Естественные монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить понятие естественных монополий и государственное регулирование их деятельности, выделить проблемы регулирования естественных монополий в РБ и определить перспективы развития системы регулирования естественных монополий.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие и экономическое содержание естественной монополии 6
1.1. Общая характеристика монополии 6
1.2. Природа естественных монополий 10
1.3. Методы регулирования деятельности естественных монополий 15
2. Роль естественных монополий в экономике Беларуси и государственное регулирование их деятельности 20
2.1. Особенности формирования естественных монополий в РБ. 20
2.2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики РБ. 21
2.3. Общие направления государственного регулирования естественных монополий в РБ. 22
2.4. Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных монополий. 28
3. Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования естественных монополий с учетом мирового опыта 31
3.1. Проблемы регулирования естественных монополий в РБ 31
3.2. Перспективы развития системы регулирования естественных монополий 33
Заключение 36
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

+Курсовая работа. моя.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

Естественные  монополии порождаются в тех  отраслях, где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса будет обходиться слишком дорого.

Наряду с  отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и  крайне опасная оборотная сторона  – возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий  государственной собственности и государственным регулированием.

Первый относится  к материальным предпосылкам рыночных отношений – производственному процессу. Именно этот процесс обеспечивает более или менее эффективное удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции.

Второй существенный компонент, уточняющий понятие естественных монополий, обращен к естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только данный, а никакой другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца – естественного монополиста.

Третий по счету компонент – главный  по значимости с точки зрения правового  регулирования. Он касается одного из основных элементов рыночной экономики – цены: спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Спрос, не зависящий или зависящий в минимальной степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным. 

Если исходить только из приведенного определения, то к сфере естественных монополий можно отнести деятельность очень многих предпринимателей. Взять для примера самый распространенный товар – хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов. Чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь – не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене. Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям. И здесь главная опасность не ошибиться, ведь это может привести к непоправимым результатам.

Еще одной  особенностью естественных монополий  является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.

Естественные  монополии для выбора оптимальной  государственной политики подразделяются на временные и постоянные, что  имеет существенное значение. Случай постоянной естественной монополии характеризуется наличием возрастающей отдачи от масштаба при любом объеме производства и показан на рис.1. Любой объем спроса может быть удовлетворен единственной фирмой с минимальными затратами [6].

Рис. 1.1 – Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия

 

Фирму, которая пользуется преимуществами отдачи от масштаба лишь при определенной величине спроса, принято называть временной естественной монополией. Временная естественная монополия имеет место, если до определенного объема производства эффект отдачи от масштаба положительный, а затем отрицательный. Кривая средних затрат в этом случае имеет U`-образную форму и при возможном росте спроса монополия перестанет быть естественной, появятся возможности для входа новых фирм в отрасль и развития конкуренции [6].

Рис. 1.2 – Преимущество существования одной фирмы в  отрасли

 

Примером  может быть междугородная телефонная связь. В США, например, увеличение спроса на услуги междугородной связи привело к дерегулированию этой отрасли. Единый монополист, компания AT&T, был разукрупнен, и в настоящее время услуги дальней связи являются конкурентным сектором.

Рассмотрим  теперь баланс “плюсов” и “минусов”  в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).

“Плюсы”:

  • возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
  • возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
  • возможность использования достижений научно-технического прогресса;
  • возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
  • возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

“Минусы”:

  • возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
  • возможность блокировать технический прогресс;
  • возможность “экономить” за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
  • возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Видно, что  у естественной монополии достоинства  становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает – “плюсы” или “минусы”.

Однако общество не может жить в условиях такой  неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.

Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом – регулированием естественной монополии.

    1. Методы регулирования деятельности естественных монополий

В случае естественной монополии (рис. 2.1), когда из-за большой доли постоянных издержек эффект масштаба столь значителен, что кривая спроса D пересекает кривую средних долгосрочных издержек (LRACm) на участке ее снижения, уровень LRACEM всегда будет ниже конкурентных LRACp Используя свою рыночную власть, монополия может установить предложение на уровне Qm при цене Рт и получать монопольную прибыль, что и является причиной регулирования ее деятельности.

Рис. 2.1 – Предложение и  цена в условиях естественной монополии

 

Если  целью регулирования является оптимизация  объема выпуска, то в этом случае следует установить «оптимальную» с точки зрения общества цену Рмс, равную предельным издержкам производства LRMCEM, что обеспечило бы эффективное распределение ресурсов. Однако оптимальный выпуск Q не обеспечивает эффективности производства, так как уровень средних долгосрочных издержек фирмы превышает установленную цену, что приведет к образованию убытков в краткосрочном периоде и уходу фирмы из отрасли в долгосрочном периоде. Для того чтобы фирма оставалась в отрасли, общество должно либо компенсировать убытки путем субсидирования производства, либо установить «справедливую цену» Рm, соответствующую средним долгосрочным издержкам производства LRACEM. В этом случае монополия, получая нормальную прибыль, будет оставаться в отрасли, а общество, лишая фирму монопольной прибыли, хотя и не добивается максимально возможного объема выпуска, обеспечит его увеличение до Qm при более низких, чем при совершенной конкуренции ценам РЕМ.

В реальной хозяйственной практике применение регулирования цен на продукцию  естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может провоцировать рост Х-неэффективности, так как субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсированы, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых цен», осуществляемого чаще всего по принципу «издержки плюс», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, так как это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в качестве базы установления «справедливой цены» будут взяты ее капитальные активы, то фирма будет стремиться к необоснованному замещению труда капиталом, что приведет к той же Х-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фирмы. Не следует упускать из виду и тот момент, что установление «потолков цен» чревато возникновением дефицита продукции.

Косвенное регулирование  цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае проблема состоит в том, что введение налога приведет к росту издержек и монополист сократит выпуск и повысит цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если его эластичность высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соответственно, при спросе, имеющем низкую эластичность, введение налога на продукцию приведет лишь к дополнительным потерям совокупного благосостояния.

Цель косвенного регулирования  прибыли состоит в том, чтобы  изъять у фирмы монопольную прибыль (рис. 2.2), оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной прибыли не тождественен налогу с продаж (повышает МС и АС), при котором налоговое бремя распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельного уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цен» [7].

 

Рис. 2.2 – Косвенное регулирование  прибыли монополии

 

В странах с развитыми  рыночными экономиками современная  концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.

Несмотря на наличие технической  эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.

Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального  функционирования большинства предприятий  и составляющую значительную часть  потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей – результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

 

2. РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ  
БЕЛАРУСИ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ  
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Особенности формирования естественных монополий в РБ.

в соответствии с Законом Республики Беларусь «О естественных монополиях» естественная монополия — система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары [8].

Информация о работе Естественные монополии