. Это одна из важнейших народнохозяйственных пропорций, определяющих направление и объемы необходимой подготовки кадров и распределения трудовых ресурсов, потребности экономики в рабочей силе.
Профессионально-
Важнейшие соотношения профессионально-
Изменение потребностей экономики
в конкретных видах труда связано
с необходимостью переподготовки работников
и освоения ими новых профессий,
повышения уровня квалификации. При
этом огромную роль играют профессиональная
ориентация и отбор, развитие современной
системы профессионального
В основе профессионально-
Многие профессии
Практическое осуществление того или иного конкретного вида трудовых функций требует определенной квалификации, т.е. владения определенным набором специальных навыков, знаний и умений, приобретаемых в результате специального профессионального обучения и опыта практической работы. Уровень профессиональной квалификации определяется для рабочих профессий и специальностей посредством разрядов, в профессиях умственного труда – с помощью категорий (например, слесарь 6 разряда, инженер 1, 2, 3-ей категории).
Далее рассмотрим важные темы для исследования - это потенциал и кадры.
1.2 Потенциал общества.
Трудовой потенциал общества
– совокупная общественная способность
к труду, потенциальная трудовая дееспособность
общества.
Структура трудового потенциала общества
включает в себя: трудовой потенциал личности;
трудовой потенциал коллектива предприятия,
организации, фирмы; трудовой потенциал
отрасли, региона и т.д.
Качественная сторона трудового потенциала
общества характеризуется:
Количественная сторона трудового потенциала
выражается численностью трудоспособного
населения и ресурсами рабочего времени
(потенциальным фондом рабочего времени).
Профессиональные образовательные программы
направлены на решение задач последовательного
повышения профессионального и общеобразовательного
уровней, подготовку специалистов соответствующей
квалификации. На качество профессиональной
подготовки работников влияют следующие
факторы: профессиональная и социальная
ориентация, профессиональный отбор; состояние
материально-технической базы обучения;
программы и методы обучения, информационное
обеспечение процесса обучения; качество
преподавательских кадров; финансовое
обеспечение; качество обучаемых работников
и их мотивация и стимулирование; приобретение
практических навыков, адаптация к реальным
условиям работы; конкуренция на рынке
труда; социально-психологический климат
в коллективе.
1.3 Кадры
Кадры – понятие одновременно
и собирательное и многоуровневое:
- собирательное, т. к. объединяет работников
различных отраслей деятельности, профессий,
специальностей, видов труда;
- многоуровневое, т. к. состав
кадров отражает структуру органов социального
управления и иерархию работников внутри
организаций (руководители, специалисты,
исполнители), которые в свою очередь,
также могут ранжироваться по различным
признакам (по квалификации, по подчиненности
и т. д.).
Классификация кадров может производиться
по различным классификационным признакам,
например, по сферам организации общества
и иерархии управления, по отраслевой
принадлежности, по профессиям, по социально-демографическим
признакам, по содержанию труда и т.д.
К кадрам органов государственного
и муниципального управления можно
отнести ту часть персонала этих органов,
которая непосредственно выполняет функции
управления общественными делами государственного
и местного значения.
Кадровый потенциал – это совокупность человеческих ресурсов и резервов общества, которые формируются с целью и в процессе создания материальных и духовных ценностей и в управлении общественными делами.
2. Сущность дискриминация
2.1 Понятие и причины дискриминации.
Дискриминация в области
труда и занятий означает иное
и менее благоприятное
Не может считаться
дискриминацией различия в обращении
и вознаграждении, если они основаны
на различии в производительности труда.
Некоторые работники и
С разнообразными проявлениями дискриминации
на рынке труда в большинстве стран ведется
последовательная борьба, но она осложняется
устойчивым характером общественных традиций,
нравов, предубеждений. А предубеждения,
как мы видим, является очень существенной,
и, думается, основной причиной для отказа
потенциальному работнику.
Исходя из вышесказанного, попробуем дать
определение дискриминации, с разных позиций.
С общесоциальных позиций, дискриминация
– это разрушительный процесс, формирующий
социальную дифференциацию, основанную
на ущемлении прав одних социальных групп
другими. Дискриминация – это проявление
социального неравенства в одной из самых
крайних форм, это отрицание прав социальной
группы, основанное, как правило, на выделении
каких-либо признаков.
С точки зрения социальной психологии,
дискриминация – это способ поддержания
доминирующего положения социального
субъекта (личности, группы). Это одна из
форм отрицающего поведения, в основе
которого лежит предубеждение об отсутствии
у дискриминируемых неких свойств, которые
позволяют отказывать им в правах, возможностях
и т.п.
С точки зрения права, дискриминация –
это запрещенная дифференциация, причем
основания, по которым дифференциация
запрещена, зафиксированы в законе. В Трудовом
кодексе РФ выделено 15 оснований, по которым
запрещено сравнение, причем список носит
открытый характер, т.е. основания могут
быть расширены. Дискриминация – сложное
правовое явление, проявляющееся через
нарушения прав, но не всякое нарушение
прав является дискриминацией1,
поэтому доказывать существование дискриминации
в отношении отдельного человека крайне
тяжело.
В целом, логика отрицания дискриминации
строится на том, что возможностей для
сравнения людей, в том числе и в сфере
труда – очень много. Сравнение должно
строиться на основе поступков, деятельности,
реальных результатов (результаты деятельности,
квалификация, опыт и т.п.), а не представлений,
предубеждений и мифов. В противном случае
это приводит к нарастанию необоснованной,
а значит и несправедливой социальной
дифференциации, к конфликтности, социальной
напряженности, отчуждению.