Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 01:31, курсовая работа
Одним из важнейших направлений деятельности государства в современных условиях является социальная политика. Ее суть заключается в регулировании социально-экономических условий жизни населения, в обеспечении благосостояния и достойного уровня существования всех граждан.
Основной характеристикой достигнутого обществом уровня благосостояния являются размеры доходов населения и степень их дифференциации у различных социальных групп. В современной жизни вопросы сущности и содержания доходов населения, их места в экономической системе, механизм дифференциации являются актуальными, значимость их с теоретической и практической точек зрения возрастает. Доходы населения — важнейший показатель рыночной экономики, позволяющий оценить возможности населения.
Введение…………………………………………………………….…….……….…4
1 Понятие и классификация доходов населения ..…………….………...……..…6
1.1 Классификация доходов населения……..………………….……..….….…..…6
1.2 Классификация доходов населения………………..…..…….…….….………..9
2 Проблемы распределения доходов населения……………………………….…13
2.1 Распределение личных доходов……………………………………….………13
2.2 Государственное регулирование распределения доходов ……..………...…18
3 Денежные доходы в Республике Беларусь………………………………...……25
3.1 Анализ денежных доходов населения в Республике Беларусь……...………25
3.2 Пути увеличения денежных доходов населения……………..………………28
Заключение………………………………………………………………..….…..…31
Список использованных источников……………………..………….…..….….…33
Основным элементом новой интегрированной модели политики доходов является активная деятельность государства, его органов по созданию всесторонних возможностей для получения достаточного дохода всеми трудоспособными людьми. В основе этого должна лежать экономически обоснованная и социально справедливая заработная плата, ключевыми компонентами формирования которой являются качественное образование, здравоохранение и хорошо функционирующий рынок труда.
Основой реализации новой модели политики доходов становится самообеспечение, в процессе которого все граждане трудоспособного возраста должны обеспечивать благосостояние свое и своих семей собственной активной экономической деятельностью и зарабатывать своим трудом заработную плату, прибыль и другой доход.
Основным направлением
государственного регулирования процессов
формирования и распределения доходов
должно стать повышение его
Необходимо скорректировать государственные гарантии нижних пределов оплаты труда с тем, чтобы его уровень стал соответствовать стоимости набора товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, включая не только физиологические потребности, но и обеспечение квалификационного роста и развитие творческого потенциала работника.
Следует создать систему государственных социальных гарантий работникам в области стимулирования и оплаты труда в соотнесенности с минимальным потребительским бюджетом и экономическими возможностями народного хозяйства республики с целью преодоления социально несправедливой и экономически неоправданной ситуации, при которой люди, официально нигде не работающие («челноки», «менялы», спекулянты и др.), получают более высокий доход, чем работающие.
Необходимо усилить государственное содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, создав для этого нормативно-правовые гарантии и благоприятный бизнес-климат.
Представляется важным отказаться от пассивного варианта социальной политики, при котором основное внимание сосредоточено на оказании материальной помощи безработным и на административном сдерживании процессов высвобождения работников, приводящем к накоплению и росту скрытой безработицы, и переориентировать эту политику на создание новых рабочих мест с помощью благоприятных кредитно-финансовых, налоговых и инвестиционных предпосылок, на расширение профориентационных услуг, совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки кадров, оказание помощи в трудоустройстве различным группам населения, прежде всего молодежи.
В условиях расширения сферы домашнего хозяйства в системе становления рыночных отношений все мероприятия, направленные на усиление стимулирующей роли заработной платы в активизации экономической активности населения в сфере наемного труда, необходимо увязывать с созданием благоприятных возможностей возрастания социальной и экономической значимости труда в домашнем хозяйстве, составляющем важный компонент в формировании рынка капиталов, товаров и рабочей силы, являющегося одним из действенных рычагов повышения активности экономического поведения различных групп населения и роста их реальных доходов.
Осуществление названных мер позволит существенно повысить размеры и роль доходов различных социальных групп и слоев в росте благосостояния белорусского народа.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Дифференциация доходов населения в Республике Беларусь находится в зависимости не только от факторов, влияющих на трудовую и социальную активность работников, но и в большей степени от изменения положения отдельных профессиональных и отраслевых групп на рынке труда. Различные отрасли экономики обладают неодинаковыми возможностями адаптации к новым рыночным условиям. Особенно низок уровень оплаты высококвалифицированного труда работников образования, здравоохранения, науки. Оценка труда в этих отраслях не соответствует ни их роли в развитии экономики, ни качественным характеристикам их рабочей силы.
