Достижение конкурентных преимуществ через использование управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.
Цель настоящей контрольной работы - исследовать проблему достижения конкурентных преимуществ через использование управления качеством.
Объект исследования - управление качеством.
В работе использованы отечественные и зарубежные учебники по вопросам менеджмента и управления качеством.

Содержание работы

Введение_____________________________________________________3
§ 1. Общее понятие качества_______________________________5
§ 2. Конкуренция и конкурентоспособность__________________7
§ 3. Пути достижения конкурентных преимуществ через использование управления качеством_________________________________________12
Заключение__________________________________________________17
Список литературы____________________________________________19

Файлы: 1 файл

Готовая по управлению качеством.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ ТРУДА И  СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу «Управление качеством»

На тему: «Достижение конкурентных преимуществ через использование управления качеством»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы______________________

Проверил(а)___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение_____________________________________________________3

 

§ 1. Общее понятие качества_______________________________5

§ 2. Конкуренция и конкурентоспособность__________________7

§ 3. Пути достижения конкурентных преимуществ через использование  управления качеством_________________________________________12

 

Заключение__________________________________________________17

Список литературы____________________________________________19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях современного бизнеса конкурентоспособность  любого предприятия, вне зависимости  от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции  и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством.

Еще совсем недавно мы говорили о  маркетинговой концепции управления бизнесом, однако сегодня наиболее современной считается концепция  Всеобщего управления качеством, главным  принципом которой остается стратегическая ориентация на потребителя.

Высокое качество продукции, удовлетворяющее  ожиданиям потребителя, является важным фактором принятия решений в пользу покупки именно Ваших товаров  или услуг. Если Вы способны внедрить современные технологии управления качеством быстрее, чем конкуренты, у Вас появится реальный шанс оставить их позади. Чем больше Вы ждете, тем больше отстаете от конкурентов.

Одной из основных проблем, стоящих  сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к  условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы - необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития.

Современная рыночная экономика  предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой  продукции. В настоящее время  выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной  задачей отечественной экономики  в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.

Цель настоящей контрольной  работы - исследовать проблему достижения конкурентных преимуществ через  использование управления качеством.

Объект исследования - управление качеством.

В работе использованы отечественные и зарубежные учебники по вопросам менеджмента и управления качеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Общее понятие качества

 

Качество — понятие  субъективное. Существует множество  трактовок и терминологических  подходов к его определению. В  быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные. При этом нужно понимать, что одно из наиболее распространенных определений качества как «удовлетворение потребностей покупателя» не ограничивается функциональными характеристиками продукта или услуги.

Потребность в обладании некими символами статуса является причиной покупок некоторых марок машин, определенных кредитных карт и т.д. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке любого продукта или услуги.

Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение  качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «качество».

А какие еще определения качества существуют?

В среде специалистов по проблемам  качества существует большое число  определений этой категории. Еще  в 1968 г. было выявлено более 100 различных трактовок, и с тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в первую очередь связано с многоаспектностью категории качества. Так, например, качество в философском смысле, представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом — «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости».

Один из патриархов теории управления качеством, Ф. Кроссби, определил качество как «соответствие требованиям», а его коллега Дж. Дуран —  как «соответствие назначению». Дж. Харрингтон определяет качество как «удовлетворение или превышение требований потребителя по приемлемой для него цене».

Большинство трактовок было обобщено Международной организацией по стандартизации (ISO), определяющей качество, как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

Качество зависит от степени  удовлетворения совокупности потребностей. Совокупность состоит из ряда элементов. Эти элементы называются составляющими качества. Основными составляющими качества, на которые производитель должен обращать внимание являются:

  • Определение потребностей рынка (качество выбора Вашего потребителя).
  • Качество проектирования продукта.
  • Качество процесса производства.
  • Соответствие качества конечной продукции проекту.
  • Качество послепродажного обслуживания.

Таким образом, уже зи определения качества следует, что  вложение средств в обеспечение перечисленных составляющих качества, гарантирующих получение продукта с ожидаемой потребителем ценностью, рассматривается в стратегии управления качеством как один из видов инвестиций. Причем эти инвестиции, по единодушному мнению руководителей компаний, внедряющих в свою деятельность элементы управления качеством, в настоящее время являются наиболее выгодными.

