Естественные монополии в экономике России и проблемы их реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.
Задачи исследования выступают следующие:
Рассмотреть понятие и признаки естественных монополий;
Раскрыть проблему реформирования отечественных естественных монополий;
Дать анализ системе естественных монополий особо выделив в данной системе «Газпром».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….2
1. Естественные монополии: теория и практика функционирования.
1.1 Понятие и признаки развития естественных монополий в современных условиях………………………………………………..5
1.3 Естественные монополии и опыт их регулирования в США….13
2. Становление и особенности функционирования естественных
монополий в России.
2.1 «Газпром» как путь развития естественных монополий в России………………………………………………………………..…19
2.2 «МПС» как путь развития естественных монополий в России………………………………………………………………..…26
3. Основные направления реформирования отечественных естественных монополий.
3.1 Проблемы реформирования «Газпром»………………………...31
3.2 Проблемы реформирования «МПС»…………………………….39
Заключение………………………………………………………….….43
Список литературы……………………………………………….……45

Файлы: 1 файл

Естественные монополии в экономике России и проблемы их реформирования.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Естественная монополия является устойчивой, если при любой возможной  цене фирма удовлетворяет весь предъявляемый  спрос, компенсируя при этом свои издержки, и устанавливает такую цену, что любая фирма, пытающаяся войти на рынок и предлагающая меньший объем продукции по более низкой цене, понесет убытки. Из этого следует, что достаточным условием устойчивости естественной монополии является выпуск такого объема продукции, при котором удовлетворяется весь рыночный спрос и который не превышает минимального эффективного выпуска. Это более строгое условие гарантирует фирме защиту от явления, получившего название «снятие сливок», когда соперники, входя на рынок, продают товары по цене, превышающей минимальное значение средних издержек, но ниже установленной фирмой-монополистом, и получают прибыль, пока монополист не снизит цену до уровня средних издержек, а затем покидают рынок.

Устойчивость естественной монополии обуславливается существованием входных барьеров:

- значительным объемом первоначальных  инвестиций, что определяет технологические,  так и входные барьеры и  обеспечивает преимущество фирмы-инсайдера  перед потенциальными конкурентами;

- технологией, характеризующейся  значительной экономией на масштабе  или разнообразии, что приводит  к глобальной субаддитивности  функции издержек;

- емкостью рынка в сравнении  с величиной минимального эффективного  выпуска.

Попытаемся объяснить, почему же  в  естественных монополиях неприемлема  конкуренция. Очевиден тот факт, что для общества накладно иметь несколько фирм, снабжающих бытовые и промышленные объекты в пределах одного региона электричеством или водой, так как для операций над вышеупомянутыми видами продукции требуются значительные постоянные издержки на  генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводы и линии высоковольтной передачи. Такого  рода  издержки попросту не под силу отдельной фирме, действующей в отрасли,  если даже такая фирма и может позволить себе понести издержки такого масштаба, то они все равно не будут покрыты доходами от производства. Так как присутствие нескольких поставщиков воды или электроэнергии делит всю отрасль на сферы влияния отдельных фирм и ограничивает тем самым долевое участие каждой фирмы. В таких условиях отдельная  фирма использует  не полностью  свое  постоянное оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции, следовательно, и тарифы на электроэнергию  и  воду становятся  неоправданно  высоки. Для наглядности представим себе такую ситуацию, когда  в отрасли действуют несколько фирм, причем все они находятся в одинаковом положении. При этом между отдельными фирмами существует жестокая  конкуренция и в сфере  приобретения  средств  производства, и в сфере сбыта. В результате конкуренции между отдельными фирмами слабые фирмы становятся банкротами, более сильные (для того, чтобы вы держать дальнейшую конкуренцию) сливаются, образуя чистую монополию. Развиваясь, чистая монополия может  стремительно  компенсировать  прошлые убытки  воспользоваться  своим  новым  монопольным  положением на рынке, назначая непомерно высокие цены на свои товары и услуги. В  принципе, чистая  монополия  может  существовать и успешно развиваться, не нанося при этом никакого вреда  отрасли. Однако в отрасли, которая крайне необходима  для населения региона, чистая  монополия не только не эффективна, но и ущербна. Поэтому для того, чтобы не допустить образования чистой монополии  в  таких  отраслях, как  водоснабжение или электроэнергетика, правительство обычно предоставляет исключительную  привилегию  одной  фирме  поставлять, например, воду  или  природный газ. Со своей стороны правительство определяет географическую сферу деятельности монополиста, регулирует качество  его услуг и контролирует цены, которые он может назначить. Итак, образуется регулируемая или государственно-организованная монополия.

