Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:28, курсовая работа
Целью работы является изучение доходов общественного сектора, а также анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ, как основного источника государственных доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) Изучение источников доходов государства
2) Рассмотрение видов налогов, как основного источника доходов общественного сектора
3) Выявление принципов налогообложения
4) Анализ динамики и структуры налоговых доходов
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования доходов общественного сектора…..7
1.1 Понятие, сущность доходов государства, их источники…………………...7
1.2 Виды налогов, как основного источника доходов государства…………..12
1.3 Принципы налогообложения, сущность содержания налоговой системы, критерии оценки налоговых систем…………………………………….17
2 Оценка налоговых поступлений в бюджет РФ………………………………22
2.1 Анализ динамики и структуры основных налоговых доходов………..….22
2.2 Анализ структура доходов консолидированного бюджета РФ.…...…….26
3 Рекомендации по совершенствованию мобилизации налоговых доходов государственного сектора……………………………………………………….30
3.1 Меры повышения доходов общественного сектора………………………30
3.2 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов…………………...……….34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40
3) Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. К местным налогам относятся:
- земельный налог
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.
Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.
По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог.
В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.
Целевые налоги могут вводиться по ряду причин.
Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.
Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному государственному органу.
В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов.
Таким образом, рассмотрев виды налогов, мы выявили, что НДС является главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.
Рассмотрим принципы налогообложения, сущность содержания налоговой системы, критерии оценки налоговых систем.
1.3 Принципы налогообложения, сущность содержания налоговой системы, критерии оценки налоговых систем
Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают
обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Главные требования налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения:
Все принципиальные для системы налогообложения установки разграничиваются на две подсистемы: классические принципы налогообложения и внутринациональные.
Рисунок 5 – Подгруппы налогообложения
Принципы, входящие в первую группу, идеализируют налогообложение. Имеется в виду, что при условии строительства налоговой системы исключительно на основе их использования, она считается оптимальной. К классическим принципам принято относить равномерность, справедливость, дешевизну и удобство.
Принципы налогообложения РФ закреплены в Налоговом кодексе. Вот их перечень:
1. Принцип законности. Суть его в том, что каждое лицо обязано уплачивать сборы и налоги, установленные законом. Во время установления налогов всегда учитывается, есть ли у налогоплательщика фактическая способность к уплате налога.
2. Принцип недискриминации. Сборы и налоги не могут и не должны быть дискриминационного характера. Их нельзя применять различно, исходя из расовых, социальных, религиозных, национальных и других подобных критериев. Ни в коем случае не допускается установление дифференцированных ставок сборов и налогов, налоговых льгот в зависимости от места происхождения капитала, гражданства физических лиц или формы собственности.
3. Принцип экономической обоснованности. Имеется в виду, что сборы и налоги должны быть экономически обоснованными, а не произвольными.
4. Принцип единого экономического пространства. Он состоит в том, что недопустимо установление сборов и налогов, нарушающих единое экономическое пространство. То есть они не должны ограничивать свободное перемещение финансовых средств, работ, услуг, товаров в пределах Российской Федерации, а также создавать препятствия и ограничивать экономическую деятельность физических лиц и организаций, которая не запрещена законом.
Ни на кого нельзя возложить обязанность уплачивать сборы и налоги, а также прочие платежи и взносы, если они обладают признаками налогов и сборов, которые установлены Налоговым кодексом, но на самом деле не предусмотрены им.
5. Принцип определенности и ясности правового регулирования. В процессе установления налогов обязательно должны определяться все элементы налогообложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие именно сборы и налоги, в каком порядке и когда, ему необходимо их выплачивать.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков –
юридических и физических лиц на территории страны.
Налоговая система является важнейшим активным элементом рыночной экономики. Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся
действительность, она может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативные явления, утверждать цивилизованные правовые отношения в обществе.
Активность налоговой системы проявляется в проявлении ею двух
функций.
Рисунок 6 – Функции налогов.