 

 

§ 2. Конкуренция  и конкурентоспособность

 

Конкуренция – это  основа рыночных отношений. Соперничество  между субъектами и объектами  рынка способствует появлению нового качества продуктов и услуг. Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка. Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

С конкуренцией тесно связано и  понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность  – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие  конкурентоспособности применяют  как к товарам (услугам), так и  к предприятиям, фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

  • полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
  • определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);
  • конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

 

Рис. 1. Параметры конкурентоспособности

 

 

 

Параметры конкурентоспособности продукции (рис. 1) подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).

Структура конкурентоспособности  предприятия значительно сложнее конкурентоспособности продукции, поскольку объект ее приложения – вся производственно-экономическая деятельность предприятия. Существует две группы факторов, которые влияют на конкурентоспособность компании: внешние и внутренние. К внешним относится государственное регулирование, системы коммуникаций, предпосылки, определяющие потребности рынка и т.д. Данные факторы имеют объективное воздействие на бизнес и не могут быть изменены. Вторая группа – внутренние факторы: организация управления, технология, техническая оснащенность, производственные показатели. На конкурентоспособность предприятия можно повлиять путем регулирования именно внутренних факторов. Стоит отметить, что в данном случае, наиболее эффективным будет воздействие на организацию управления производственно-сбытовой деятельностью компании, поскольку это не требует больших капиталовложений.

Древнейший способ конкурентной борьбы - низкие цены. Компания, ведущая  ценовую войну, постоянно работает над снижением производственных издержек, отказывается от получения высокой прибыли (или прибыли вообще), смиряется с невысокой рентабельностью бизнеса. Но практика показывает, что это не спасает.

При нынешних совершенных технологиях  и быстром распространении информации компания, как правило, не может долго удерживать издержки на более низком, чем у конкурентов, уровне. Кроме того, не стоит забывать, что у многих клиентов низкие цены ассоциируются с низким качеством продукта. Поэтому для производителей продукции, не относящейся к товарам первоочередного спроса, способ "перманентного демпинга" непригоден в принципе. В конце концов им приходится повышать цены, что приводит к оттоку части клиентов к конкурентам.

Тогда компания начинает бороться с  конкурентами, придавая своему товару уникальные качества или получая эксклюзивные условия на производство или продажу продукта. Но и конкуренты прикладывают все усилия в том же направлении. Результат оказывается таким же, как и в случае конкуренции на основе низких цен: в среднесрочной перспективе компания теряет часть своих клиентов, а рентабельность ее бизнеса заметно снижается.

В результате получается, что компания тратит средства на конкурентные уловки, а в итоге ей все-таки приходится "отдавать" часть своих клиентов конкурентам, которые приходят на все  готовое, скопировав технологии и предложив клиентам аналогичные продукты.

Единственное, что не поддается  простому копированию, - взаимоотношения  с каждым клиентом, построенные по индивидуальной схеме. Установление с  клиентом долгосрочных и взаимовыгодных отношений на основе высокого качества обслуживания оказывается наиболее эффективным орудием в конкурентной борьбе.

Что ценит клиент или  партнер в работе с компанией? Разумеется, здесь можно перечислить  такие факторы, как качество продукции, реальные цены, условия поставки и оплаты... Но при прочих равных условиях на первый план для клиента выходит внимание к его запросам, понимание его задач и проблем, внимание к его просьбам и замечаниям.

Клиент должен быть уверен:

  • в своевременности поставок, причем с учетом его интересов (например, товар может поставляться определенными партиями в нужное время, что снизит издержки клиента на хранение продукта);
  • в высоком качестве сервиса - в случае каких-либо проблем с продуктом вы должны гарантировать их оперативное решение (тогда клиент не станет закупать для страховки продукцию конкурентов или нанимать собственных сервисных специалистов);
  • в быстром реагировании на изменение его потребностей (если клиенту необходимо, вы должны быть готовы внести некоторые изменения в продукцию, - тогда ему не придется тратить время на поиск нового поставщика и согласование с ним условий сотрудничества).

Если клиент может  решить часть своих проблем благодаря  эффективному взаимодействию с вашей  компанией, он становится менее восприимчивым к цене и готов платить вам даже более высокую цену, чем в среднем на рынке. Он также становится менее требовательным к качеству продукции, так как ваша служба сервиса в любом случае быстро решит все проблемы. К тому же повышается вероятность того, что клиент захочет купить другие продукты, поставляемые вашей компанией, отказавшись от аналогичных товаров других поставщиков. Короче говоря, клиент перестает быть заинтересованным в сотрудничестве с вашими конкурентами, что бы они ни обещали, - ведь вы уже удовлетворяете все его потребности и он уверен в вас.

Информация о работе Достижение конкурентных преимуществ через использование управления качеством