Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:45, реферат
Оценка инвестиционной привлекательности предприятия играет для хозяйствующего субъекта большую роль, так как потенциальные инвесторы уделяют внимание данной характеристике предприятия немалую роль, изучая при этом показатели финансово-хозяйственной деятельности как минимум за 3-5 лет. Также для правильной оценки инвестиционной привлекательности инвесторы оценивают предприятие как часть отрасли, а не как отдельный хозяйствующий субъект в окружающей среде, сравнивая исследуемое предприятие с другими предприятиями в этой же отрасли.
И - объем инвестиций в основной капитал предприятия;
П - объем прибыли за анализируемый период.
В тех случаях, когда информация
об инвестициях в основной капитал
отсутствует, в качестве экономической
составляющей рекомендуются использовать
рентабельность основного капитала,
поскольку этот показатель отражает
эффективность использования
Показатель инвестиционной
привлекательности объекта
Si = Н / Фi, (2)
где Si - показатель инвестиционной привлекательности (стоимости) i-го объекта;
Фi - ресурсы i-го объекта, участвующего в конкурсе;
Н - значение потребительского заказа.
В данном случае роль ключевого параметра всей системы оценок выполняет потребительский заказ. От того, в какой мере правильно он будет сформирован, зависит степень достоверности рассчитываемых показателей.
В пределах предприятия привлечение дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи - внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензии и «ноу-хау», приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опята управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.
Осуществление инвестирования в российские предприятия характеризуется следующими взаимосвязанными условиями: низкой конкурентностью со стороны предприятий - получателей инвестиций; высоким уровнем информационной ассиметрии и частыми случаями использования инсайдерской информации; низкой информационной прозрачностью компаний; высоким уровнем конфликтности между инвесторами и менеджментом предприятия; отсутствием механизмов защиты интересов инвесторов от недобросовестных действий менеджеров предприятия.
В таблице 1 проведено сравнение
некоторых методик, используемых в
отечественной и мировой
Таблица 1 - Сравнительный анализ методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия
Название методики |
Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи количественных показателей |
Стороны деятельности предприятия, анализируемые при помощи качественных показателей |
Цель проведения анализа |
Система комплексного экономического анализа МГУ им. М.В. Ломоносова (КЭА) |
Анализ использования производственных средств; Анализ использования материальных ресурсов; Анализ использования труда и заработной платы; Анализ величины и структуры авансированного капитала; Анализ себестоимости продукции; Анализ оборачиваемости производственных средств; Анализ объема, структуры и качества продукции; Анализ прибыли и Анализ рентабельности хозяйственной деятельности; Анализ финансового состояния и платежеспособности |
Анализ организационно- |
Оценка эффективности деятельности предприятия |
Методика Банка Франции |
Оценка деятельности; Оценка кредитного дела; Оценка платежеспособности |
Оценка руководителей |
Оценка надежности предприятия как кредитополучателя |
Методика Бундесбанка |
Оценка рентабельности окупаемости; Оценка ликвидности |
нет |
Оценка надежности предприятия как кредитополучателя |
Методика Банка Англии |
Рыночный риск; Прибыль; Пассивы |
Рыночный риск; Бизнес; Контроль; Организация; Управление |
Оценка надежности коммерческого банка |
Методика Федеральной резервной системы США |
Капитал, активы, доходность, ликвидность |
Менеджмент |
Оценка надежности коммерческого банка |
Методика, предложенная американской консалтинговой компанией McQuisney |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент оборачиваемости активов Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли Рентабельность продаж по чистой прибыли |
Инвестиционный климат региона Инвестиционная Стадия жизненного цикла основного вида продукции Степень конкуренции на товарном рынке Экологическая нагрузка на природную среду Финансовая прозрачность и раскрытие информации Соблюдение прав мелких акционеров по управлению предприятием |
Оценка эффективности деятельности предприятия |
Однако, как видно из приведенного анализа методик, ни одна из них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования.
Рассматривая методику КЭА,
следует отметить, что ее сильной
стороной является то, что она представляет
наиболее полные и детальные рекомендации
по анализу финансового состояния
на основании финансовой отчетности
компании, а также наиболее полный
набор финансовых показателей, ориентированных
на оценку финансового состояния
и эффективности бизнеса
В ходе оценки инвестиционной привлекательности оценивается эффективность инвестиций.
Эффективность инвестиций определяется
с помощью системы методов, которые
отражают соотношение связанных
с инвестициями затрат и результатов.
Методы позволяют судить об экономической
привлекательности
По виду хозяйствующих субъектов методы могут отражать:
- экономическую (
- коммерческую эффективность
(финансовое обоснование)
- бюджетную эффективность,
отражающую влияние проекта на
доходы и расходы
Предприятия со средней степенью инвестиционной привлекательности отличаются активной маркетинговой политикой, направленной на эффективное использование имеющегося потенциала. Причем, те предприятия, система управления на которых, ориентирована на рост стоимости, успешно позиционируют себя на рынке, те, на которых не уделяется должного внимания факторам формирования стоимости, теряют свои конкурентные преимущества. Предприятия с инвестиционной привлекательностью ниже среднего характеризуются низкими возможностями приращения капитала, что связано, прежде всего, с неэффективным использованием имеющегося производственного потенциала и рыночных возможностей.
