Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:28, курсовая работа
Целью работы является изучение доходов общественного сектора, а также анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ, как основного источника государственных доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1) Изучение источников доходов государства
2) Рассмотрение видов налогов, как основного источника доходов общественного сектора
3) Выявление принципов налогообложения
4) Анализ динамики и структуры налоговых доходов
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Теоретические аспекты формирования доходов общественного сектора…..7
1.1 Понятие, сущность доходов государства, их источники…………………...7
1.2 Виды налогов, как основного источника доходов государства…………..12
1.3 Принципы налогообложения, сущность содержания налоговой системы, критерии оценки налоговых систем…………………………………….17
2 Оценка налоговых поступлений в бюджет РФ………………………………22
2.1 Анализ динамики и структуры основных налоговых доходов………..….22
2.2 Анализ структура доходов консолидированного бюджета РФ.…...…….26
3 Рекомендации по совершенствованию мобилизации налоговых доходов государственного сектора……………………………………………………….30
3.1 Меры повышения доходов общественного сектора………………………30
3.2 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов…………………...……….34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40
5) Гласность и открытость. Общественность должна знать какова целесообразность введения того или иного налога, кто его должен платить. Налог должен быть прозрачным. Налоговая система должна строиться так, чтобы она могла отражать общественные предпочтения.
Таким образом, изучив, как теоретически формируются доходы общественного сектора, можно сделать вывод о том, что налоговые поступления являются основным источником доходов государства, для этого рассмотрим на практике формирование налоговых доходов общественного сектора. Для этого проанализируем динамику и структуру налоговых доходов, а также влияния НДС на формирование доходов федерального бюджета.
2. Оценка налоговых доходов бюджета РФ
2.1 Анализ динамики и структуры основных налоговых доходов
Формирование рыночных отношений в России привели к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы использовался опыт зарубежных стран.
Благодаря этому, она по видам налогов в основном соответствует общераспространенным в мировой практике системам налогообложения. Основой налоговой системы явились налоги, ориентированные на модель рыночно экономики (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество).
Однако фискальная роль отдельных налогов существенно отличается от принятых в мировой практике. Хотя следует отметить, что и в других странах нет единого подхода к формированию доходов бюджета. Налоговая политика любого государства, формирующая бюджетные ресурсы, ориентирована прежде всего на учет конкретной экономической ситуации и стратегических целей регулирования общественного производства.
Исходя из вышеизложенного, проведем краткий анализ структуры дохода бюджета страны а так же значимости некоторых налоговых поступлений.
Анализ налоговых поступлений в бюджета Российской Федерации за январь – октябрь 2010 - 2011гг.
Рисунок 7 – Поступление налоговых доходов в федеральный бюджет.
Как следует из рисунка 5 – в федеральный бюджет в январе – октябре 2011 года поступления составили 3 722,6 млрд. рублей. А федеральный бюджет в январе – октябре 2010 года составили 2 652 млрд. рублей. Это на 40,4 % чем в 2010года.
Что касается процентного и денежно соотношения налоговых доходов федерального бюджета 2010 и 2011гг. можно увидеть на следующем рисунке.
Рисунок 8 – Структура налоговых доходов федерального бюджета.
Анализ рисунка 6 показывает, что налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета, и составили в 2011 году 3 723 млрд. рублей, это на 1 071 млрд. рублей выше показателя предыдущего года.
Такой рост объясняется снижением налоговой нагрузки на экономику, а также ожиданиями менее благоприятной внешнеэкономической коньюктуры.
Основную долю налоговых доходов федерального бюджета составляют поступления налогов: это налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость, имущественный налог и акцизы.
В структуре косвенных налогов наиболее существенные поступления в федеральный бюджет формирует также НДС. Так, на его долю пришлось в 2010 г. – 42 %, а в 2011г. - 40 %. От всех налоговых доходов федерального бюджета.
Таким образом, несмотря на снижение ставки налога на добавленную стоимость его удельный вес в объеме налоговых доходов возрос на 361 млрд. рублей по сравнению с предыдущим годом и это повышение обусловлено улучшением собираемости налогов и пресечением «теневого» оборота товаров, незаконной предпринимательской деятельности контрабанды.
Наряду с НДС в структуре косвенных налогов в формировании доходов федерального бюджета существенную роль играют акцизы.
Если пронаблюдать роль акцизов, то у нас получится следующее:
1) 2010 год - 94 млрд. рублей.
2) 2011 год – 192 млрд. рулей.
Из этих данных видно, что уровень поступления сумм за акцизы повышаются. К примеру, если взять конкретно акцизы за нефтепродукты, то эти поступления выросли на 16,9% .
Анализ указывает на резкое увеличение акцизов по подакцизным товарам. Это связано с отменой акцизов на природный газ, а также передачей акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей свыше 9% в бюджете субъектов Федерации. Конечно, необходимость частичной компенсации отмены налога с продаж не вызывает сомнения, но федеральный бюджет должен разделять тяжесть налоговых реформ с региональными бюджетами. Поэтому, было бы целесообразней оставить часть акцизов на алкогольную продукцию в федеральном бюджете. Но, несмотря на это, увеличение поступлений, в частности, акцизов на табак, на этиловый спирт из всех видов сырья и на спиртосодержащую продукцию, производимые на территории России, связаны с повышением ставки акциза, а также сокращением доли нелегально выпускаемой продукции, с ужесточением контроля за деятельностью предприятий отраслей использующих производственные мощности ниже экономически оправданного уровня.
