Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа
Цель исследования — изучить понятие естественных монополий и государственное регулирование их деятельности, выделить проблемы регулирования естественных монополий в РБ и определить перспективы развития системы регулирования естественных монополий.
Введение 4
1. Понятие и экономическое содержание естественной монополии 6
1.1. Общая характеристика монополии 6
1.2. Природа естественных монополий 10
1.3. Методы регулирования деятельности естественных монополий 15
2. Роль естественных монополий в экономике Беларуси и государственное регулирование их деятельности 20
2.1. Особенности формирования естественных монополий в РБ. 20
2.2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики РБ. 21
2.3. Общие направления государственного регулирования естественных монополий в РБ. 22
2.4. Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных монополий. 28
3. Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования естественных монополий с учетом мирового опыта 31
3.1. Проблемы регулирования естественных монополий в РБ 31
3.2. Перспективы развития системы регулирования естественных монополий 33
Заключение 36
Список использованных источников 38
Сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются:
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе следующих принципов:
Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.
Процесс становления новых
организационно-хозяйственных
Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.
В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитана, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными – в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые – даже на грани банкротства.
Как и везде в мире, в Беларуси государственная монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством и реализацией ряда товаров и услуг, в числе которых – оружие, лекарства, ядохимикаты, ликеро-водочные и табачные изделия, драгоценные металлы.
Большинство предприятий
автомобильного, тракторного и
В настоящее время прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства в рассматриваемой сфере. Проект основан на концепции государственного регулирования в интересах общества. Исходя из принципиальных положений этой экономической теории, базирующейся на необходимости обеспечить потребителей качественной продукцией в достаточном объеме и по доступным ценам, проект предусматривает перечень методов воздействия. Таким образом, государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий предполагается осуществлять следующими методами:
Законодательными актами могут устанавливаться и иные методы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Эти
методы (каждый в отдельности или
оба одновременно) должны применяться
не автоматически, а в зависимости
от конкретной ситуации на товарном рынке
и на основании решений
Ценовое
регулирование будет
Объектом
ценового регулирования является деятельность
субъектов естественных монополий
по формированию и применению цен (тарифов).
По существу, правовое содержание ценового
регулирования субъектов
Субъект естественной монополии, как и любой другой хозяйствующий субъект, может осуществлять виды деятельности, которые не подлежат регулированию, и тем самым применять на выпускаемую продукцию (услуги) свободные цены. В этом случае контроль за тем, чтобы такой субъект не злоупотреблял своим доминирующим положением на рынке и не устанавливал монопольно низкие (высокие) цены, ведется в соответствие с Законом Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» [10].
В республике выделяются два уровня естественно монопольных структур: республиканский и местный. На республиканском уровне в реестр естественных монополистов включены 44 субъекта. В числе этих субъектов такие предприятия как:
На местном уровне, например в Могилевской области, субъектами естественных монополий являются предприятия, оказывающие услуги по электро-, тепло- и водоснабжению, водоотведению и распределению тепловой энергии. Среди них – коммунальные жилищно-эксплуатационные унитарные предприятия или коммунальные унитарные предприятия.
Несмотря на относительную устойчивость естественной монополии по сравнению с традиционными экономическими монополиями, следует обратить внимание на другую сторону ее функционирования – подвижность границ и установление временных рамок и границ ее действия. Научно-технический прогресс, принципиально новые технологии могут оказать влияние на размеры предприятий, формирующих эту структуру, то есть на их уменьшение или увеличение. Изменения могут произойти и в спросе на продукцию под влиянием изменений численности населения, либерализации внешней торговли, появления взаимозаменяемых ресурсов и услуг, вследствие чего может измениться сама по себе инфраструктурная сеть и отрасль может «уйти» из естественной монополии. Не случайно реестр субъектов, входящих в естественную монополию пересматривается один раз в год. В Беларуси это отражено в постановлении Министерства экономики «О государственном реестре субъектов естественных монополий».
Важной проблемой является государственный контроль за издержками производства субъектов естественных монополий, которые не заинтересованы в их сдерживании, инвестициями этих субъектов и перекрестным субсидированием (финансированием убыточных видов деятельности за счет прибыльных). Поэтому в проект введены особые меры государственного контроля за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий.
Орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий осуществляет контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Кроме
того, орган регулирования
Для совершения вышеуказанных действий субъект естественной монополии обязан заявить в орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.
Требования к содержанию такой информации и форме ее представления определяются органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Предполагается также осуществлять государственный контроль за сделками с акциями (долями в уставных фондах) субъектов естественных монополий и иных хозяйствующих субъектов. Для осуществления контроля орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов сведения об их акционерах (участниках), располагающих более чем 10 процентами общего количества голосов [10].