Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших направлений деятельности государства в современных условиях является социальная политика. Ее суть заключается в регулировании социально-экономических условий жизни населения, в обеспечении благосостояния и достойного уровня существования всех граждан.
Основной характеристикой достигнутого обществом уровня благосостояния являются размеры доходов населения и степень их дифференциации у различных социальных групп. В современной жизни вопросы сущности и содержания доходов населения, их места в экономической системе, механизм дифференциации являются актуальными, значимость их с теоретической и практической точек зрения возрастает. Доходы населения — важнейший показатель рыночной экономики, позволяющий оценить возможности населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…….……….…4
1 Понятие и классификация доходов населения ..…………….………...……..…6
1.1 Классификация доходов населения……..………………….……..….….…..…6
1.2 Классификация доходов населения………………..…..…….…….….………..9
2 Проблемы распределения доходов населения……………………………….…13
2.1 Распределение личных доходов……………………………………….………13
2.2 Государственное регулирование распределения доходов ……..………...…18
3 Денежные доходы в Республике Беларусь………………………………...……25
3.1 Анализ денежных доходов населения в Республике Беларусь……...………25
3.2 Пути увеличения денежных доходов населения……………..………………28
Заключение………………………………………………………………..….…..…31
Список использованных источников……………………..………….…..….….…33

Файлы: 1 файл

Курсовая Доходы населения (Ярахмедов Эльчин).docx

— 141.05 Кб (Скачать файл)

Представители неоклассического направления — А. Маршалл, Дж.Б. Кларк, А. Пигу, Ф. Хайек, М. Фридман по вопросу регулирования доходов населения, также как и представители классической школы, полагались на рыночный механизм.

Что касается неолиберализма, то его представители считали, что регулирование доходов населения осуществляется при взаимодействии рыночного механизма, а также распределении по принципу «социального выравнивания». В этом взаимодействии велика роль государства, обеспечивающего возможность повышения доходов.

Дж.М. Кейнс и его последователи создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством: рынок обеспечивает эффективность, а государство - экономическую и социальную стабильность.

Представители ииституционализма в основе механизма регулирования доходов населения видят совокупность институтов, оказывающих воздействие на интересы всех слоев общества. Более того, представители данной теории полагают, что государственное воздействие необходимо сочетать с рыночным механизмом регулирования экономики.

Роль государства на современном  этапе следует отметить, существенно  возрастает. В течение более 2-х  десятилетий идет активное переосмысление его значимости в экономическом  развитии и выявление тех тенденций, которые будут определять его  место в обществе XXI века. На наш  взгляд, государство в трансформационной экономике начинает активно вмешиваться в регулирование экономики в целом, а также в регулирование распределительных отношений общества.

Функциональное распределение дохода отражает реальное его распределение  среди  граждан  в  условиях,  когда  возможна  однозначная идентификация  социального  статуса  как лица  наемного  труда,  так и собственника  вещественного капитала.  В современных условиях  налицо размывание социального статуса, выражающееся в том, что наемные работники одновременно являются собственниками капитала, владея различными видами ценных  бумаг,  недвижимостью,  организуя частный бизнес.  Если  около 90 % населения учитывается национальной  статистикой как лица наемного  труда и вместе с тем доля собственников (с учетом членов семьи) доходит до 50 %, то налицо диверсификация социального статуса, которая если не снимает,  то значительно сглаживает проблему классового противостояния [21, с. 457].

Диверсификация  социального  статуса  тесно  связана  с  повышением степени  подвижности  социально-экономической  иерархии  и  мобильностью труда.

Функциональное распределение  доходов, как видим, не отражает доходы семей  и  частных  лиц,  которые  могут  владеть  разными  производственными  факторами. Совокупные доходы населения  формируются из разных источников и перераспределяются между семьями в зависимости от их величины и состава.

Персональное  распределение  доходов измеряет  распределение  доходов между семьями (семья может состоять и из 1 человека).

Персональное  распределение  доходов  отличается  значительной неравномерностью, измерить которую  можно на основе методологии Парето—Лоренца—Джини.  Еще в  начале  XX  в.  В.  Парето  на  основе  фактических данных о распределении доходов сформулировал закон, названный его именем.