Фискальная функция налогов позволяет государству формировать государственные денежные фонды, образующие условия для функционирования государства. Она показывает обязанности налогоплательщиков перед государством. Регулирующая функция налогов означает их использование для стимулирующего воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Регулирующая функция показывает обязанности государства перед налогоплательщиками.
Следовательно, выражая разные стороны налоговых отношений, обе функции – фискальная и регулирующая выступают в единстве: обязанности налогоплательщиков перед государством оборачиваются обязанностью государства перед налогоплательщиками. И чем совершеннее синтез этих функций, тем более доступна налоговая система для населения.
В современных условиях стимулирование экономических процессов через налоговую систему осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговые льготы. Налоговые льготы выражаются в пониженных налоговых ставках налогообложения для некоторых предприятий (в основном связанных с научно-техническим прогрессом); в виде налоговых кредитов (вычетов из величины первоначальных налогов), а также в отсрочке уплаты налога или полном освобождении от налогов (в основном малых предприятий и вновь образованных).
Любые аспекты функционирования общественного сектора, в том числе и относящиеся к налогообложению, должны оцениваться с позиций экономической эффективности и социальной справедливости. Вместе с тем в силу изъянов государства абсолютно эффективные решения, как правило, недостижимы. Нереально было бы также претендовать на абсолютно полную реализацию в налоговой системе принципов справедливости. Именно потому, что на практике невозможно построить идеальную налоговую систему. Однако недостижимость идеального состояния не означает, что любой подход к формированию доходов государства не лучше и не хуже другого. Нужны и действительно существуют практически ориентированные критерии. Эти критерии призваны отразить как требования эффективности, так и требования справедливости, а они не совпадают между собой.
Критерии оценки:
1) относительное равенство налоговых обязательств. Законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам. В этом состоит фундаментальная особенность налогообложения в демократическом обществе. Равенство граждан в сфере налогообложения не означает, что налоги не подлежат дифференциации. Дифференциация производится по четким критериям, соответствующих принятым в обществе представлениям о справедливости. Имеется два принципа дифференциации налогов:
- принцип получаемых выгод. Этому принципу отвечают различия в величине налогового бремени, соответствующее различиям в полезности действий государства для разных налогоплательщиков. Если для одного индивида эти действия полезнее, чем для другого, первый должен вносить больший вклад в финансирование общественных благ.
- принцип платежеспособности. Он предполагает соразмерность налогообложения объективной способности отдельных налогоплательщиков нести налоговое бремя.
Какой бы конкретный принцип не был положен в основу относительного равенства налоговых обязательств. Оно предусматривает равенство по горизонтали и по вертикали. Равенство по горизонтали – это непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении с точки зрения принятого принципа. Равенство по вертикали – это соответствие дифференциации налоговых обязательств индивидов различием в их положении, оцениваемым с точки зрения принятого принципа.
2) Критерий экономической нейтральности выражает аспект эффективности налоговой системы. Здесь рассматривается эффективность аллокации ресурсов внутри общественного сектора и анализ воздействия налогов на рыночное поведение производителей и потребителей. Такой анализ позволяет выявить искажающее влияние налогов и добиваться относительного уменьшения нежелательных искажений. Искажающим, называется налог, который воздействуя на мотивацию участников экономической жизни, побуждает их избирать аллокационные решения, отличающиеся по своей эффективности от тех решений, которые были бы приняты при отсутствии данного налога. Налог, который не оказывает такого действия называется неискажающим. Неискажающий характер носят аккордные налоги. Искажения связаны с формой обложения, способом, которым собираются средства.
3) Организационная простота. Сбор налогов как и любые другие экономически значимые действия требуют затрат. Затраты на обслуживание налоговой системы не мене значимы для характеристики ее экономической эффективности. Чем ниже затраты, тем яснее и единообразнее налоговые обязательства и легче проверка их выполнения. Затраты входят в состав административных издержек налогообложения. Они зависят от вида налога, дифференциации его ставок, наличии льгот и так далее. Организационная простота налога позволяет собирать суммы, необходимые государству для выполнения его функций при относительно низком уровне этих издержек.
4) Гибкость налога – это способность налога адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов, прежде всего на смену фаз делового цикла.