Европейский союз в мировой экономике и МЭО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования работы является:
Раскрыть содержание основных направлений деятельности Европейского Союза и показать значимость и сущность уникального международного образования.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
• Изучить литературу и источники по данной проблематике;
• Раскрыть исторический аспект возникновения Европейского Союза;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 5
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ (1950 Г. – НАЧАЛО 1970-Х ГГ.) 5
1.2 ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ И ПОИСКОВ (НАЧАЛО 70-Х ГГ. – 1984 Г.) 11
1.3 НОВЫЙ ПОДЪЕМ ИНТЕГРАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (1985 – 2004 Г.) 14
1.4 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (С 2004 Г. ПО
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) 21
ГЛАВА 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 28
2.1 ОФИЦИАЛЬНАЯ ВАЛЮТА ЕС 29
2.2 ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 30
2.3 СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ 31
2.4 ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА 33
2.5 ЕДИНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА 35
ГЛАВА 3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В МЭО 38
3.1РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…………….47

Файлы: 1 файл

meo.docx

— 121.86 Кб (Скачать файл)

С 1990 г. Сообщество приступило к строительству экономического и валютного союза. В мае 1998 г. был образован Европейский Центральный банк и определены 11 государств, которые первыми перешли к единой валюте. С 1 января 1999 г. евро был введен в безналичное обращение, а с 1 января 2002 г. – в наличное. Переход на единую валюту прошел четко и организованно.

В 1985 г. началось создание шенгенского  пространства (по названию местечка в Люксембурге, где было подписано соглашение). Гражданам участвующих стран, а также гражданам третьих стран (при наличии въездной визы) давалось право свободного передвижения по всей территории Союза. И хотя первоначально данные решения действовали вне юрисдикции ЕС, они имели важное значение для развития интеграции.

С 1993 г. осуществляется политика сплочения. Ее цель – сокращение разрыва в уровнях социально-экономического развития между странами и регионами ЕС. Для помощи относительно бедным странам был создан Фонд сплочения. До 2004 г. его средства получали Греция, Ирландия, Испания и Португалия. Теперь их получают те же три страны (кроме Ирландии) и 12 новых государств-членов, вступивших в ЕС в 2004-2007 годах.

В начале 90-х гг. развитие получила транспортная политика, был  открыт рынок транспортных услуг, началось сооружение общеевропейских транспортных коридоров.

Внешние отношения. С начала 90-х гг. Евросоюз резко активизировал свою деятельность на международной арене и впервые стал претендовать на роль одного из главных субъектов мировой политики. В этот период были укреплены связи с традиционными партнерами и заново выстроены отношения с бывшими социалистическими государствами. Раньше ЕС заключал с третьими странами в основном торговые соглашения. Теперь же возникли новые формы: секторальные соглашения (в таких сферах как: наука и технология, экология, образование, помощь развитию и т.д.), многосторонние соглашения с группами государств, а также декларации и документы, не имеющие юридической силы, но действующие благодаря их политическому весу.

В 1989 г. 12 государств-членов ЕС и 69 стран АКТ подписали четвертую Ломейскую конвенцию сроком на 10 лет. В 2000 г. в городе Катону (Бенин) 15 стран ЕС и 77 стран АКТ заключили заменивший данную конвенцию Договор о партнерстве сроком на 20 лет.

С начала 90-х годов главным  направлением международной активности ЕС стала восточная политика. В 1990 г. Европейский совет принял решение заключить соглашения об ассоциации (Европейские соглашения) со странами ЦВЕ. В течение 1992-1996 гг. они были подписаны с десятью государствами: Болгарией, Венгрией, Латвией, Литвой, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией, Чехией и Эстонией. Соглашения предусматривали развитии политического, экономического, культурного и финансового сотрудничества, а также постепенный переход к свободному движению товаров, услуг, лиц и капиталов. На практике они способствовали включению стран ЦВЕ в орбиту европейской интеграции.

Отношения ЕС с Россией  и другими постсоветскими государствами, вошедшими в состав СНГ, начали строиться на новой политико-правовой основе. С 1994 г. по 1998 г. Евросоюз подписал с каждым из них (кроме Таджикистана) соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Все СПС имели однотипную структуру. Они предусматривали установление партнерских отношений, а также развитие сотрудничества в сферах экономики, политики и культуры. ЕС выражал готовность оказывать содействие в переходе этих стран к рыночной экономике и демократии. Однако соглашения не предусматривали вступления стран СНГ в ЕС. Позже на основе СПС были заключены специализированные соглашения в экономике и в сфере внешней политики. Срок действия СПС также одинаков – 10 лет, он истекает (в зависимости от страны) в период с 2007 по 2009 гг. Тем не менее, старые соглашения продолжают действовать (автоматически продляются) до тех пор, пока не будут подписаны и ратифицированы новые базовые соглашения.

В рассматриваемый период состав ЕС более чем удвоился. С 1 января 1986 года его участниками стали Испания и Португалия. По уровню экономического развития они значительно уступали большинству других стран- членов. Тем не менее, их фактическая интеграция в ЕС прошла успешно и завершилась к середине 90-х годов.

С 1 января 1995 года членами  ЕС стали Австрия, Финляндия и  Швеция. Норвегия, как и в 1972 г., подписала договор о вступлении, однако вновь не вошла в него из-за отрицательного исхода референдума. Вступление данных государств, имевших в годы «холодной войны» статус неприсоединившихся или нейтральных, стало возможным только после ее окончания. Данное расширение было для ЕС наиболее органичным и легким, поскольку все три страны имели  высокий уровень развития экономики и политических систем.

С 1 мая 2004 года членами ЕС стали еще 10 государств: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр и Мальта. Вступление еще двух государств, Болгарии и Румынии, было отложено до 2007 года, так как они не до конца выполнили копенгагенские критерии.

1.4 Европейский Союз в условиях глобализации (с 2004 г. по

настоящее время)

Очередной этап в истории  ЕС начался в 2004 г., после того, как его ряды пополнились десятью новыми членами, восемь из которых расположены в Центральной и Восточной Европе. Так западноевропейская интеграция стала общеевропейской. В 2007 г. в ЕС вступили еще две бывшие социалистические страны – Болгария и Румыния. Масштабное расширение ЕС на восток стало возможным благодаря окончанию холодной войны и распаду биполярной системы мира. Этот факт изменил судьбу не только Европы, но и всего мира. Он же дал новый мощный толчок процессу глобализации. Либерализация движения капиталов, быстрое развитие информационных технологий и повсеместное распространение принципов рыночного хозяйства резко усилили взаимную зависимость различных стран и регионов мира. Национальные хозяйства стран ЦВЕ, России, постсоветских государств, других стран с формирующимися рынками влились в мировую экономику. Это сделало ее более динамичной, но менее стабильной. Бурное экономическое развитие Китая, Индии и других развивающихся стран осложнили позиции ЕС на внешних рынках.

В первом десятилетии XXI века стало ясно, что победа Запада в  холодной войне не гарантирует миру стабильности и безопасности. Очаги напряженности и вооруженные конфликты возникали на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, на Балканах, на постсоветском пространстве. С новой силой проявили себя международный терроризм, трансграничная преступность и нелегальная миграция. К середине десятилетия явно обозначился переход к полицентризму, или многосторонности (multilaterality), как его именуют в ЕС. Начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис усилил этот тренд и, вероятно, сделал его необратимым. Чтобы быть одним из главных центров современного мира, Евросоюз должен стать более сплоченным, а также значительно повысить эффективность своей внешней политики. Одновременно ему предстоит решать серьезные внутренние проблемы. В их числе: сокращение разрыва в уровнях экономического развития отдельных государств-членов, проведение глубокой реформы институтов (буксующей почти 20 лет), определение новых долгосрочных целей европейской интеграции. Реализация этих задач требует длительной и напряженной работы.

Основные договоры. В 2002 г. в ЕС впервые был созван Конвент –народное собрание с целью создания конституции. В его работе приняли участие более 200 человек, представлявших все государства-члены, Европарламент, Комиссию и страны-кандидаты. Возглавил ассамблею выдающийся европейский политик и бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен. Перед конвентом была поставлена задача подготовить, подписать и ввести в действие Договор о конституции, который заменил бы собой все предыдущие договоры ЕС. Эта акция должна была поставить точку в многолетних попытках реформировать институциональную систему ЕС и повысить ее эффективность. Текст Конституции был согласован и подписан в 2004 г. Он предусматривал расширение полномочий органов ЕС и переход к принятию решений квалифицированным большинством голосов (кроме особых случаев). Хотя в документе ни разу не использовалось понятие «федерация», его принятие фактически было бы шагом в этом направлении. Этого, однако, не произошло. Процесс ратификации остановился в середине 2005 г., когда референдумы во Франции и Нидерландах дали отрицательный результат. Как следствие, в Евросоюзе разразился тяжелый политический кризис. Лишь два года спустя, летом 2007 г., саммит ЕС в Брюсселе принял решение подготовить вместо провалившегося договора более скромный по своим задачам договор. В отличие от конституции он должен был не заменить действующие договоры, а только внести в них изменения и дополнения.

Лиссабонский договор  был подписан в декабре 2007 г. в столице Португалии. Его вступление в силу ожидается в январе 2010 г. по окончании

длительного и трудного процесса ратификации. Из Лиссабонского договора исключены все имевшиеся в Конституции формулировки, которые можно было трактовать как продвижение к федеративному устройству Союза. В новом тексте нет слов об общем гимне и флаге, о европейских законах и министре иностранных дел ЕС. Из достижений договора следует отметить обширную реформу ОВПБ/ЕПБО, которая позволяет укрепить внешнеполитические позиции ЕС и усилить его роль в мире. Значительно расширен круг вопросов, по которым решения принимаются квалифицированным большинством. Договор наделил новыми полномочиями Европейский парламент и Европейский совет. В сферу деятельности ЕС вошли энергетика, туризм и защита граждан от чрезвычайных ситуаций.