Согласно  «закону Парето»  между  уровнем  доходов  и  числом  их  получателей существует  обратная  зависимость,  иначе  говоря,  персональное  распределение  доходов  устойчиво  неравномерно,  причем  уровень  неравномерности  в распределении  доходов  —  «коэффициент  Парето»  —  в  разных  странах приблизительно  одинаков.  В  концепции  Парето  дифференциация  доходов рассматривается  как неизменная и независимая  от социальных и политических факторов величина [21, с. 457].

На основе данных о распределении  доходов все семьи можно объединить в  определенные  доходные  группы. Сопоставив  долю  каждой  из  групп  в совокупном доходе, можно  построить график, иллюстрирующий дифференциацию доходов [21, с. 457].

Если доходы распределяются  равномерно, то каждая группа семей  должна получать доход, соответствующий  ее удельному весу, а график распределения  доходов будет представлен  биссектрисой.

Противоположное  абсолютному  равенству  гипотетическое  абсолютное неравенство соответствует ситуации, когда 1 % семей получает 100 % дохода, а другие  не  получают  ничего.  В  этом  случае  график  распределения  дохода представлен  кривой,  совпадающей  с  осями  системы  координат  с  вершиной  в точке В [21, с. 457].

Степень неравенства доходов  в обществе отражается при помощи ряда показателей.

Равномерность распределения  доходов среди населения изучается  с помощью коэффициентов:

– фондов (отношение суммы  средних доходов самого богатого к сумме средних доходов самого бедного населения);

– дифференциации (отношение  минимального душевого дохода у самого богатого населения к максимальному  душевому доходу у самого бедного  населения).

Коэффициенты фондов и  дифференциации характеризуют, во сколько  раз доходы богатых превышают  доходы бедных. Чем ниже уровень  жизни в стране, тем выше эти  показатели.

Коэффициент дифференциации всегда меньше коэффициента фондов.

Такие коэффициенты, рассчитываемые для 10% населения, называются децильными; 20% населения – квинтильными и 25% населения – квартильными.

Децильный (квартильный) коэффициент дифференциации доходов населения – отношение минимальных доходов 10% (25%) самого богатого населения к максимальным доходам 10% (25%) самого бедного населения.

Децильный коэффициент дифференциации определяется отношением:

Кd= d9/d1                                                           (1.1);

где d1 ,d9 – первый и девятый децили доходов. Чем выше уровень жизни населения, тем меньше эти показатели.

Для оценки равномерности  распределения доходов населения  используют коэффициент Джини. Коэффициент Джини – показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (доходу). От 0 до 1. Ближе к «1» – высокая степень расслоения в обществе, а к «0» – низкая степень расслоения в обществе.

Чем выше значение коэффициента Джини, тем значительнее неравенство доходов. К примеру, по данным ООН, для Швеции он равен 0,25, Германии – 0,28, Литвы – 0,32. В странах Центральной Европы и Балтии, где рыночные реформы проводили радикально и быстро, коэффициент достиг 0,3. В странах, где реформы практически не проводились, достигнуто такое же или более высокое значение коэффициента: Туркменистан — 0,41, Азербайджан —0,36. А в странах СНГ, где были проведены лишь частичные реформы, зарегистрирован рост коэффициента до 0,40 и более. В Беларуси за последние два года коэффициент Джини уменьшился с 0,3 до 0,27.

Исследования показывают, что наибольший вклад в рост социального  неравенства в странах с переходной экономикой вносит дифференциация заработной платы. В Беларуси в последние  годы дифференциация зарплат была уменьшена  за счет опережающего подтягивания зарплат  низкооплачиваемых работников. Поэтому и уменьшился коэффициент Джини. Но далее этот процесс может прекратиться, потому что перепады тарифов между позициями разрядной сетки теряют свою стимулирующую роль.

Коэффициент Джини можно рассчитать по формуле Брауна:

,               (1.2);

или по формуле Джини:

,                      (1.3);

где   — коэффициент Джини,   — кумулированная доля населения (население предварительно ранжировано по возрастанию доходов),   — доля дохода, которую в совокупности получает  ,   — число домохозяйств,   — доля дохода домохозяйства в общем доходе,   — среднее арифметическое долей доходов домохозяйств.

Коэффициент Джини принимает значения от 0 до 1. Чем ближе к 1, тем выше уровень неравенства в распределении совокупного дохода.

Коэффициент Джини позволяет сравнивать распределение признака в совокупностях с различным числом единиц (например, регионы с разной численностью населения). Кроме того, он дополняет данные о ВВП и среднедушевом доходе и служит своеобразной поправкой этих показателей и позволяет отслеживать динамику неравномерности распределения признака (дохода) в совокупности на разных этапах.

