Естественные монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить понятие естественных монополий и государственное регулирование их деятельности, выделить проблемы регулирования естественных монополий в РБ и определить перспективы развития системы регулирования естественных монополий.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие и экономическое содержание естественной монополии 6
1.1. Общая характеристика монополии 6
1.2. Природа естественных монополий 10
1.3. Методы регулирования деятельности естественных монополий 15
2. Роль естественных монополий в экономике Беларуси и государственное регулирование их деятельности 20
2.1. Особенности формирования естественных монополий в РБ. 20
2.2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики РБ. 21
2.3. Общие направления государственного регулирования естественных монополий в РБ. 22
2.4. Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных монополий. 28
3. Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования естественных монополий с учетом мирового опыта 31
3.1. Проблемы регулирования естественных монополий в РБ 31
3.2. Перспективы развития системы регулирования естественных монополий 33
Заключение 36
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

+Курсовая работа. моя.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

В области антимонопольной политики предусматривается:

  • совершенствование законодательной базы;
  • выработка подходов к выявлению злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов, картельных соглашений, изменение ценового регулирования предприятий-монополистов;
  • участие антимонопольного органа в разработке и согласовании проектов законодательных и нормативных правовых актов органов государственного управления;
  • предупреждения монополистической деятельности органов управления;
  • пересмотр  подходов антимонопольной политики в части контроля над экономической концентрацией в ряде отраслей экономики.

Для формирования и развития добросовестной конкуренции на товарных рынках республики необходимо продолжить демонополизацию экономики по следующим направлениям:

  • демонополизация товарных рынков с учетом дифференцированного подхода к выбору методов и средств формирования конкурентных отношений с учетом социальных приоритетов, отраслевых (продуктовых) и  региональных особенностей товарных рынков, в том числе устранение организационных и экономических барьеров вхождения в рынок;
  • совершенствование регулирования естественных монополий – идентификация сферы естественной монополии в конкретной отрасли и выработка мер по регулированию этой сферы в целях обеспечения общественно приемлемого поведения со стороны субъектов естественных монополий;
  • ограничение монопольной практики в сфере управления экономикой [11].

2.4. Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных монополий.

Конкурентная борьба за рынок  отраслей естественных монополий существует в 37 странах. Во Франции эта практика насчитывает более чем столетнюю историю. Еще в 1882 г. был заключен контракт с братьями Перрье, которые обязались поставлять воду в Париж в течение 15 лет. Сейчас около 70% населения снабжается водой частным фирмами.

Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (сеть и т.п.) либо принадлежат государству (центральным или местным органам власти), либо создаются за его счет, а содержатся и управляются частной компанией. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных или заемных средств. Контракты заключаются на различные сроки, которые, как правило, тем продолжительнее, чем больше средств компания вкладывает в производство. Обычно срок действия концессии достаточен для полной окупаемости вложений, после чего система может быть выкуплена государством (муниципалитетом). Концессии типичны для организации водоснабжения, железнодорожных перевозок, телефонной связи.

Повторные конкурсы обычно не ведут к замене арендаторов. Так, во Франции контракты на водоснабжение  постоянно возобновляются с одними и теми же операторами.

Нередко степень естественной монополизации производства переоценивается со всеми вытекающими отсюда последствиями. В вертикально интегрированной компании черты естественной монополии присущи только одному из сосредоточенных в ее рамках производств. Так, ею являются эксплуатируемые компаниями железнодорожные пути, но не подвижной состав; каналы телефонной проволочной связи, но не передающие устройства; трубопроводы, но не компрессорное оборудование. Для организации эффективной конкуренции в железнодорожных перевозках, телефонной связи, водоснабжении и т.п. необходим доступ к сетям, владельцы которых сами предоставляют эти услуги и противятся конкуренции. Неудивительно, что конкуренция здесь редкое явление. В середине 60-х годов только в 49 городах США существовало по две электроэнергетические компании. Как исключение следует рассматривать, что в США, Великобритании и Новой Зеландии клиенты могут выбирать обслуживающую их телефонную компанию, а с 1998 г. британцы – продавца электроэнергии.

В ряде стран единый электроэнергетический  комплекс был раздроблен по функциональному  признаку на локальные компании-распределители энергии, производящие компании, и национальную энергосистему. Нечто подобное осуществляется и в отношении железных дорог: поддержание путевого хозяйства отделяется от организации перевозок, которая передается на конкурсной основе на срок, который зависит от окупаемости подвижного состава.

В США доминировавшей до недавнего времени практикой  регулирования естественной монополии было ограничение нормы прибыли, осуществляемое на основе надбавки на издержки. Компаниям разрешалось получать чистый посленалоговый доход в известных пределах.

При такой системе все  аспекты деятельности компаний – тарифы, инвестиции, прибыльность – подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных органов (в США – соответствующей Федеральной комиссии, органов штатов и муниципалитетов). Кроме того, здесь повсеместно проводятся публичные слушанья Советов по коммунальным предприятиям – СКП.

Структура тарифа разрабатывается  так, чтобы избежать нечестной и  несправедливой дискриминации. Отсюда тариф должен устанавливаться по каждому виду продажи или характеру  услуги, что обычно требует разбивки по ним еще издержек на основе какого-либо принципа, например, объемов производства и продаж, величине прямых издержек, получаемых прибылей.

Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратится с требованием о его пересмотре, что обычно происходит, в случае если норма прибыли становится недостаточной. Причем предприятия должны получать разрешение не, только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение.

Процедура определения тарифа состоит из трех этапов: выявления  текущих издержек, определения инвестиций и задания нормы прибыли на инвестиции.

Определение текущих издержек не ограничивается чисто технической  операцией. Большинство комиссий штатов разработало единую систему счетоводства, обязательную для всех компаний. Комиссии следят за тем, чтобы у компаний не было излишних издержек вследствие покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг.

 

3.  ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ  
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ  
МОНОПОЛИЙ С УЧЕТОМ МИРОВОГО ОПЫТА

3.1. Проблемы регулирования естественных монополий в РБ

Необходимость регулирования  цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

Задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях можно свести к следующим:

  • обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);
  • определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
  • стимулирования предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.;
  • использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики;
  • управление развитием экономики в регионах.

Прежде чем говорить о  развитии механизмов государственного регулирования, необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности осуществляемых в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений.

Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией. Такие отрасли связи, как междугородная и международная телефонная связь также не должны рассматриваться как естественные монополии, но пока во многих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом уровне в России должны быть причислены к естественным монополиям и подвергаться регулированию. На железнодорожном транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. Теоретически можно рассматривать варианты возникновения внутренней конкуренции между отдельными предприятиями железнодорожного транспорта.

В идеале объективно обусловленные структурные изменения  в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако, правильно проведенное реструктурирование не только не ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности.

Если же такие  виды деятельности не разделены и  осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими  органами, усложняется ввиду невозможности  точно рассчитать издержки, которые  должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. Нередко встречаются случаи перенесения затрат с нерегулируемых на регулируемые виды деятельности, что, с одной стороны, дает возможность предприятиям "обоснованно" завышать цены, а с другой -применять заниженные цены на нерегулируемых рынках, позволяющие устранить конкурентов или неоправданно увеличить долю продаж на рынке.

3.2. Перспективы развития системы регулирования естественных монополий

В отраслях естественных монополий необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению описанных ранее проблем:

  • регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением может стать создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактной системы.
  • регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;
  • потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. При этом следует отметить нецелесообразность и практическую неосуществимость реструктуризации существующих монопольных структур на данном этапе развития социально-экономических отношений в Республике Беларусь. Однако уже в настоящее время должны быть созданы условия для возникновения и развития независимых частных и государственных компаний, которые конкурировали бы с предприятиями-монополистами;
  • должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими системе естественных монополий. В настоящее время правительство Республики Беларусь владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собственника является номинальной, и администрация осуществляет управление предприятиями без учетов интересов собственника. В рыночных экономиках держатели акций или их представители, совет директоров оказывают решающее влияние на выработку стратегии развития предприятия.

Эффективное корпоративно-акционерное управление предполагает, что собственники предприятий  обладают большой заинтересованностью  в ориентации управления компании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала при существующих условиях регулирования. Конечно, приватизация оказывает определенное влияние на корпоративно-акционерное управление. Однако как после полной приватизации, так и до ее проведения корпоративно акционерное управление может стать более эффективным лишь при условии привлечения стратегических инвесторов посредством продажи или передачи больших пакетов акций тем лицам или организациям, которые будут заинтересованы в жестком контроле над работой менеджеров.

Практика показывает, что  механический перенос хозяйственных  форм, в том числе и регулирования, из одной социально-экономической  среды в другую часто не дает желаемого  результата. Это и понятно, ведь они  возникают в различных и неповторимых условиях. Залогом успешного заимствования чужого опыта является его критическое переосмысление выражающееся, в частности, в адаптации к специфическим условиям новой среды и задачам экономической политики.

В развитых странах с рыночной экономикой правовые системы регулирования естественных монополий совершенствовались в течение многих лет, поэтому они, конечно, ушли далеко вперед по сравнению с законодательством Республики Беларусь. Можно выделить две основные формы государственного регулирования естественных монополий при сохранении в них преобладания частного капитала:

  • организация конкурсов за вход на монопольный рынок,
  • ценовое регулирование деятельности непосредственно на рынке.

Конкуренция на монопольном  рынке организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает  исключительное право производства в масштабах страны или на локальном  рынке. Конкурс на вход в отрасль  естественной монополии был впервые теоретически проанализирован английским экономистом Э. Чедвиком.

Кроме того, эффективную  конкуренцию за вход на рынок можно  организовать не на всяком монопольном рынке. В частности ее ограничивают высокий размер и невозвратный характер издержек по участию в конкурсе, которые поэтому полностью или частично следует компенсировать государству.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    1. изучить понятие и содержание естественной монополии;
  1. определить методы регулирования деятельности естественных монополий;
  1. исследовать особенности формирования естественных монополий в РБ;
  2. провести анализ деятельности естественных монополий, оценить их вклад в развитие экономик, изучить общие направления государственного регулирования естественных монополий в РБ, изучить опыт зарубежных стран в области регулирования естественных монополий;
  3. выявить проблемы государственного регулирования;
  4. сформулировать перспективы развития системы регулирования естественных монополий.

Информация о работе Естественные монополии