Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа
Цель исследования — изучить понятие естественных монополий и государственное регулирование их деятельности, выделить проблемы регулирования естественных монополий в РБ и определить перспективы развития системы регулирования естественных монополий.
Введение 4
1. Понятие и экономическое содержание естественной монополии 6
1.1. Общая характеристика монополии 6
1.2. Природа естественных монополий 10
1.3. Методы регулирования деятельности естественных монополий 15
2. Роль естественных монополий в экономике Беларуси и государственное регулирование их деятельности 20
2.1. Особенности формирования естественных монополий в РБ. 20
2.2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики РБ. 21
2.3. Общие направления государственного регулирования естественных монополий в РБ. 22
2.4. Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных монополий. 28
3. Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования естественных монополий с учетом мирового опыта 31
3.1. Проблемы регулирования естественных монополий в РБ 31
3.2. Перспективы развития системы регулирования естественных монополий 33
Заключение 36
Список использованных источников 38
Введение 4
1. Понятие и экономическое содержание естественной монополии 6
1.1. Общая характеристика монополии 6
1.2. Природа естественных монополий 10
1.3. Методы регулирования деятельности естественных монополий 15
2. Роль естественных монополий в экономике Беларуси и государственное регулирование их деятельности 20
2.1. Особенности формирования естественных монополий в РБ. 20
2.2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики РБ. 21
2.3. Общие направления государственного регулирования естественных монополий в РБ. 22
2.4. Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных монополий. 28
3. Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования естественных монополий с учетом мирового опыта 31
3.1. Проблемы регулирования естественных монополий в РБ 31
3.2. Перспективы развития системы регулирования естественных монополий 33
Заключение 36
Список использованных источников 38
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных, потому что деятельность естественных монополий напрямую влияет на благосостояние и жизнь общества в странах с рыночной экономикой. Особенно выделяется Республика Беларусь, где законодательная база несовершенна и социально-экономическое положение нестабильно. Чтобы обеспечить высокий уровень жизни и построение стабильной экономики в государстве, необходимо учитывать фактор естественных монополий. Таким образом, нужно правильно регулировать действия таких экономических субъектов.
Сферы естественных монополий подвижны. Они могут расширяться, сужаться или ликвидироваться в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. В связи с этим необходимо постоянное исследование и реформирование естественных монополий. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, в виду того что с точки зрения государственных интересов естественные монополии выступают как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.
Объектом исследования являются естественные монополии.
Предмет исследования — особенности государственного регулирования деятельности естественных монополий в Республике Беларусь.
Цель исследования — изучить понятие естественных монополий и государственное регулирование их деятельности, выделить проблемы регулирования естественных монополий в РБ и определить перспективы развития системы регулирования естественных монополий.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи, определившие логику исследования и структуру курсовой работы:
При написании курсовой работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, учебная и научная литература, статьи. Использованные источники были изучены с помощью методов сравнительного анализа, синтеза решений, системного подхода, а также экономико-математических и графических методов.
Курсовая работа выполнена на 30 страницах, включает введение, 3 раздела, 9 подразделов, заключение, список использованных источников.
1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ
Монополия — это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца [1].
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии.
Например, в таком городе может быть только один врач – стоматолог.
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
1) монополист является
единственным производителем
2) продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
3) проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
4) степень влияния монополиста
на рыночную цену очень
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
Оказывается, что захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.
Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными [2].
Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы). Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает данная фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производители одежды с наклейкой фирменного дизайна, пример с которыми был приведен в предыдущей главе) – с менее эластичной кривой спроса.
Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор – число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.
1. Эластичность рыночного спроса.
Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.
2. Число фирм на рынке.
Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
Иногда говорят, что самый большой страх американского бизнесмена - страх перед конкуренцией. Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм - условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов [3].
Иногда для вступления в дело имеются естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере, до тех пор, пока не истечет срок действия патента. Другие законодательно установленные права действуют в том же направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспечения для ЭВМ в рамках деятельности отдельной компании, а необходимость обладания правительственной лицензией ограничивает доступ новых фирм на рынок телефонного обслуживания, телевизионных передач или внутренних грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масштаба может привести к созданию такой ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация называется естественной монополией.
3. Взаимодействие между фирмами.
Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор. В крайнем случае, они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.
Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.
Естественная монополия — тип рыночной структуры, при котором единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производства. Она присуща отраслям, характеризующихся устойчиво растущей экономией от масштаба производства, таким как трубопроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций. В этих отраслях экономия от масштаба настолько велика, что удовлетворение рыночного спроса одной фирмой даст более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Поэтому государство может способствовать поддержке такого рода монополии, создавая при этом систему мер, противодействующих реализации монополистом имеющейся рыночной власти [4].
Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефтепровод и газопровод), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен.
Очевидно,
что в этих отраслях конкуренция
либо затруднительна, либо просто неприменима,
так как конкуренция привела
бы здесь к более высоким средним
издержкам производства, чем те,
которые были бы при монополии, ибо
поддержание конкуренции