Европейский союз в мировой экономике и МЭО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования работы является:
Раскрыть содержание основных направлений деятельности Европейского Союза и показать значимость и сущность уникального международного образования.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
• Изучить литературу и источники по данной проблематике;
• Раскрыть исторический аспект возникновения Европейского Союза;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 5
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ (1950 Г. – НАЧАЛО 1970-Х ГГ.) 5
1.2 ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ И ПОИСКОВ (НАЧАЛО 70-Х ГГ. – 1984 Г.) 11
1.3 НОВЫЙ ПОДЪЕМ ИНТЕГРАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (1985 – 2004 Г.) 14
1.4 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (С 2004 Г. ПО
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) 21
ГЛАВА 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 28
2.1 ОФИЦИАЛЬНАЯ ВАЛЮТА ЕС 29
2.2 ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 30
2.3 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ 31
2.4 ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА 33
2.5 ЕДИНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА 35
ГЛАВА 3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В МЭО 38
3.1РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…………….47

Файлы: 1 файл

meo.docx

— 121.86 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный государственный

университет путей сообщения»

 

 

 

 

 

Кафедра «Мировая экономика и коммерция»

 

                                                              

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 по дисциплине: «мировая экономика и мировые экономические отношения»

на тему: «Европейский союз в мировой экономике и МЭО»

 

 

                                                                                                                Выполнили:                                 ст-ты гр.329

Агамамедли А.Р.

Музыкина Н.А.

 

Проверила:                                                                                                             ст.преподаватель

  Мартынович И.В.

 

 

 

Хабаровск

2012

Содержание

Введение 3

Глава 1. История  развития Европейского союза 5

1.1 Становление интеграции (1950 г. – начало 1970-х гг.) 5

1.2 Время испытаний и поисков (начало 70-х гг. – 1984 г.) 11

1.3 Новый подъем интеграционного строительства (1985 – 2004 г.) 14

1.4 Европейский Союз в условиях глобализации (с 2004 г. по 

настоящее время) 21

Глава 2. Европейский  союз в мировой экономике 28

2.1 Официальная  валюта ЕС 29

2.2 Энергетические  показатели 30

2.3 Социальные  показатели 31

2.4 Единая аграрная  политика 33

2.5 Единая промышленная  политика 35

Глава 3. Европейский  союз в МЭО 38

3.1Россия и  Европейский союз 38

Заключение 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…………….47

 

 

 

 

 

 

Введение

Европейский союз (ЕС), – экономическое и политическое объединение 27 европейских государств: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии, Швеции, Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, Болгарии и Румынии.  Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ. 

Актуальность темы предлагаемого  исследования заключается в том, что Европейский Союз объединяет 27 стран Европы, является влиятельным  участником мирового сообщества, на сегодняшний  день, и одним из трех основных и  наиболее развитых центров современного мира, наряду с США и Японией. Европейский  Союз является крупнейшей мировой торговой державой, на него приходится почти  четверть мировой торговли, это также  крупнейший мировой импортер сельскохозяйственной продукции и сырья. На ЕС приходится основная часть помощи развивающимся  странам. Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более  чем со 140 странами мира (по официальным  данным всего в мире насчитывается 240 стран, а по неофициальным данным 195 стран ). Европейский Союз имеет  статус наблюдателя ООН. Европейский  Союз уникальное международное образование: он сочетает признаки международной  организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Актуальность данной курсовой работы заключается еще и в  том, что Европейский Союз представляет собой могучую экономическую  силу. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной  торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Завершается строительство Единого внутреннего рынка пространства, где существует «четыре свободы» (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей). Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.

Предметом исследования данной работы являются политическая и экономическая  деятельность Европейского Союза в  современный период времени.

Целью исследования работы является:

Раскрыть содержание основных направлений деятельности Европейского Союза и показать значимость и  сущность уникального международного образования.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

    • Изучить литературу и источники по данной проблематике;
    • Раскрыть исторический аспект возникновения Европейского Союза;
    • Исследовать нынешнее состояние ЕС в современном мире;
    • Рассмотреть экономическое и политическое состояние Европейского Союза в современный период времени;
    • Выявить основные внешнеэкономические и другие проблемы Европейского Союза;
    • Показать перспективы функционирования ЕС в дальнейшем.

Глава 1. История развития Европейского союза

История Европейского Союза  насчитывает уже почти 60 лет. За это  время он прошел путь от скромной отраслевой группировки к мощному многопрофильному объединению, которое во многом определяет лицо Европы и является одним из центров современного мира.

