Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:57, курсовая работа
Целью исследования работы является:
Раскрыть содержание основных направлений деятельности Европейского Союза и показать значимость и сущность уникального международного образования.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
• Изучить литературу и источники по данной проблематике;
• Раскрыть исторический аспект возникновения Европейского Союза;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 5
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ (1950 Г. – НАЧАЛО 1970-Х ГГ.) 5
1.2 ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ И ПОИСКОВ (НАЧАЛО 70-Х ГГ. – 1984 Г.) 11
1.3 НОВЫЙ ПОДЪЕМ ИНТЕГРАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (1985 – 2004 Г.) 14
1.4 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (С 2004 Г. ПО
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) 21
ГЛАВА 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 28
2.1 ОФИЦИАЛЬНАЯ ВАЛЮТА ЕС 29
2.2 ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 30
2.3 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ 31
2.4 ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА 33
2.5 ЕДИНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА 35
ГЛАВА 3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В МЭО 38
3.1РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…………….47
Внутренняя политика. Согласно договору о ЕЭС, его участники начали ступенчато снижать таможенные тарифы во взаимной торговле. Первое снижение на 10% было осуществлено 1 января 1959 г. Далее тарифы снижались почти ежегодно, и параллельно сокращался разрыв между усредненными и национальными уровнями тарифов. В итоге с 1 июля 1968 г. внутренняя торговля в Сообществе стала беспошлинной, а на его внешних границах был введен Общий внешний таможенный тариф. Два года спустя торговая политика перешла из компетенции национальных правительств в компетенцию органов ЕС. Таким образом, «шестерка» стала таможенным союзом. Это содействовало быстрому росту внутрирегиональной торговли.
Летом 1958 г. был утвержден механизм общей сельскохозяйственной политики ЕЭС. Ее главные цели состояли в том, чтобы достичь полной самообеспеченности стран «шестерки» продовольствием, гарантировать фермерам стабильный доход и защитить местных производителей от конкуренции извне. Средства на эти мероприятия выделял Европейский фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства (ФЕОГА), начавший действовать с 1964 г. В 1965 – 1966 гг. ЕЭС пережил первый в своей истории кризис, который едва не привел к распаду объединения.
Внешние отношения. В 50-е и 60-е годы Сообщества установили официальные отношения со многими десятками государств и обменялись с ними представительствами. После перехода торговой политики в ведение Комиссии и Совета ЕС было заключено множество торговых соглашений с этими государствами. В 1963 г. в городе Яунде (Камерун) было подписано первое соглашение с целой группой государств – конвенция о преференциальной торговле между ЕЭС и 18 странами Африки (в основном бывшими французскими и бельгийскими колониями) сроком на пять лет. Она предусматривала свободный доступ товаров этих беднейших стран на рынок ЕС, а также техническую и финансовую помощь со стороны «шестерки». В 1969 г. была подписана вторая Яундская конвенция почти в том же составе участников и снова на пять лет.
Начало 70-х гг. ознаменовалось двумя мировыми потрясениями. В августе 1971 г. произошел распад Бреттон-вудской валютной системы, основанной на золото-долларовом стандарте. США (ввиду истощения государственных золотых запасов на фоне войны во Вьетнаме) отказались обменивать предъявленные ему французским правительством доллары на золото. Это положило конец устойчивой практике определять курсы национальных валют через их золотое содержание. Теперь курс той или иной валюты определялся на основе хаотичных движений рыночной конъюнктуры.
Мир раз и навсегда перешел от фиксированных курсов к плавающим.
В 1973 г. на фоне арабо-израильской войны случился первый нефтяной шок: страны ОПЕК повысили экспортные цены в четыре раза. В 1978 г. Подъем нефтяных цен возобновился. В общей сложности с 1970 г. по 1980 год они выросли в десять раз.
В первой половине 70-х гг. противостояние между Востоком и Западом временно ослабло. Процесс разрядки международной напряженности наиболее отчетливо проявился в Европе, где его инициаторами выступили, вместе с Советским Союзом, два ведущих участника ЕС – ФРГ и Франция. Летом 1973 г. началась работа Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В нем приняли участие 33 европейские страны, а также США и Канада. Совещание завершилось подписанием в 1975 г. В Хельсинки Заключительного акта (неофициально – Хельсинский акт). Он закрепил нерушимость послевоенных границ в Европе и декларировал курс на развитие сотрудничества между капиталистическими и социалистическими странами по экономическим, научно-техническим и гуманитарным вопросам.
Внутренняя политика. На волне интеграционных успехов 50-х – 60-х гг. Европейские Сообщества в 1969 - 1971 г. разработали план перехода к Экономическому и валютному союзу. Неофициально его называют «планом Вернера» - по имени главного разработчика, премьер-министра Люксембурга Пьера Вернера. План предусматривал: постепенное снятие ограничений на движение капиталов внутри ЕС, жесткую фиксацию курсов европейских валют и возможный переход к 1980 г. на единую валюту. Венцом этой стратегии должно было стать создание политического союза, возможно, в форме федерации.