В настоящее время в Республике Беларусь различия в доходах населения, обусловленные социально-профессиональными и отраслевыми факторами, усиливаются в зависимости от степени адаптированности населения к рыночным условиям. За годы реформирования у большинства населения еще не сформировалась система ценностей, трудовой мотивации, социальных установок, адекватных потребностям рыночной экономики.
Одним из направлений, регулирующих снижение дифференциации доходов, является изменение шкалы налогообложения. Принципы налогового перераспределения, принятые в каждой стране, наиболее полно отражаются в налогообложении индивидуальных доходов. В абсолютном большинстве развитых стран освобождены от налогов доходы, не обеспечивающие минимальные жизненные потребности, а максимальные ставки применяются к сверхвысоким доходам, превышающим уровень, определяемый в государствах как экономически и социально разумный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Произведенный в рыночной экономике национальный доход распределяется между участниками производства в соответствии с их вкладом в выпущенный продукт, а также для предотвращения неконтролируемого социального расслоения между членами общества.
Функциональное распределение дохода — распределение национального дохода между владельцами различных факторов производства, показывающее, какая доля дохода присваивается каждым из факторов. В результате функционального распределения формируются первичные доходы: заработная плата, процент, рента, предпринимательская прибыль.
Персональное распределение
дохода характеризует его
Закон Парето гласит, что 80% ВВП достается 20% населения, а оставшиеся 20% дохода распределяются среди 80% населения. Однако конкретные пропорции в распределении национального дохода в разных странах разные, поэтому количественную степень неравенства в распределении дохода рассчитывают с помощью коэффициента Джини. Он обозначает индекс концентрации доходов и измеряется от 0 до 1 — по мере перехода от полного равенства (0) до положения, когда все доходы достаются одному человеку (1). Графически степень неравенства в распределении дохода иллюстрирует кривая Лоренца, с помощью которой определяют, какую долю в совокупном доходе занимает каждая группа населения, начиная от беднейших и кончая наиболее состоятельными. Кроме того, она позволяет проанализировать различия в степени неравномерности во времени, а также между странами. Чем дальше от линии абсолютного равенства расположена кривая Лоренца, тем менее равномерно персональное распределение дохода.
Причинами неравенства доходов служат различия в способностях, уровне образования и профессиональной подготовке людей, происхождение, наличие собственности и степень господства на рынке, выбор сферы деятельности, места работы и жительства, просто везение.
Совокупность материальных и духовных благ, достающихся гражданам страны в обмен на их денежные доходы, а также поступающие им средства из общественных фондов формируют соответствующий уровень жизни.
Наиболее распространенный показатель уровня жизни — среднедушевой доход (ВВП на душу населения). Однако в связи с неравенством в распределении национального дохода среди населения страны показатель уровня дохода на душу населения не может служить достаточным основанием для характеристики уровня жизни, а тем более для международных сравнений.
Неравномерность в распределении доходов приводит к тому, что определенная часть граждан общества живет в бедности. Бедность не поддается точному определению, но в широком смысле можно отметить, что семья живет в бедности, когда ее основные потребности превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения.
Для сокращения бедности и уменьшения степени неравенства доходов государство проводит соответствующую социальную политику. Она включает комплекс мер по поддержанию уровня доходов граждан и созданию условий для удовлетворения их первостепенных нужд. В рамках социальной политики разрабатываются программы социального страхования и программы государственной помощи. Средства социального страхования распределяются в форме денежных выплат (пенсии и пособия), финансирования услуг (оплата лечебно-профилактической помощи, содержание домов-интернатов, покрытие затрат на организацию лечения и отдыха инвалидов и престарелых) и предоставления льгот (получение отдельными группами населения конкретных материальных благ и услуг). Программы государственной помощи обеспечивают пособиями тех, кто не имеет необходимых доходов в силу жизненных неудач, а также тех, кто содержит маленьких детей.
У политики перераспределения доходов и их выравнивания есть как сторонники, так и противники. Основной аргумент в пользу равенства доходов состоит в том, что любое перемещение доходов от относительно богатых граждан к относительно бедным увеличивает общую полезность в обществе, поскольку способствует удовлетворению более насущных потребностей за счет менее насущных. Главный довод оппонентов данной политики заключается в том, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности и в конечном счете оборачивается снижением уровня дохода в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике