Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.
Задачи исследования выступают следующие:
Рассмотреть понятие и признаки естественных монополий;
Раскрыть проблему реформирования отечественных естественных монополий;
Дать анализ системе естественных монополий особо выделив в данной системе «Газпром».
Введение……………………………………………………………….2
1. Естественные монополии: теория и практика функционирования.
1.1 Понятие и признаки развития естественных монополий в современных условиях………………………………………………..5
1.3 Естественные монополии и опыт их регулирования в США….13
2. Становление и особенности функционирования естественных
монополий в России.
2.1 «Газпром» как путь развития естественных монополий в России………………………………………………………………..…19
2.2 «МПС» как путь развития естественных монополий в России………………………………………………………………..…26
3. Основные направления реформирования отечественных естественных монополий.
3.1 Проблемы реформирования «Газпром»………………………...31
3.2 Проблемы реформирования «МПС»…………………………….39
Заключение………………………………………………………….….43
Список литературы……………………………………………….……45
Естественная монополия
Устойчивость естественной монополии обуславливается существованием входных барьеров:
- значительным объемом
- технологией,
- емкостью рынка в сравнении
с величиной минимального
Попытаемся объяснить, почему же в естественных монополиях неприемлема конкуренция. Очевиден тот факт, что для общества накладно иметь несколько фирм, снабжающих бытовые и промышленные объекты в пределах одного региона электричеством или водой, так как для операций над вышеупомянутыми видами продукции требуются значительные постоянные издержки на генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводы и линии высоковольтной передачи. Такого рода издержки попросту не под силу отдельной фирме, действующей в отрасли, если даже такая фирма и может позволить себе понести издержки такого масштаба, то они все равно не будут покрыты доходами от производства. Так как присутствие нескольких поставщиков воды или электроэнергии делит всю отрасль на сферы влияния отдельных фирм и ограничивает тем самым долевое участие каждой фирмы. В таких условиях отдельная фирма использует не полностью свое постоянное оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции, следовательно, и тарифы на электроэнергию и воду становятся неоправданно высоки. Для наглядности представим себе такую ситуацию, когда в отрасли действуют несколько фирм, причем все они находятся в одинаковом положении. При этом между отдельными фирмами существует жестокая конкуренция и в сфере приобретения средств производства, и в сфере сбыта. В результате конкуренции между отдельными фирмами слабые фирмы становятся банкротами, более сильные (для того, чтобы вы держать дальнейшую конкуренцию) сливаются, образуя чистую монополию. Развиваясь, чистая монополия может стремительно компенсировать прошлые убытки воспользоваться своим новым монопольным положением на рынке, назначая непомерно высокие цены на свои товары и услуги. В принципе, чистая монополия может существовать и успешно развиваться, не нанося при этом никакого вреда отрасли. Однако в отрасли, которая крайне необходима для населения региона, чистая монополия не только не эффективна, но и ущербна. Поэтому для того, чтобы не допустить образования чистой монополии в таких отраслях, как водоснабжение или электроэнергетика, правительство обычно предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять, например, воду или природный газ. Со своей стороны правительство определяет географическую сферу деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контролирует цены, которые он может назначить. Итак, образуется регулируемая или государственно-организованная монополия.
Регулирование естественных монополий будет осуществляться с целью защиты интересов потребителей соответствующих товаров и услуг и повышения экономической эффективности деятельности субъектов естественной монополии. Учитывая особую жизнеобеспечивающую роль отраслей, относящихся к естественным монополиям, их регулирование будет направлено на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) субъектов естественной монополии на внутреннем рынке.
Основными
задачами регулирования
*
совершенствование системы
регулирования в сфере
* выделение, исходя из экономической целесообразности, самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;
* организация контроля за финансовыми потоками субъектов хозяйственной деятельности в сфере естественных монополий;
* регулирование инвестиционных программ субъектов естественных монополий в соответствии с действующим законодательством;
*
поэтапное прекращение
* формирование организационно-правовой базы регулирования субъектов естественных монополий на региональном уровне, разделение компетенции между федеральными и региональными органами регулирования;
* определение особенностей дальнейшей приватизации в отраслях естественных монополий.
Будет
совершенствоваться правовая и
нормативно-методическая база и
предприняты соответствующие
меры по укреплению и развитию
системы органов
Правительство
Российской Федерации
1.3 Естественные монополии и опыт их регулирования в США
На рис.1.1 показаны издержки общества,
связанные с монопольным
В условиях совершенной
конкуренции состояние
Величина социальных
издержек, связанных с ограничение
выпуска, измеряется площадью треугольника
АВС и равняется сумме
Рис.1.1 изображает ситуацию,
в которой конкуренция
Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.
Существующие в США антитрестовские законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.