Однако плану не суждено было осуществиться. Отмена свободного конвертирования доллара в золото привела к расстройству международной валютной системы, девальвации не только доллара, но и большинства европейских валют. Из «плана Вернера» удалось выполнить только первую часть – создать в 1971 г. механизм «валютной змеи». Резкое повышение нефтяных цен повлекло за собой за собой удорожание промышленных товаров, нарушение платежных балансов и общее ухудшение экономической ситуации в странах Запада. Особенно пострадала экономика членов ЕС, покрывавших более 60% своих энергетических потребностей за счет импорта ближневосточной нефти. Снижение рентабельности производства (из-за роста энергетической составляющей) привело к сокращению объемов выпуска продукции, увеличению безработицы и ухудшению социальной обстановки. В 1975 г. Западную Европу поразил первый за послевоенные годы экономический кризис. В 1981-1982 гг. спад промышленного производства повторился.
Внешние отношения. Хотя сфера внешней политики полностью оставалась в компетенции государств-членов, необходимость ее координации становилась все более актуальной. Для этого в 1970 г. был создан специальный инструмент – Европейское политическое сотрудничество, в рамках которого регулярно встречались национальные министры иностранных дел. В 70-е годы страны ЕЭС провели серию согласованных дипломатических действий с целью ослабить напряженность в отношениях с арабскими государствами. Этот механизм активно действовал в период подготовки и проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, от имени ЕС Хельсинкский акт подписал премьер-министр Италии Альдо Моро.
Вступление в ЕС Великобритании, имевшей до войны множество колоний, позволило странам Сообщества расширить особый диалог с развивающимися странами. В продолжение двух Яундских конвенций в 1975г. в столице Того городе Ломе была подписана новая конвенция с 46 странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ). Впоследствии Ломейские конвенции подписывались через 4-5 лет. Последняя, четвертая, была заключена в декабре 1989 г. и действовала до1999 г.
Состав ЕС. В 1962 г. Великобритания (инициировавшая двумя годами
раньше создание другой интеграционной группировки – ЕАСТ) подала заявление о приеме в ЕЭС. Однако ему воспрепятствовала Франция. В 1967г. Великобритания подала новое заявление, принесшее тот же результат. Главным противником ее вступления был президент Франции Шарль де Голль, считавший, что в силу своих особых связей с Соединенными Штатами Великобритания будет играть в ЕС негативную роль, подрывая его единство и самостоятельность в отношениях с США.
Переговоры о вступлении Великобритании, а также Дании, Ирландии и
Норвегии в Европейское Сообщество начались только в 1969 г., вскоре после отставки де Голля. Три первые страны стали ее членами с 1 января 1973 г., тогда как национальный референдум в Норвегии дал отрицательный результат. «Шестерка» превратилась в «девятку». По приросту экономической мощи данное расширение было крупнейшим в истории ЕС: его ВВП увеличился более чем на 30%.
Во второй половине 70-х гг. начались переговоры с Грецией, Португалией и Испанией. Им предшествовали политические перемены в этих странах. В Греции пала военная диктатура «черных полковников» - группы реакционно настроенных офицеров, захвативших власть в середине 60-х гг.. В Португалии и Испании победили – причем, без кровопролития – демократические революции, ликвидировавшие диктаторские режимы. В 1981 г. Греция стала десятым членом ЕС. Испания и Португалия вступили в него уже на новом этапе развития Европейского сообщества, в 1986 г.
Начиная с середины 80-х гг., Сообщество вступило в 20-летний период динамичного развития. К этому времени структурная перестройка западноевропейской экономики в целом завершилась. Экономика региона вернулась к устойчивым тепам роста, хотя не таким высоким, как в 50-е и 60-е годы. Международная обстановка также благоприятствовала европейской интеграции. Новый лидер СССР Михаил Горбачев, пришедший к власти в 1985 г., радикально изменил внешнюю политику страны, взяв курс на сотрудничество с Европейским Сообществом и Западом в целом. Советский Союз и США заключили договоры об ограничении ракетно-ядерных сил. В 1989 г. советские войска покинули Афганистан.
На рубеже 80-х и 90-х гг.
в странах Центральной и
Основные договоры и документы:
В феврале 1986 г. государства-члены ЕС подписали Единый Европейский Акт (ЕЕА), вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Его главной задачей было создание к декабрю 1992 г. Единого внутреннего рынка товаров, услуг, капиталов и лиц. Таким образом, ЕС вернулось к долгосрочной цели, сформулированной еще в Римском договоре.
Договор о Европейском Союзе (неофициально Маастрихтский договор) был подписан 7 февраля 1992 г. в голландском городе Маастрихте и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Важно уяснить, что Договор о Европейском Союзе не дополнял заключенный в 1957 г. Договор о ЕЭС, а создавал еще один основополагающий документ. С тех пор ЕС функционирует на основе двух главных договоров – Договора о ЕЭС и Договора о Европейском Союзе. Все
последующие договоры (Амстердамский, Ниццкий и Лиссабонский) только вносили поправки в оба эти акта, но не создавали новых. Создать единый новый договор взамен действующих двух должна была конституция ЕС, однако она не была принята.