Существует четыре основных этапа становления ЕС. Первый, динамичный и результативный, начался с декларации Шумана 1950 г. и продлился почти двадцать лет. Крах Бреттон-вудской системы (1971 г.) и нефтяной кризис (1973 г.) остановили поступательное движение интеграции.

Ее второй, достаточно сложный  период длился до середины 80-х гг. Одобренная  в 1985 г. программа строительства  Единого внутреннего рынка открыла  третий, успешный этап интеграции, охвативший почти два десятилетия. С 2004 г. –  после того как в ЕС вступила большая  группа стран Центральной и Восточной  Европы – интеграционные процессы снова замедлились. Осложнились  внешние условия развития Европейского Союза. В начавшемся четвертом периоде  ему предстоит решать нескольких крупных проблем долгосрочного  свойства.

Послевоенное движение за объединение Европы сыграло важную роль в становлении европейской интеграции, во многом став ее идейной и политической основой. Точкой отсчета этого движения принято считать речь выдающегося британского государственного деятеля Уинстона Черчилля «Трагедия Европы», произнесенную 19 сентября 1946 года в Цюрихском университете. Черчилль призвал европейцев покончить «с национальными распрями», прежде всего, с франко – германским антагонизмом, и образовать на континенте «нечто вроде Соединенных Штатов Европы».

1.1 Становление интеграции (1950 г. – начало 1970-х гг.)

Становлению интеграции способствовало несколько факторов.

Во-первых, она была нужна  для установления долгосрочного  мира. После двух мировых войн стало ясно, что концепция национального государства, зародившаяся и воплощенная в Европе в ее абсолютной форме – без каких-либо ограничений национального суверенитета – неизменно ведет к национализму и международным конфликтам. Тезис о необходимости поставить политику отдельных государств под наднациональный контроль, вызревший в недрах антифашистского движения еще во время войны, получил широкое признание. Настороженное отношение Франции и других европейских стран к Германии усиливало стремление связать ее международными обязательствами.

Во-вторых, местные элиты  понимали, что экономическое возрождение региона возможно только при условии его тесной консолидации. Поступление американской помощи по «Плану Маршалла» завершалось в 1951 году. В своем дальнейшем экономическом развитии западноевропейские страны могли опираться в основном друг на друга. Для этого требовалось активизировать их внешнюю торговлю и наладить широкую промышленную кооперацию. Эту потребность усиливало также возникновение в Европе группы социалистических стран, учредивших в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Кроме СССР, в него вошли ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария и Румыния – страны, бывшие ранее традиционными источниками сырья и рынками сбыта для западноевропейских предприятий.

В-третьих, в итоге второй мировой войны Западная Европа утратила роль одного из главных мировых центров силы. Сформировалась новая, биполярная система международных отношений, называемая Ялтинско-Потсдамской, с двумя полюсами – США и СССР. Именно они стали главными действующими лицами развернувшейся холодной войны с присущей ей гонкой вооружения и ядерным противостоянием. Послевоенный раздел Европы на сферы влияния, образование двух германских государств - ФРГ и ГДР, а также война между двумя корейскими государствами при участии вооруженных сил США, Китая и СССР в 1950-1952 гг. ясно показали европейцам, что ключевые вопросы современности решаются без их участия. Провозглашение независимости Индии в 1947 г. положило начало крушению колониальной системы, являвшейся опрежде важнейшим инструментом мирового господства европейских метрополий. Западной Европе предстояло заново определить свое место в системе международных отношений, найти новые рычаги укрепления своих позиций.

Путь к европейской  интеграции открыла Декларация Шумана. 9 мая 1950 министр иностранных дел Франции Робер Шуман обратился к правительству ФРГ с предложением создать франко – германское объединение угля и стали, открытое для присоединения других стран. Значение декларации выходило далеко за рамки отношений двух бывших противников в войне. Она призывала к созданию «общей основы экономического развития, которая явится первым шагом к Европейской федерации». Предложенная концепция европейского строительства (ее инициатором и первым автором был Жан Монне – известный политический деятель и руководитель плана послевоенного восстановления экономики Франции) впоследствии легла в основу европейской интеграции. Ее действующие по сей день принципы таковы:

  • вместо Европы, раздираемой националистическими противоречиями, необходимо создать единую, миролюбивую Европу на принципах демократии, экономического благосостояния и социального консенсуса, мира и равноправного сотрудничества;
  • единая Европа должна строиться постепенно, с упором на приоритетные области, где сотрудничество наиболее актуально и достижимо;
  • объединение должно начаться в сфере экономики, что максимально отвечает насущным потребностям участвующих государств и не затрагивает особо чувствительные сферы государственного суверенитета (такие как национальная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п.);
  • важнейшим условием продвижения к единой Европе должно стать

формирование единой правовой базы и системы общих институтов, которым делегируется часть суверенных стран-участниц.