Первый антитрестовский закон в США, закон Шермана, был принят в 1890 году в качестве ответной меры на изменения, произошедшие в экономике США.
После гражданской войны (1861-1865 г.г.) железные дороги связали между собой все районы страны, способствуя тем самым созданию национальных рынков. В ответ на такое расширение рынков и в целях ограничения выпуска создавались корпорации, по размерам превосходящие существовавшие когда-либо прежде, причем многие из них образовались путем слияния конкурирующих фирм. Фирмы и мелкие бизнесмены чувствовали угрозу, исходящую от этих новых гигантов, и Закон Шермана был принят главным образом под влиянием этих монопольных настроений.
Два основных раздела Закона Шермана носят столь же неопределенный характер, как и многие, части Конституции США. Раздел 1 объявляет незаконным “всякий контракт, объединение или тайный сговор, направленный на ограничение торговли или коммерции”. Раздел 2 относит к незаконным действиям “монополизацию или попытку монополизации, а так же объединение или тайный сговор с целью монополизации”. Конгресс предоставил судам решать, какого рода действия считать “ограничивающими торговлю” и что понимать под “монополизацией рынка”.
Два других основных антитрестовских закона были приняты 1914 году на той же сессии Конгресса, которая “подарила” США подоходные налоги и Федеральную резервную систему. Закон Клейтона запрещал определенные виды антиконкурентных действий, а на основании закона о Федеральной торговой комиссии была создана Федеральная торговая комиссия в качестве экспертного органа, помогающая министерству юстиции предварять в жизнь антитрестовские законы. Закон Клейтона содержал три основных раздела.
Раздел 2, усиленный в 1936 году Законом Робинсона - Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом:
«... будет считаться незаконной
... дискриминация различных
Закон Робинсона - Пэтмана был принят под давлением со стороны владельцев мелких бакалей, магазинов, которые поняли, что возникающие цены однотипных магазинов были способны оказать давление на поставщиков с целью предоставления им “несправедливых” скидок с цены приобретаемых товаров.
Раздел 3 объявляет противозаконными акты продажи или сдачу в аренду, обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это “может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий”.
Раздел 7 Закона Клейтона запрещает слияние или покупку фирм “в любой отрасли коммерции или в любой части страны в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий”. Этот раздел не оказывал никакого воздействия на процессы слияний до тех пор, пока существовавшая в законе чисто техническая лазейка не была закрыта в 1950 году Законом Селлера - Кефаувера.
Хотя Закон Клейтона характеризуется
большей по сравнению с Законом
Шермана определенностью в
Надзор за соблюдением антитрестовских
законов осуществляется Федеральной
торговой комиссией и Министерством
юстиции - единственным органом, имеющим
право выдвигать обвинения в
нарушении уголовной
В первые годы проведения антитрестовской политики судебные процессы были редким явлением, а давление со стороны государства не так велико. До 1900 года Министерством юстиции было возбуждено только 15 “антитрестовских” дел. В последние годы действия, как частных фирм, так и правительства, направленные на выполнение антитрестовских законов стали значительно более энергичными, как это видно из таблицы 1.1
Таблица 1.1 Антитрестовские судебные процессы.
Период |
Количество возбужденных дел в судах в среднем за год | |
правительством |
частными фирмами | |
1941-1945 |
36 |
59 |
1946-1950 |
51 |
106 |
1951-1955 |
39 |
209 |
1956-1960 |
63 |
233 |
1961-1965 |
69 |
720 |
1966-1970 |
55 |
654 |
1971-1975 |
78 |
1295 |
1976-1980 |
75 |
1448 |
1981-1984 |
112 |
1155 |
В таблице показано, что усилия и государственных органов и частных фирм по обеспечению исполнения антитрестовских законов резко возросли с начала 1940-х годов. Рост количества дел, возбуждаемых правительством в последние годы, обусловлен главным образом решением администрации Рейгана об усилении судебного преследования за соглашение о поддержании фиксированных цен.
Из табл.1.1 так же видно, что антитрестовская активность частных фирм росла на много быстрее, чем правительственные усилия в этом направлении. Резкий рост частной антитрестовской деятельности в первой половине 1960-х годов отражает тот факт, что около 2200 частных исков о возмещении ущерба были выдвинуты против “Дженерал Электрик” и других фирм, признанных виновными в сговоре с целью установления и поддержания фиксированных цен на электроэнергетическое оборудование в 1950-е годы. Около 400 млн. $ по решению суда было выплачено виновными по этим делам. Недавние частные судебные процессы включали в себя как иски о возмещении ущерба, так и попытки заставить другие фирмы изменить политику.
Информация о работе Естественные монополии в экономике России и проблемы их реформирования