Ключевой задачей ЕС Договор провозгласил создание экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой европейской валюты, что вывело бы экономическую интеграцию на самую высокую – четвертую – стадию. Решение о единой валюте было беспрецедентным и для самого ЕС, и для мировой экономической истории. Именно оно стало символом Маастрихтского договора и центром притяжения общественного мнения. Сильные эмоции вызвал сам факт того, что ЕС замахнулся на святое святых государственного суверенитета – национальные деньги. В ходе согласования договора Великобритания и Дания оговорили свое право не переходить к будущей единой валюте. В договоре подробно излагались принципы и механизмы ЭВС. В специальном разделе устанавливались правила разработки и реализации общей экономической политики, утверждались устав Европейского центрального банка и его функции, определялись критерии, необходимые для вступления страны в валютный союз (критерии конвергенции, или маастрихтские критерии).
Амстердамский договор был подписан в столице Нидерландов 2 октября1997 г. Он представлял собой скорректированный и расширенный вариант Маастрихтского договора. Наиболее существенные изменения произошли в сфере внутренних дел и юстиции. Вопросы визового контроля, предоставления убежища, иммиграции, охраны внешних границ, а также правовое сотрудничество по гражданским делам (например: браки, разводы, алименты, родительские права) были переведены из третьей «опоры» в первую. То есть, они перешли из сферы межправительственного сотрудничества в сферу компетенции Сообщества. В третьей опоре остались: уголовно-правовое сотрудничество, полицейское сотрудничество и сотрудничество таможенных служб стран ЕС.
В право ЕС были включены шенгенские правила (об отмене контроля на внутренних границах и охране внешних границ), которые ранее действовали автономно и оставались вне его юрисдикции. Таким образом, были усилено наднациональное начало в управлении внешних границ Союза. Теперь каждая страна ЕС, имеющая внешнюю границу, охраняет свой участок в соответствии с общими правилами. Договор расширил раздел Маастрихтского договора, посвященный ОВПБ. Он определил механизмы ее осуществления и учредил пост Генерального секретаря Европейского совета Высокого представителя по ОВПБ, которому дано право представлять Европейский совет в переговорах с третьими сторонами. В очередной раз были увеличены полномочия Европейского парламента, расширен перечень вопросов, решения по которым принимаются большинством голосов. Но Договор опять не решил задачи, поставленной еще при подготовке Договора о Европейском Союзе – провести полную реформу институциональной системы ЕС.
Ниццкий договор был подписан главами государств и правительств сначала 11 декабря 2000 г., а потом (в окончательной версии) 26 февраля 2002 г. во французском городе Ницце. Он вступил в силу с 1 февраля 2003 г. Данный договор, как и Амстердамский, явился модификацией Маастрихтского договора, причем также не до конца успешной. Давно запланированная реформа институтов снова была проведена в урезанном виде. Договор решил вопросы, без которых Союз не мог приступить к расширению на восток. Он определил новые квоты для действующих и будущих государств-членов в Совете ЕС и Европарламенте. При голосовании квалифицированным большинством в Совете был введен принцип двойного большинства. Он потребовался для того, чтобы малые страны (число которых резко увеличивалось) не могли блокировать в Совете решения, отвечающие интересам основного состава ЕС.
Внутренняя политика. Пройдя долгий путь испытаний, Сообщество в середине 80-х гг. вступило в новый этап - завершения формирования Единого внутреннего рынка (ЕВР). Для этого Комиссия ЕС подготовила детальную программу действий, опубликованную в Белой книге (1985 г.). Она содержала около 300 мероприятий по всем направлениям экономической политики с указанием сроков их выполнения. Правовой базой программы стал упомянутый выше Единый европейский акт. За некоторыми исключениями (интеграция национальных рынков государственных закупок и финансовых рынков, различия между налоговыми системами), план был выполнен к намеченному сроку. 1 января 1993 г. Единый внутренний рынок ЕС стал фактом. Успешное выполнение этой важнейшей программы стало возможным благодаря появлению нового яркого лидера, умевшего ставить дерзкие цели и убеждать в своей правоте. В 1985 г. на пост председателя Европейской комиссии был назначен Жак Делор, французский финансист и политический деятель, пробывший в этой должности два срока. За 10 лет Делор не только вывел Сообщество из застоя, но и осуществил несколько грандиозных проектов. В их числе: создание ЕВР, подписание договора о Европейском Союзе, переход к ЭВС и единой валюте. На счету Делора также вступление в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции; подготовка к вступлению стран ЦВЕ; подписание соглашений о партнерстве и сотрудничестве с Россией, Украиной и другими странами СНГ.
Информация о работе Европейский союз в мировой экономике и МЭО