Внутренняя политика. Успехи интеграции наиболее заметны в сфере ЭВС. В январе 2009 г. торжественно отмечалось десятилетие единой европейской валюты - евро. За это время структуры и механизмы ЭВС окрепли и получили существенное развитие. Крупный шаг сделан в интеграции 20 финансовых рынков ЕС. Евро стал второй по значению мировой валютой, его курс к доллару США заметно поднялся. Если в 1999 г. в зоне евро было 11 стран, то в 2009 г. их стало 16. Еще четыре государства (Дания и балтийские страны) участвуют в механизме обменных курсов-2 и привязывают свои валюты к евро. В 2007-2008 гг. ЕЦБ принял быстрые и беспрецедентные по масштабам меры в ответ на глобальный финансовый кризис. Они помогли стабилизировать состояние банковской системы зоны евро, что упрочило авторитет ЕЦБ в Европе и во всем мире.

На современном этапе  Евросоюз все шире использует долгосрочное планирование для того, чтобы задавать траекторию своего продвижения к стратегическим целям. В 2007 г. была принята четвертая финансовая программа ЕС, рассчитанная на семь лет – до 2013 г. Она предусматривает постепенное (хоть и небольшое) уменьшение субсидий сельскохозяйственным производителям и увеличение вложений в сферы, связанные с ростом конкурентоспособности европейской промышленности. На такой же длительный срок (2007 – 2013 гг.) рассчитана седьмая рамочная программа научно-технического развития ЕС. Ее главная цель - укрепление научно-технической базы и повышение конкурентоспособности промышленности стран ЕС.

Внешняя политика. С начала XXI века можно говорить о переходе

Евросоюза от связей с третьими странами и отдельных внешнеполитических действий к общей внешней политике. Развитое внешнее измерение теперь имеют почти все отраслевые направления политики ЕС, например: научно-техническая, транспортная, экологическая, конкурентная политика. Становление внешней политики ЕС проявляется в различных формах.

Во-первых, ЕС прилагает все  больше усилий в целях обновления европейской архитектуры безопасности и укрепления своей оборонной идентичности. За последние годы Евросоюз добился очевидных успехов в сфере кризисного регулирования и развил потенциал быстрого реагирования. была принята и реализована концепция «боевых групп». С конца 2004 г. Начало действовать Европейское оборонное агентство, призванное усилить военное сотрудничество между государствами-членами, а также стимулировать военные НИОКР, разработку и поставку новой военной техники.

Во-вторых, развивается концепция  «мягкой силы» (soft power). Согласно ей, в международных отношениях Евросоюз предпочитает воздерживаться от действий с позиций от силы и берет на себя обязательства действовать на основе принципов Устава ООН. При этом он активно продвигает свои интересы и ценности в мире. Этими ценностями, по Лиссабонскому договору, являются: уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, равенство, верховенство закона и права человека (в том числе права меньшинств). Традиционно ЕС направляет своих наблюдателей на парламентские выборы в третьи страны (в основном развивающиеся) с целью содействовать честной политической борьбе, свободному голосованию и корректному подсчету голосов. Евросоюз ведет более 30 официально оформленных диалогов по вопросам прав человека с третьими странами, включая Россию, Китай, Лаос, Марокко, Узбекистан. В 2008 г. он организовал специальные акции против нарушения прав человека в Боливии, Китае, Шри-Ланке и Судане. ЕС сотрудничает с Генеральной ассамблеей ООН по вопросам отмены смертной казни, запрещения пыток и других видов негуманного обращения с людьми.

В-третьих, Евросоюз широко вовлечен в решение глобальных проблем. Он направляет значительные средства на помощь беднейшим странам мира (в первую очередь, в Африке) в рамках «Целей тысячелетия» ООН. В 2008 г. сумма этой помощи превысила 900 млрд. евро. ЕС возглавляет действия мирового сообщества в борьбе с изменением климата. Он планирует сократить к 2020 г. выбросы парниковых газов на 20%. Брюссель призывает другие страны взять на себя аналогичные жесткие обязательства, с тем чтобы средняя температура на планете не повысилась более чем на 2 градуса по Цельсию, по сравнению с началом XX века. С началом мирового экономического кризиса ЕС активно участвует в реформе мировой финансовой системы. Многие его предложения легли в основу антикризисного плана, принятого в апреле 2009 г. на саммите Группы-20. Евросоюз выступает последовательным сторонником действующего международного режима нераспространения ядерного оружия и, в частности, решительно осуждает ядерную программу КНДР.

Информация о работе Европейский союз в мировой экономике и МЭО