Датой рождения ЕС считают 18 апреля 1951 г., когда был подписан Договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Через шесть лет в Риме были заключены договоры, учредившие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Они окончательно определили характер и общее направление развития европейской интеграции.

После войны в Западной Европе развернулся мощный экономический подъем. На протяжении 50-х и 60-х гг. темпы роста ВВП в регионе составляли в среднем 5% год. Уровень жизни населения устойчиво повышался, рос внутренний спрос, улучшалась социальная обстановка. Повсюду проводились глубокие экономические и политические реформы. Создавались системы государственного регулирования экономики, а традиционная конфронтация между трудом и капиталом заменялась практикой «социального партнерства».

Происходило укрепление демократических  институтов или их восстановление – в Германии и Италии. Международная обстановка в те годы определялась противостоянием двух общественных систем и их военно-политических блоков – НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД). Однако «холодная война» с такими ее драматическими событиями как сооружение Берлинской стены (1961 г.), Карибский кризис (1962 г.), введение советских войск в Венгрию (1956 г. ) и Чехословакию (1968 г.) не тормозила, а скорее стимулировала интеграцию. Хотя все страны ЕЭС, будучи членами НАТО, увеличили военные расходы, основную их часть (особенно на развитие ракетно-ядерных сил) взяли на себя США.

Основные договоры

Договор о ЕОУС был подписан в Париже в апреле 1951 г. сроком на 50 лет. Его участниками стали шесть стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция. Договор вступил в силу в июле 1952 г. Основные цели договора: создание общего рынка угля и стали, модернизация и повышение эффективности производства в угольной и металлургической промышленности, а также улучшение условий труда и решение проблем занятости в этих отраслях. Договор ставил долгосрочные цели: укрепить мир в Европе и создать предпосылки для тесного объединения народов.

Угольная и сталелитейная  промышленность были тогда стратегическими отраслями. Уголь являлся главным источником энергии, он также требовался для выработки стали. Она в свою очередь составляла основу тяжелого машиностроения (базовой отрасли промышленности) и производства военной техники. Поставив данные отрасли под наднациональный контроль и создав общий рынок данных товаров, члены ЕОУС решали две задачи. Во-первых, они способствовали модернизации всего национального хозяйства. Во-вторых, устранялась возможность того, что одна из стран-участниц начнет готовиться к войне. 27 мая 1952 г. те же шесть стран подписали Договор, учреждавший Европейское оборонительное сообщество (ЕОС). Одновременно была начата подготовка договора, учреждавшего Европейское политическое сообщество. В соответствии с ними предполагалось создать новую (федеральную по типу), структуру органов в сфере внешней политики, обороны, защиты прав человека.

Однако в августе 1954 г. Национальное собрание Франции отвергло договор о ЕОС, после чего прекратилась и подготовка второго договора.

25 марта 1957 г. те же  шесть государств подписали в  Риме два договора, учредившие Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Римские договоры вступили в силу 1 января 1958 г., они являются бессрочными. В договоре о ЕЭС ставилась цель сначала создать в рамках «шестерки» таможенный союз, а затем перейти к общему рынку. Эта последовательность соответствовала утвердившемуся тогда представлению о стадиях. На первом этапе планировалось отменить таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами, создать общий таможенный тариф, ввести общую аграрную и торговую политику, а также начать координацию других сфер экономической политики. На второй стадии предполагалось реализовать конечную цель договора: обеспечить четыре свободы – движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов. 8 апреля 1965 г. в Брюсселе был подписан Договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию Европейских сообществ. Данный акт, часто называемый Договором о слиянии, вступил в силу с 1 июля 1967 г. До этой даты главные органы трех сообществ (ЕОУС, Евратома и ЕЭС) действовали параллельно. Теперь единый Совет и единая Комиссия вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС образовали современную институциональную структуру Сообществ.

Информация о работе Европейский союз в мировой экономике и МЭО