Естественные монополии в экономике России и проблемы их реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.
Задачи исследования выступают следующие:
Рассмотреть понятие и признаки естественных монополий;
Раскрыть проблему реформирования отечественных естественных монополий;
Дать анализ системе естественных монополий особо выделив в данной системе «Газпром».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….2
1. Естественные монополии: теория и практика функционирования.
1.1 Понятие и признаки развития естественных монополий в современных условиях………………………………………………..5
1.3 Естественные монополии и опыт их регулирования в США….13
2. Становление и особенности функционирования естественных
монополий в России.
2.1 «Газпром» как путь развития естественных монополий в России………………………………………………………………..…19
2.2 «МПС» как путь развития естественных монополий в России………………………………………………………………..…26
3. Основные направления реформирования отечественных естественных монополий.
3.1 Проблемы реформирования «Газпром»………………………...31
3.2 Проблемы реформирования «МПС»…………………………….39
Заключение………………………………………………………….….43
Список литературы……………………………………………….……45

Файлы: 1 файл

Естественные монополии в экономике России и проблемы их реформирования.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Антитрестовские законы не могут непосредственно препятствовать тайному сговору в отраслях с  высоким уровнем концентрации. В этом проявляется слабость антитрестовских законов с экономической точки зрения.

В 1982 году администрацией Рейгана были выпущены в свет новые  инструктивные документы, содержащие правила, в соответствии с которыми Министерством юстиции и ФТК  должны были приниматься решения о том, какие слияния будут оспорены. А поскольку большинство судебных дел о слиянии возбуждается правительством, эти правила имеют довольно большое значение. В новых положениях указывалось, что государство, за редким исключением, не будет препятствовать вертикальному слиянию или образованию конгломератов. Горизонтальное слияние на слабоконцентрированных рынках также объявлялись законными.

О политике Рейгана  в  отношении слияния много спорили. Некоторые утверждают, что эти  меры разумны; другие оспаривают это на том основании, что правительство Рейгана обещало не требовать исполнения данного закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Становление и особенности  функционирования естественных  монополий в России.

       2.1 «Газпром» как путь развития естественных монополий в России

Сегодня невозможно представить  жизнь без природного газа: «голубая конфорка» радикально изменила быт, условия существования людей. Газ  служит источником тепла, электроэнергии, моторным топливом, сырьем нефтехимии. Но первоначально газ получали методом сухой перегонки из каменного угля – для освещения домов и улиц.

ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка  и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома – 50,002%.

Как предприятие  по газодобыче,  Газпром был основан  в 1934г. Под названием «Советская газодобывающая компания». В 1992 году компания была переименована в «Газпром».

Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и  сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с  высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Стратегической целью  является становление «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний, посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Газпром располагает  самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долларов. В 2006 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. куб. м. В 2007 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. куб. м, что также превышает объем его добычи.

Надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям.

Газпрому принадлежит  крупнейшая в мире система транспортировки газа – Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 году поставку 316,3 млрд. куб. м газа в 79750 населенных пунктов России.

Газпром экспортирует газ  в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции  на традиционных зарубежных рынках. В 2006 году объем продаж газа в европейские  страны составил 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии – 101 млрд. куб. м.

Диверсификация бизнеса. Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики – стратегические задачи Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании.

Приобретение «Сибнефти» позволило компании стать одним  из наиболее влиятельных игроков  на нефтяном рынке России.

Профильное направление  деятельности для Газпрома и электроэнергетика, соединение которой с газовым  бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект. В феврале 2007 года Газпром и «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, в соответствии с которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов. Новая компания должна стать одним из лидеров российской электроэнергетики и занять ведущие позиции в мировой энергетической и угледобывающей отрасли.

Сохранение природной  среды и обеспечение экологической  безопасности в районах производственной деятельности, снижение выбросов загрязняющих веществ, промышленная и экологическая безопасность при строительстве новых объектов – приоритеты Газпрома в области охраны окружающей среды. Затраты Газпрома на охрану окружающей среды выросли в 2006 году на 30%.

Крупнейшим социально  ориентированным проектом Газпрома является «Программа газификации регионов РФ на 2005-2007 гг.», приоритетом которой  является газификация сельской местности. В строительство объектов газификации в этот период будет инвестировано 43 млрд. руб. В результате реализации Программы природным газом станут пользоваться еще более 13 млн. граждан страны.