Коэффициент Джини может быть использован:

- для сравнения распределения признака (дохода) между различными совокупностями (например, разными странами). При этом нет зависимости от масштаба экономики сравниваемых стран;

- для сравнения распределения  признака (дохода) по разным группам  населения (например, коэффициент  Джини для сельского населения и коэффициент Джини для городского населения).

Вместе с тем, довольно часто коэффициент Джини приводится без описания группировки совокупности, то есть часто отсутствует информация о том, на какие же именно квантили поделена совокупность. Так, чем на большее количество групп поделена одна и та же совокупность (больше квантилей), тем выше для неё значение коэффициента Джини.

Коэффициент Джини не учитывает источник дохода, то есть для определенной локации (страны, региона и т. п.) коэффициент Джини может быть довольно низким, но при этом какая-то часть населения свой доход обеспечивает за счет непосильного труда, а другая — за счет собственности. Так в Швеции значение коэффициента Джини довольно низко, но при этом только 5 % домохозяйств владеют 77 % акций от общего количества акций, которым владеют все домохозяйства. Это обеспечивает этим 5 % доход, который остальное население получает за счет труда.

Коэффициент Лоренца как  относительная характеристика неравенства  в распределении доходов определяется по формуле:

                                         (1.4);

В случае полного равенства  в распределении доходов коэффициент  Лоренца равен 0, при полном неравенстве 1.

Для определения меры неравенства  доходов в обществе используется кривую Лоренца (рис. 1).

Рис. 1  Кривая Лоренца для Беларуси

 

Социальная функция налогов  позволяет государству сглаживать дифференциацию доходов в обществе путем введения прогрессивного налогообложения. Прогрессивные налоги делают распределение  доходов более равным, поэтому кривая Лоренца после уплаты налогов смещается в сторону линии полного равенства. С 2009 года в Беларуси ушли от прогрессивных ставок по подоходному налогу. В настоящее время, вне зависимости от величины дохода, используется ставка налогообложения, равная 12%. Хотя на величину доходов населения государство все равно влияет через систему льгот, устанавливаемых на налогооблагаемую базу дохода каждого конкретного человека. Например, в зависимости от количества детей у него, в зависимости от того, оплачивает ли он своим детям обучение в вузах, оплачивает ли он строительство или реконструкцию собственного жилья, и др.

Дифференциация доходов  складывается под воздействием разнообразных  факторов, связанных с личными  достижениями или независимых от них, имеющих  экономическую,  демографическую,  социобиологическую  или политическую  природу.  Среди  причин  неравномерности  распределения доходов выделяют: различия в способностях (физических и интеллектуальных), различия  образования  и  квалификации,  трудолюбие  и  мотивацию, профессиональную  инициативность  и  склонность  к  риску,  происхождение, размер и состав семьи, владение собственностью и положение на рынке, удачу, везение  и дискриминацию [21, с. 459].

Все  многообразие  факторов,  влияющих  на  дифференциацию  доходов, можно  условно  разделить  на  зависящие и не  зависящие от  личных  усилий доходополучателей.  Граница между этими группами  факторов  может быть более или менее подвижной:  врожденные  способности и талант  могут не привести  к росту дохода  и не  найти применения,  в то  время как скромные способности могут быть развиты в результате образования и сильной трудовой мотивации;  владение собственностью по наследству может  привести  как  к  ее приумножению,  так  и  к  утрате  объектов  собственности  и  доходов  от  нее. Факторы  дифференциации  по-разному  влияют  на  степень  неравномерности распределения доходов. В целом доходы распределены более неравномерно по факторам  собственности,  чем  по  трудовым,  но  соотношение  между  этими факторами различно в разных странах и в разное время.

Сопоставление  распределения  доходов  и  распределения  способностей между людьми показывает, что доходы, даже трудовые, а не от собственности, распределены не столь равномерно, как способности.

Все факторы дифференциации доходов, не зависящие от личных усилий, выполняют роль своеобразных барьеров на пути повышения доходного статуса.

 

 

2.2 Государственное регулирование распределения доходов

 

 

Значительное неравенство  в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния.  Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1. Регулирование доходов населения;

2. Перераспределение доходов через государственный бюджет [8, с. 246].

Практика регулирования доходов предполагает: установление гарантированного минимума  (или ставки) заработной платы,  который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины,  иностранные рабочие,  а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат; регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции; защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике