Европейский союз в мировой экономике и МЭО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования работы является:
Раскрыть содержание основных направлений деятельности Европейского Союза и показать значимость и сущность уникального международного образования.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
• Изучить литературу и источники по данной проблематике;
• Раскрыть исторический аспект возникновения Европейского Союза;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 5
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ (1950 Г. – НАЧАЛО 1970-Х ГГ.) 5
1.2 ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ И ПОИСКОВ (НАЧАЛО 70-Х ГГ. – 1984 Г.) 11
1.3 НОВЫЙ ПОДЪЕМ ИНТЕГРАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (1985 – 2004 Г.) 14
1.4 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (С 2004 Г. ПО
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) 21
ГЛАВА 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 28
2.1 ОФИЦИАЛЬНАЯ ВАЛЮТА ЕС 29
2.2 ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 30
2.3 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ 31
2.4 ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА 33
2.5 ЕДИНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА 35
ГЛАВА 3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В МЭО 38
3.1РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…………….47

Файлы: 1 файл

meo.docx

— 121.86 Кб (Скачать файл)

2.5 Единая промышленная политика

Мобильная и в тоже время  конкурентоспособная промышленность играет существенную роль в развитии европейской экономики. В последние  годы структура экономики ЕС претерпела существенные изменения. Так, доля сектора  услуг возросла с 52 % в 1970 до 71,7 % в 2008 г.  В том же время доля промышленности снизилась за этот же период с 30 до 20,2 %. В результате такого повышения доли сектора услуг регулированию развития промышленности не уделялось должного внимания. Такой тренд появился в силу :

  1. Высокого роста производительности труда в промышленности по сравнению со сферой услуг;
  2. Роста благосостояния физических лиц, ставшего результата непропорционального спроса в секторе домохозяйств, ориентированных на личные услуги.

Так же возросла связь между  услугами и промышленностью. Например,  в 2006 г. бизнес услуги составляли 48 % ВВП, также добавленная стоимость в промышленности ЕС составила около 5 трлн евро(Германия – 25% добавленной стоимости). 45 тыс евро на одного занятого(производительность труда, от 10 тыс в Эстонии и до 149 тыс в Ирландии). С 1985 г. объем промышленного производства ЕС увеличился на 30 %, за этот же период объем выбросов углекислого газа упали на 50 %. В результате воздействия усиливающих процессов глобализации мировой экономики европейская промышленность продемонстрировала существенный рост слияний и поглощений во второй половине 1990х., однако в последние годы эти процессы имеют тенденцию к снижению, т.к в некоторых отраслях концентрация капитала и производства не позволяет монополизировать их в дальнейшем в соответствии с антимонопольной политикой. Негативные тенденции структурного характера: в 1990-е рост производства в промышленности в целом был ниже, чем в США, хотя ряд стран продемонстрировал небывалый рост производительности, уровень производительности экономики в ЕС в целом ниже, чем промышленности в мире в целом, затраты на информационные технологии (с 5,4 % до 7,1 %) не принес роста производительности, низкий уровень занятости. Основу инноваций и разработок – малые и средние предприятия специализированных объединений (кластеров), промышленных и инновационных.

Основные тенденции:

1.  Государства-участники ЕС и само сообщество должны позаботиться о том, чтобы процесс желательных структурных сдвигов соответствовал требованиям рынка и конкуренции, как это предусмотрено согласованными рыночными условиями;

2. Особым приоритетом должно пользоваться развитие высокотехнологичных отраслей. Горизонтальная промышленная политика – не замыкающаяся в рамках узких отраслей и носящих всеобъемлющий характер. В Маахстрихтском договоре говорится о создании экономического климата, благоприяпятствующего проявлению инициативы предприятий и сотрудничеству между ними и о полном использовании возможностей промышленной политики в области инновации, исследований и технического развития;

3. Участие ЕС должно быть только допольняющим нац.условия и целиком соответствовать сформулированным целям общеевропейской промышленной политики;

«Конкурентоспособность-возможность  экономики обеспечивать высокий  уровень жизни населения и  высокий уровень занятости на устойчивой основе» - цель саммита ЕС в 2000г в Лиссабоне.=> Условия  для полной занятости, усиление региональной интеграции внутри ЕС, поддержание  устойчивого экономического роста  на уровне не менее 3%. Лиссабонская стратегия:

-становление Европы как  самого привлекательного инвестора;

-знания инноваций становятся  основой роста европейской экономики;

-разграничение основных  видов политики ЕС для того, чтобы позволить бизнесу создавать все больше рабочих мест.

 

 

 

 

 

Глава 3. Европейский союз в МЭО

3.1Россия и Европейский союз

Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано в 1994.

25 июня 1988 года было подписано  соглашение о торговле и сотрудничестве  между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.

В 1999—2001 гг. Европарламент принял серию критических резолюций по положению в Чечне.

Соглашением 2005 года предусматривалось  осуществлять стратегическое партнёрство  через формирование четырёх общих  пространств («дорожные карты»):

      • экономического;
      • внутренней безопасности и правосудия;
      • внешней безопасности;
      • науки и образования.

Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.

В практическом плане это  должно было вылиться в сближение  экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней  безопасности предполагало наращивание  сотрудничества сторон в решении  международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен  между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в  ЕС в 2004 г.) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

Россия в основном выступает  в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

Безвизовый режим

27 августа 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.

17 июля 2003 года глава Европейской  комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза.

19 июня 2006 года постоянный  представитель РФ при Евросоюзе  Владимир Чижов заявил, что рано  или поздно, может быть, к 2008 году, РФ и ЕС выйдут на безвизовый  режим.

7 июля 2008 года глава международного  комитета Госдумы Константин  Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы, через два-три года перейти к полной отмене визового режима.

12 января 2010 года глава  МИД председательствующей в ЕС  Испании Мигель Анхель Моратинос заявил, что в течение срока председательства Испании в ЕС (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и ЕС.

24 февраля 2010 года верховный  представитель ЕС по иностранным  делам и политике безопасности  Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России предстоит еще многое сделать для достижения безвизового режима. По мнению Кэтрин Эштон полагает, что Евросоюзу и России еще далеко до введения безвизового режима.

12 мая 2010 года «Ведомости» со ссылкой на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована», — пишет издание.

31 мая 2010 года Газета.ру сообщила, что, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, российская сторона намерена сделать вопрос о безвизовом режиме ключевым на саммите в Ростове-на-Дону.

1 июня 2010 года российская  делегация на саммите в Ростове-на-Дону  передала представителям Евросоюза  проект соглашения об отмене  виз: по нему поездки к друзьям  и родственникам и недолгие  туры в Европу могут стать  безвизовыми. Документ, рассказали  в ЕС, аналогичен тому, что Россия  подписала с Израилем. В Евросоюзе  документ взяли, но сказали,  что говорить о соглашении  ещё слишком рано.

21 июля 2010 года во время  встречи Дмитрия Медведева с  президентом Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности, был затронут вопрос о введении безвизового режима. Халонен заявила, что безвизовый режим необходим и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднително, необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.

23 июля 2010 года премьер-министр  Италии Сильвио Берлускони во  время визита президента РФ  Дмитрия Медведева в Италию  обозначил трудности с отменой  визового режима: «Есть сопротивление  со стороны стран Восточной  Европы. Может быть, это связано  с советским периодом». После  этого итальянский премьер отметил,  что «взял обязательство» продолжить  обсуждение этого вопроса в  Евросоюзе. Он также сообщил,  что уже предложил председателю  Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе.

13 сентября 2010 года Сергей  Лавров резко заявил, что ЕС  безо всяких на то оснований  затягивает с переходом на  безвизовый режим. Эту ситуацию  Лавров назвал «неприличной для  уровня наших отношений».

25 сентября 2010 года Лавров  сообщил, что Дмитрий Медведев  передал главе Еврокомиссии Баррозу  и председателю Европейского  совета ван Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС.

23 апреля 2012 года Германо-российский форум призвал канцлера ФРГ Ангелу Меркель содействовать введению безвизового режима между странами ЕС и Россией. Он считает, что такой режим следует ввести уже в 2013 году. «Доля отказов, составляющая менее одного процента, уже не оправдывает расходы по обеспечению визового режима, который к тому же ежегодно обходится немецкой экономике в 300 млн евро», — указывается в документе.

На следующий день с  требованием скорейшей отмены визового режима с Россией и просьбой об оказании активного содействия обратились к правительству ФРГ и бундестагу шесть крупных немецких объединений, представляющих интересы экспортеров  и промышленности. Они указали, что  визы тормозят деловые контакты и  приводят к ненужным расходам[15].

В конце мая с призывом к отмене визовых барьеров с Россией  высказались шесть европейских  промышленных объединений, представляющих более миллиона предприятий по всей Европе. Восточный комитет немецкой экономики призвал к созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

Единое экономическое  пространство

На российско-германско-французском саммите в Довиле 19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.

25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты  премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположиться на территории от Владивостока до Лиссабона. В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:

«По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все еще сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров.

Чтобы изменить ситуацию, считает  премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европересурсы, инвестиционный капитал, новые технологии»

Информация о работе Европейский союз в мировой экономике и МЭО