В доходах федерального бюджета наблюдается тенденция существенного повышения доли прямых налогов, и, прежде всего, налога на прибыль организаций. В 2011 году рост доходов федерального бюджета от налога на прибыль организаций составил 288 млрд. рублей. Такой рост обусловлен снижением нелегального вывода капитала и возвращением части репатриированной ранее валютной выручки.
Основной причиной роста поступлений налога на прибыль за 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также снижение удельного веса убыточных предприятий.
Определенную роль в формировании доходов федерального бюджета играют платежи за пользование природными ресурсами, в 2011 году наблюдалась тенденция их развития. По данным рисунка 6 мы видим, что в 2011 году платежи за пользование природными ресурсами в налоговых доходах федерального бюджета составили 1638 млрд. рублей, тогда как в 2010 году 1 124 млрд. рублей. Так же увеличилось процентное соотношение в 2010 году составило 42 % ,а 2011 году 44 %.
Социально-экономическое развитие зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним относят: динамику мировых цен на нефть, темпы роста мировой экономики, объем выплат по внешнему долгу и др. показатели. К внутренним условиям, не зависящим от политики государства, по крайней мере в краткосрочной перспективе, относят: демографическую ситуацию, высокую капиталоемкость и др. Ряд показателей находятся под воздействием экономической политики Правительства РФ: инфляция, реальный курс рубля, тарифы на продукцию естественных монополий, налогообложение и др.
В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов. Несомненно, все это оказывает положительное влияние на формирование бюджета страны.
В чем состоит вклад бюджета в обеспечении экономического роста? Прежде всего, в создании для него благоприятных условий за счет проведения структурных реформ, обеспечения макроэкономической стабильности и повышения эффективности государственного управления.
Исходя из этого, можно отметить главную особенность федерального бюджета – его ориентация на сохранение сбалансированности бюджетной системы в условиях существенного снижения налоговой нагрузки на экономику.
Таким образом, от научного обоснования налоговой политики государства, структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений зависит по сути дела, около 80% объема федерального бюджета – основной государственной казны.
Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Как известно, налоги выполняют две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.
Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.
Проблемы формирования налоговых доходов характерны для бюджетов всех уровней бюджетной системы, так как основу доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы составляют налоги.
2.2 Анализ структура доходов консолидированного бюджета РФ
После проведенного анализа структуры налоговых доходов страны а так же анализа федерального бюджета за 2010 – 2011гг. Сделать вывод о том, что общее поступления налоговых доходов в бюджет РФ, заметно возросло. Такая же тенденция характерна и для консолидированного бюджета РФ.
Анализ доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за январь – октябрь 2010 - 2011года
Рисунок 9 – Структура доходов федерального бюджета.
Рисунка 7 – показывает что в консолидированный бюджет Российской Федерации в октябре 2011 года поступило 884,5 млрд. рублей – это на 25,7% больше, чем в октябре 2010 года. А в январе - октябре 2011 года поступления составили 8 084,0 млрд. рублей – это составило на 27,7% больше, чем в январе - октябре 2010 года. Формирование всех доходов в январе - октябре 2011 года обеспечено на 82% за счет поступления налогов, а в январе – октябре 2010 года составляет 81 % что на 1 % меньше.
Рисунок 10 – Соотношение налоговых поступлений.
На данном рисунке отображено процентное и денежное соотношение налогов за 2010 – 2011гг. Доля налоговых доходов в консолидированном бюджете страны остается преобладающей. В определенной степени это может являться результатом проводимой налоговой реформы, основной целью которой Правительство РФ ставит снижение налоговой нагрузки на экономику.
Рисунок 11 – Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет РФ.
Анализируя рисунок 9 - можно сделать вывод что доходы основных налогов в консолидируемом бюджете возросли в 2011 году. К примеру: поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в октябре 2011 года составили 193,9 млрд. рублей и по сравнению с октябрем 2010 года выросли на 35,0%. А в январе - октябре 2011 года поступило 1 966,4 млрд. рублей – на 32,4% больше, чем в январе-октябре 2010 года.
Из общей суммы января - октября 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 287,9 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 678,5 млрд. рублей (85%). В январе-октябре 2010 года указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в октябре 2011 года поступило 144,3 млрд. рублей, что соответствует уровню октября 2010 года. В январе - октябре 2011 года поступило 1 485,1 млрд. рублей – на 32,1% больше, чем в январе-октябре 2010 года.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в октябре 2011 года поступило 8,2 млрд. рублей, или на 29,7% больше, чем в октябре 2010 года; в январе - октябре 2011 года поступило 75,4 млрд. рублей – в 1,8 раза больше, чем в январе - октябре 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в октябре 2011 года 52,8 млрд. рублей и выросли относительно октября 2010 года на 38,0%; в январе - октябре 2011 года поступило 502,1 млрд. рублей – на 37,4% больше, чем в январе-октябре 2010 года.
Из общей суммы января - октября 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 191,9 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 310,2 млрд. рублей (62%).
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в октябре 2011 года 186,6 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в октябре 2010 года; в январе - октябре 2011 года поступило 1 666,0 млрд. рублей – на 45,7% больше, чем в январе - октябре 2010 года, что обусловлено повышением цены на нефть (с 75,5$ в декабре 2009 года – сентябре 2010 года до 107,7$ в декабре 2010 года – сентябре 2011 года, или на 42,6%).
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в октябре 2011 года 92,7 млрд. рублей, что на 35,7% больше, чем в октябре 2010 года; в январе-октябре 2011 года поступило 595,7 млрд. рублей – на 10,7% больше, чем в январе-октябре 2010 года.