Социальная ответственность. Масштабы деятельности ОАО «Газпром» таковы, что имеют стратегическое значение для развития всей экономики страны, затрагивают интересы огромного количества людей. Отсюда вытекает ряд важнейших принципов в деятельности Группы Газпром – относиться внимательно к интересам общества, всецело содействовать социально-экономическому развитию российских регионов, созданию в них благоприятного делового климата, поддержанию достойных условий труда, социального и духовного благополучия людей.

В этой связи Компания стремится обеспечить устойчивое развитие своего бизнеса, уделяя повышенное внимание не только экономической, но и социальной составляющей. Газпром неуклонно следует принципам социальной ответственности, которыми являются: создание новых рабочих мест, реализация социальных программ для персонала, спонсорство и благотворительность, проведение экологических и образовательных акций, уплата налогов и др.

Из года в год Газпром наращивает свое участие в проектах, направленных на повышение социальной поддержки населения, создавая новые рабочие места, оказывая помощь малообеспеченным и малоимущим, военнослужащим, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, реализуя программы социальной поддержки народов Крайнего Севера, вкладывая средства в строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры в регионах Российской Федерации. Особое внимание по-прежнему уделяется поддержке детей-инвалидов, сирот и воспитанников детских домов. Ежегодно Компания выделяет средства на строительство жилых домов, детских садов, поликлиник и др.

Компания твердо соблюдает свои налоговые обязательства, ежедневно принося российскому бюджету около 1 млрд. рублей. Кроме того, Газпром последовательно осуществляет газификацию населенных пунктов РФ, обеспечивая доступ голубого топлива в более чем 300 негазифицированных населенных пунктов в год.

В своей спонсорской и благотворительной деятельности Компания ориентирована на поддержку таких сфер общественной жизни как культура, спорт, образование, наука, участвует в крупных проектах, направленных на возрождение национальных, сохранение художественных и исторических ценностей, приумножение лучших традиций отечественной сцены и театрального искусства.

                              Концепция развития компании:

– Освоение новых рентабельных источников добычи для удовлетворения спроса на газ в долгосрочной перспективе. Инвестиции в объекты добычи газа перспективных месторождений планируется осуществлять в соответствии с очередностью, определяемой экономической эффективностью. При этом будет проводиться оптимизация долгосрочного инвестиционного портфеля «Газпром» с учетом комплексного развития мощностей по добыче и связанных с ними мощностей по транспортировке, переработке и хранению газа.

Необходимый уровень добычи газа до 2010 г. будет обеспечиваться за счет вывода на проектную производительность Заполярного месторождения, а также Анерьяхинской и Харвутинской площадей Ямбургского месторождения, ввода в разработку сравнительно небольших площадей и месторождений-сателлитов, находящихся в зоне месторождений-гигантов (Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Заполярное). В планах Газпрома освоение Южно-Русского месторождения.

После 2010 г. предполагается освоение новых стратегических районов газодобычи на Дальнем Востоке, в Восточной  Сибири, на полуострове Ямал и шельфе арктических морей. Освоение месторождений  в этих районах потребует значительных объемов инвестиций в связи с удаленностью от существующей системы магистральных газопроводов, необходимостью решения ряда сложнейших задач при сооружении скважин, газопромысловых объектов и прокладки газопроводов в зоне многолетнемерзлых почв, внедрения новых технологических решений и технологий, обеспечивающих сохранение окружающей среды в сложных природно-климатических условиях.

Газпром также стремится участвовать  в проектах по разведке, добыче, транспортировке  и сбыту углеводородов в третьих странах в рамках стратегии «глобального присутствия» компании на мировом рынке нефти и газа, используя при этом как участие в конкурсах и аукционах, так и операции обмена активами.

– Вовлечение в баланс поставок газа из стран Центральной Азии. С целью минимизации инвестиционной нагрузки на «Газпром» и оптимизации потоков газа в рамках Единой системы газоснабжения России (ЕСГ), которая создавалась с расчетом в числе прочих и на центральноазиатские источники газа, проводится работа по включению газа стран Центральной Азии в ресурсный портфель «Газпром».

– Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры для удовлетворения растущего спроса на газ и повышения  гибкости поставок газа на внутренний и внешний рынки. Осуществляется реконструкция существующих и строительство новых газопроводов: Северные районы Тюменской области – Торжок (СРТО – Торжок), Починки – Изобильное – Северо-Ставропольское ПХГ, Nord Stream и Ямал – Европа (участок Торжок – Польша), а также новых подземных хранилищ газа.

– Развитие нефтегазопереработки. Газпром нацелен на расширение производства продуктов газохимии, повышение извлечения ценных компонентов из газа и увеличение производства продуктов более глубокой степени переработки, а также на увеличение загрузки перерабатывающих мощностей. Планируется модернизация газоперерабатывающих мощностей дочернего общества ОАО «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания» (ОАО «АК «Сибур»), намечается создание новых производств по переработке природного газа с получением синтетического жидкого топлива, диметилового эфира и другой продукции.

– Совершенствование  корпоративного управления и повышение  прозрачности финансово-хозяйственной  деятельности. В рамках первого этапа  внутреннего реформирования проведено  совершенствование структуры управления, регламентных процедур и системы бюджетирования на уровне головной компании. Цель второго этапа – повышение эффективности работы Газпрома как вертикально интегрированной компании и оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ. В результате структурных преобразований будет осуществлено разделение финансовых потоков в добыче, транспортировке, переработке, подземном хранении и сбыте газа, а также жидких углеводородов. Предполагается выделение в обособленные подразделения сервисных служб, распределительных сетей, социальной инфраструктуры. Преобразования позволят повысить прозрачность затрат, связанных непосредственно с осуществлением основных видов деятельности, будут способствовать объективному отражению этих затрат при формировании регулируемых тарифов на реализацию и транспортировку газа.

Электроэнергетика становится в России перспективным бизнесом. Поэтому «Газпром», будучи одним из основных поставщиков топлива в этот сектор производства, проводит активную политику по приобретению электроэнергетических активов и инвестированию в данную сферу. Инвестиции в электроэнергетику застрахуют Газпром от значительного роста цен на электроэнергию как ее потребителя, а также позволят получить доступ к важному для компании сегменту рынка в рамках стратегии диверсификации бизнеса.

Газпром с уверенностью смотрит в будущее. В 2007 году капитализация «Газпром» выросла на 21,18% и составила на конец года 329,563 млрд. долларов США. По уровню рыночной капитализации Газпром вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской PetroChina и американской ExxonMobil.

Это значительный шаг  к укреплению ведущих позиций  Газпрома на глобальном энергетическом рынке, росту авторитета и влияния  компании в мировом сообществе, обеспечению долгосрочного роста ее стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 «МПС» как путь развития естественных монополий в России

Датой образования Министерства путей  сообщения России (МПС) считается 16 июня 1865 года, но систематическая деятельность правительства в области путей сообщения началась еще в 1649 г., когда царь Алексей Михайлович издал Уложение об охране судоходства. При Петре I была учреждена Коммерц-Коллегия, наблюдавшая за сухопутными дорогами, затем в 1742 г. эти функции перешли к Канцелярии перспективной дороги, а в 1748 г. - к Комиссии о дорогах в Государстве.

             В 1798 г. Павел I утвердил проект образования Департамента водяных коммуникаций, который в 1809 г. был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями, с 1820 г. по 1832 г. назывался Главным управлением путей сообщения, а с 1833 г. по 1842 г. - Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 г. в управлении был создан Департамент железных дорог.

              Департамент возглавил строительство Петербург-Московской железной дороги (1842 - 1851). В 1862 г. были завершены Петербурго-Варшавская железная дорога и Нижегородская железная дорога. К шестидесятым годам XIX века бурное развитие промышленности потребовало образования надежной транспортной системы.

              15 июня 1865 года Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Руководство публичными зданиями было передано в ведение Министерства внутренних дел, а телеграф - Главному почтовому департаменту. В МПС был сохранён Департамент железных дорог, и создано Управление Главного инспектора частных железных дорог.

Ведомство путей сообщения, которое  находилось в Санкт-Петербурге (Петрограде) до 1918, в разные годы возглавляли  выдающиеся деятели русского государства, среди которых были известные политические деятели, коммерсанты, учёные.

Информация о работе Естественные монополии в экономике России и проблемы их реформирования