Регулирование естественных монополий будет осуществляться с целью защиты  интересов  потребителей  соответствующих  товаров  и  услуг  и повышения   экономической   эффективности    деятельности    субъектов естественной   монополии.  Учитывая  особую  жизнеобеспечивающую  роль отраслей,  относящихся к  естественным  монополиям,  их  регулирование будет направлено на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) субъектов естественной монополии на внутреннем рынке.

 Основными  задачами регулирования естественных  монополий являются:

     * совершенствование  системы   регулирования  в сфере естественных монополий, в том числе ценового, и дерегулирование видов деятельности, не   относящихся   к   числу   естественно монопольных,  формирование конкурентных рынков этих видов услуг;

     * выделение,    исходя    из    экономической   целесообразности, самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;

     * организация   контроля  за  финансовыми   потоками  субъектов  хозяйственной деятельности в  сфере естественных монополий;

     * регулирование  инвестиционных  программ  субъектов естественных монополий в соответствии с действующим законодательством;

     * поэтапное  прекращение  практики  перекрестного  субсидирования  различных групп  потребителей  при  одновременной  адресной  поддержке социально незащищенных  групп населения;

     * формирование    организационно-правовой    базы   регулирования субъектов естественных монополий на  региональном  уровне,  разделение компетенции между федеральными и региональными органами регулирования;

     * определение особенностей  дальнейшей  приватизации  в  отраслях естественных монополий.

     Будет  совершенствоваться правовая и  нормативно-методическая  база и   предприняты  соответствующие   меры по укреплению и развитию  системы органов  государственного  регулирования  естественных  монополий   на федеральном и региональном уровнях.[11,с.110]

    Правительство  Российской Федерации предпримет  шаги  по  усилению корпоративного  контроля  субъектов естественной  монополии,  в которых государство  является крупнейшим акционером.  Будут  усилены  механизмы  наблюдения за деятельностью корпораций, включая проведение аудиторских проверок и совершенствование финансовой отчетности.

  

     1.3 Естественные монополии и опыт их регулирования в США

На рис.1.1 показаны издержки общества, связанные с монопольным ограничение выпуска. Долгосрочные издержки, как средние, так и предельные, изображенной на рисунке отрасли постоянны и равны LMC для любых объемов производимого объема фирмами и отраслью в целом. Таким образом, в отрасли имеет место постоянная отдача от масштаба.

В условиях совершенной  конкуренции состояние равновесия в отрасли достигалось бы в  точке В, в которой долгосрочная кривая предложения LMC пересекается с  кривой рыночного спроса D. Но в условиях монополии выпуск ограничен уровнем, при котором MR=LMC. Отсюда следует, что объем монопольного выпуска, составляет только Qm, а монопольная цена равняется Рm, что выше ее конкурентного значения Pc. Ограничение выпуска означает, что ценность дополнительной единицы некоего блага для потребителей превышает величину общественных издержек ее производства.

Величина социальных издержек, связанных с ограничение  выпуска, измеряется площадью треугольника АВС и равняется сумме разностей  между ценностью и предельными  издержками производства каждой единицы  продукции, которая была бы произведена в условиях конкуренции, но не в условиях монополии.

Рис.1.1 изображает ситуацию, в которой конкуренция одновременно и возможна, и желанна, поскольку  здесь имеет место постоянная отдача от масштаба. Так как мелкие фирмы в отрасли имеют те же самые горизонтальные кривые долгосрочных средних издержек, что и крупные фирмы, они не подвергаются риску быть выброшенными из бизнеса своими более крупными соперниками, и издержки многочисленных мелких продавцов не будут превышать издержки монополии. При наличии многих мелких продавцов, каждый из которых принимает цену как неизменную, цена под влиянием конкуренции будет снижена до Pc. Ни одна из форм государственного регулирования цен не сможет дать лучшего результата.

Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.

Существующие в США  антитрестовские законы подобно  всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.

Первый антитрестовский  закон в США, закон Шермана, был  принят в 1890 году в качестве ответной меры на изменения, произошедшие в экономике  США.

После гражданской войны (1861-1865 г.г.) железные дороги связали  между собой все районы страны, способствуя тем самым созданию национальных рынков. В ответ на такое расширение рынков и в целях ограничения выпуска создавались корпорации, по размерам превосходящие существовавшие когда-либо прежде, причем многие из них образовались путем слияния конкурирующих фирм. Фирмы и мелкие бизнесмены чувствовали угрозу, исходящую от этих новых гигантов, и Закон Шермана был принят главным образом под влиянием этих монопольных настроений.