Предприятия с низкой инвестиционной
привлекательностью можно считать
непривлекательными, поскольку вложенный
капитал не прирастает, а лишь выступает
в качестве временного источника
поддержания жизнеспособности, не определяя
экономического роста предприятия.
Для таких предприятий
Потенциального инвестора,
партнер и непосредственно
Таким образом, во многих методиках
оценки инвестиционной привлекательности
предприятия одним из основных факторов
оценки и прогнозирования будущего
состояния анализируемой
1.3 ВЫБОР МЕТОДА ОЦЕНКИ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ
В настоящее время в
отечественной научной
В тоже время ряд важнейших теоретических аспектов инвестиционной привлекательности предприятия нуждаются в дальнейшей разработке и практической реализации.
В открытой зарубежной литературе по инвестиционному менеджменту содержатся лишь теоретические аспекты организации инвестирования и технологий предприятий.
Практические же методики
расчета инвестиционной привлекательности
предприятий ведущих западных консультационных
фирм и инвестиционных компаний считаются
коммерческой тайной, широкому кругу
отечественной научной
Исключением является методика определения инвестиционной привлекательности предприятий, предложенная американской консалтинговой компанией McQuisney. Методика заключается в следующем.
Для того чтобы получить надежную информацию для разработки инвестиционной политики, необходим системный подход к изучению конъюнктуры инвестиционного рынка, начиная с макроуровня (от инвестиционного климата государства) и заканчивая микроуровнем (оценкой инвестиционной привлекательности отдельного инвестиционного проекта).
Данная последовательность
позволяет инвесторам решить проблему
выбора именно таких предприятий, которые
имеют лучшие перспективы развития
в случае реализации предлагаемого
инвестиционного проекта и
Сущность статистического подхода заключается в том, что на основе данных финансовой отчетности предприятия рассчитываются минимальный набор основных финансовых коэффициентов:
- коэффициент соотношения заемных и собственных средств К1:
К1 = ЗК /СК, (3)
где ЗК – величина заемных средств;
СК – величина собственного капитала.
- коэффициент текущей ликвидности К2 :
К2 = ОА/ КП, (4)
где ОА – величина оборотных активов;
КП – величина краткосрочных пассивов.
- коэффициент оборачиваемости активов К3 :
К3 = В/ А сг., (5)
где В – выручка от продаж;
А сг. – среднегодовая балансовая величина активов.
- рентабельность собственного капитала по чистой прибыли Rск.:
Rск = Пч / СК. × 100%, (6)
где Пч – чистая прибыль предприятия;
- рентабельность продаж по чистой прибыли Rпр :
Rпр. = Ппр. / В × 100%, (7)
где Ппр. – прибыль от продаж.
Затем, с помощью метода экспертных оценок, выявляют общие важнейшие факторы инвестиционной привлекательности, характеризующие рыночное окружение и корпоративное управление.
Данная модель может быть использована как стратегическими, так и портфельными и финансовыми инвесторами.
Затем каждому фактору, независимо от того является он количественным или качественным, присваивается соответствующая балловая оценка.
Абсолютные значения и балловая оценка факторов инвестиционной привлекательности предприятия приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Балловая оценка факторов инвестиционной привлекательности предприятия
Фактор инвестиционной привлекательности |
Абсолютное значение фактора |
Балловая оценка |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств |
от 0,2 до 0,5 меньше 0,2 больше 0,5 |
3 2 1 |
Коэффициент текущей ликвидности |
больше 1,7 от 1.2 до 1,7 меньше 1,2 |
3 2 1 |
Коэффициент оборачиваемости активов |
больше 0,6 от 0,4 до 0,6 меньше 0,4 |
3 2 1 |
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли |
больше 8 от 3 до 8 меньше 3 |
3 2 1 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
больше 16 от 8 до 16 меньше 8 |
3 2 1 |
Инвестиционный климат региона,
в котором находится |
благоприятный неблагоприятный крайне неблагоприятный |
3 2 1 |
Инвестиционная |
высокая (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая) средняя (черная, цветная металлургия, химическая) низкая (легкая, лесная) |
3
2
1 |
Стадия жизненного цикла основного вида продукции |
рост зрелость старение |
3 2 1 |
Степень конкуренции на товарном рынке |
низкая средняя высокая |
3 2 1 |
Экологическая нагрузка на природную среду |
незначительная высокая разрушительная |
3 2 1 |
Финансовая прозрачность и раскрытие информации |
раскрытие отчетности в СМИ и в Интернет информация раскрывается частично и не регулярно трудности в раскрытии информации |
3
2
1 |
Соблюдение прав мелких акционеров по управлению предприятием |
Рассылка по почте уведомлений и документов для голосования на собрании акционеров Рассылка по почте уведомлений о собрании акционеров, но устав общества не допускает заочное голосование |
3
2 |