Два основных раздела  Закона Шермана носят столь же неопределенный характер, как и многие, части Конституции США. Раздел 1 объявляет незаконным “всякий контракт, объединение или тайный сговор, направленный на ограничение торговли или коммерции”. Раздел 2 относит к незаконным действиям “монополизацию или попытку монополизации, а так же объединение или тайный сговор с целью монополизации”. Конгресс предоставил судам решать, какого рода действия считать “ограничивающими торговлю” и что понимать под “монополизацией рынка”.

Два других основных антитрестовских  закона были приняты 1914 году на той же сессии Конгресса, которая “подарила” США подоходные налоги и Федеральную резервную систему. Закон Клейтона запрещал определенные виды антиконкурентных действий, а на основании закона о Федеральной торговой комиссии была создана Федеральная торговая комиссия в качестве экспертного органа, помогающая министерству юстиции предварять в жизнь антитрестовские законы. Закон Клейтона содержал три основных раздела.

Раздел 2, усиленный в 1936 году Законом  Робинсона - Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом:

«... будет считаться незаконной ... дискриминация различных категорий  покупателей путем продаж по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров в тех случаях, когда  это может повлечь за собой  существенное ослабление конкуренции, или создание монополии в любой отрасли торговли, или ущемление и уничтожение конкуренции, равно как и создание препятствий для конкуренции».

Закон Робинсона - Пэтмана был принят под давлением со стороны владельцев мелких бакалей, магазинов, которые поняли, что возникающие цены однотипных магазинов были способны оказать давление на поставщиков с целью предоставления им “несправедливых” скидок с цены приобретаемых товаров.

Раздел 3 объявляет противозаконными акты продажи или сдачу в аренду, обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это “может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий”.

Раздел 7 Закона Клейтона запрещает  слияние или покупку фирм “в любой отрасли коммерции или в любой части страны в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий”. Этот раздел не оказывал никакого воздействия на процессы слияний до тех пор, пока существовавшая в законе чисто техническая лазейка не была закрыта в 1950 году Законом Селлера - Кефаувера.

Хотя Закон Клейтона характеризуется  большей по сравнению с Законом  Шермана определенностью в отношении  практических действий, тем не мен6ее он оставляет за судами право на решение о том, в каких случаях упомянутые действия вероятнее всего способствуют ослаблению конкуренции. Как и в случае с Законом Шермана, нормы оценки противозаконности поведения на основе Закона Клейтона изменялись с течением времени. [25,с.172]

Надзор за соблюдением антитрестовских  законов осуществляется Федеральной  торговой комиссией и Министерством  юстиции - единственным органом, имеющим  право выдвигать обвинения в  нарушении уголовной ответственности  за несоблюдение Закона Шермана. В этих учреждениях преобладали, как правило, профессионалы- юристы и в последние годы экономисты.

В первые годы проведения антитрестовской политики судебные процессы были редким явлением, а давление со стороны государства не так  велико. До 1900 года Министерством юстиции было возбуждено только 15 “антитрестовских” дел. В последние годы действия, как частных фирм, так и правительства, направленные на выполнение антитрестовских законов стали значительно более энергичными, как это видно из таблицы 1.1

                                            Таблица 1.1 Антитрестовские судебные процессы.

    Период

Количество возбужденных дел в судах в среднем за год

 

правительством 

частными фирмами

1941-1945

36

59

1946-1950

51

106

1951-1955

39

209

1956-1960

63

233

1961-1965

69

720

1966-1970

55

654

1971-1975

78

1295

1976-1980

75

1448

 1981-1984

112

1155


В таблице показано, что  усилия и государственных органов  и частных фирм по обеспечению  исполнения антитрестовских законов  резко возросли с начала 1940-х годов. Рост количества дел, возбуждаемых правительством в последние годы, обусловлен главным образом решением администрации Рейгана об усилении судебного преследования за соглашение о поддержании фиксированных цен.

Из табл.1.1 так же видно, что антитрестовская активность частных фирм росла на много быстрее, чем правительственные усилия в этом направлении. Резкий рост частной антитрестовской деятельности в первой половине 1960-х годов отражает тот факт, что около 2200 частных исков о возмещении ущерба были выдвинуты против “Дженерал Электрик” и других фирм, признанных виновными в сговоре с целью установления и поддержания фиксированных цен на электроэнергетическое оборудование в 1950-е годы. Около 400 млн. $ по решению суда было выплачено виновными по этим делам. Недавние частные судебные процессы включали в себя как иски о возмещении ущерба, так и попытки заставить другие фирмы изменить политику.

Информация о работе Естественные монополии в экономике России и проблемы их реформирования