Факторы и резервы снижения себестоимости продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является обобщение теоретических знаний и практического опыта применение их на практике для снижения себестоимости продукции на предприятии ОАО «Стеклозавод « Неман». Снижение себестоимости продукции является одним из основных участков на производстве, поэтому, выбранная тема имеет большое практическое значение и актуальность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………….....6
1.1. Сущность, структура и показатели себестоимости продукции ……....6
1.2. Классификация затрат на производство и реализацию продукции ….9
1.3. Факторы и оценка резервов снижения себестоимости
продукции предприятия ………………………………………………………15
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ
ПРОДУКЦИИ НА ОАО “СТЕКЛОЗАВОД «НЕМАН» ……………….17
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия …………………17
2.2. Анализ динамики и структуры затрат на производство
и реализацию продукции предприятия ………………………………………22
2.3. Анализ затрат на рубль продукции ………………………………………28
3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….47

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭКОНОМИКА.doc

— 746.50 Кб (Скачать файл)
  1. Внедрение инноваций, направленных на повышение технического уровня производства: механизация, автоматизация, компьютеризация производства, применение современных технологий, новых видов материалов, совершенствование конструкции изделия;
  2. Внедрение инноваций в сфере управления, организации производства и труда: организация контроллинга и управленческого учета, создание автоматизированных рабочих мест руководящих работников и специалистов, внедрение научной организации труда, расширение зон обслуживания и др.;
  3. Экономические факторы: совершенствование материального стимулирования персонала, привлечение инвестиций, внедрение прогрессивных норм и нормативов и др.

К внутренним резервам снижения себестоимости продукции относятся:

а) повышение эффективности  использования экономических ресурсов, способствующее снижению материалоемкости, трудоемкости и энергоемкости продукции;

б) ликвидация непроизводительных расходов и потерь;

в) повышение квалификации персонала, предупреждение потерь от брака;

г) адаптация бухгалтерского учета к требованиям системы  управления затратами, критериям оценки эффективности деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «СТЕКЛОЗАВОД «НЕМАН»

2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия

     ОАО «Стеклозавод «Неман» является одним из старейших предприятий Беларуси. Годом образования предприятия считается 1883 г. В то время это было маленькое предприятие с одной стекловаренной печью и двадцатью рабочими. Первоначально на нем выпускалась бытовая и аптекарская посуда, ламповое стекло. Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен. В 1944 г., после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, предприятие было восстановлено. Впоследствии завод расширялся, строились новые цеха: по производству стеклоизделий, бытовой посуды из цветного, бесцветного и хрустального стекла.

За время своего существования предприятие подвергалось ряду структурных изменений и в настоящее время именуется как открытое акционерное общество «Стеклозавод «Неман».

Решением Гродненского областного исполнительного комитета от 14.01.2004 года №7 Открытое акционерное общество «Стеклозавод «Неман» зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 500052124. Обществу выдано свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации ЮЛК- № 004521.

Органами управления ОАО «Стеклозавод «Неман» являются:

● общее собрание акционеров;

● представители государства;

● дирекция;

● директор.

ОАО «Стеклозавод «Неман»  расположено в населенном пункте Берёзовка Лидского района и имеет  статус градообразующего предприятия. Территория стеклозавода «Неман» составляет 15,139 га. Предприятие располагает полностью подготовленной базой: производственными зданиями (площадь помещений – 60 000 м2) с подведенными коммуникациями, источниками энергии и необходимой инфраструктурой. Размещение объектов на промышленной площадке произведено с учетом подвода внешних коммуникаций, расстояния между объектами регламентированы санитарными и противопожарными нормами, требованиями по прокладке инженерных коммуникаций.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» выдано свидетельство на товарный знак № 17572 по заявке № 20010724. Товарный знак зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания. Свидетельство действует с 29.03.2001 года по 29.03.2011  г..продено на 10 лет. На основании Закона Российской федерации « О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» выдано свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) №231817 по заявке №2001714072, который зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской федерации с 14 мая 2001 года по 14 мая 2011 года.

На предприятии имеются  сертификаты соответствия РФ,РБ, Украины на: - Посуду и декоративные изделия из хрустального стекла PbO 24%.- Посуду и декоративные изделия из натрий-кальций-силикатного стекла.

Также предприятие имеет  сертификаты соответствия требованиям  нормативных документов на все основные виды продукции: 1. Сертификат №10 продукции  собственного производства. 2. Удостоверение № 08-33-4.59973, № 08-33-4.58809 о государственной гигиенической регистрации.

На предприятии внедрена, сертифицирована система  менеджмента  качества «Проектирование и производство посуды и декоративных изделий из стекла»  на соответствие требованиям  СТБ  ISО 9001- 2009.

Предприятие без переоценки располагает основными средствами, восстановительная стоимость которых  на 01.01.2008 г. составляет 123 540 млн. руб. (57,5 млн. долларов США по курсу Национального Банка Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2008 г. – 2150 бел. руб. за 1 долл. США). В структуре основных средств  активная часть занимает 54,3%, пассивная – 59,9%.

Состояние основных средств  характеризуется высокой степенью их износа – 42,03%, в том числе: активной части –45,73%; пассивной – 40,12%. Наибольший износ в составе основных производственных средств приходится на передаточные устройства – 64,9%, а также на транспорт – 61,7%.

Износ основных средств  в разрезе ведущих структурных  подразделений ОАО «Стеклозавод «Неман» представлен в таблице 2.1

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 - Характеристика износа основных средств   ОАО "Стеклозавод "Неман" в разрезе ведущих структурных подразделений

       

 п/п

Наименование  основных средств

Износ основных средств - всего, %

В том числе, активной части, %

 

Всего по ОАО «Стеклозавод «Неман»

42,03

54,27

 

Основные производственные и вспомогательные подразделения:

40,40

46,44

1

Цех выработки №1

56,78

69,32

2

Цех выработки №2

48,90

81,62

3

Цех выработки №3

50,06

89,04

4

Цех выработки №4

18,50

15,59

5

Цех обработки

73,24

70,45

6

Цех металлоформ

71,35

91,07

7

Составной цех

36,68

64,99

8

Картонажный цех

25,20

21,86

9

Компрессорная станция

71,24

99,23

10

Котельная

79,12

86,01


Источник: разработка автора

В настоящее время  из 12 стекловаренных печей работает только 7 печей, из которых одна остановлена на модернизацию.  Это:

  - 2 печи по производству  хрусталя (№2 и №12);

- 5 печей по производству  бесцветного стекла (№1, №3, №5, №14, №15).

Остановлены как неэффективно работающие пять печей.

В 1997-1998 годах были реконструированы выработочные бассейны ванных печей  хрусталя (№12 и №2) с установкой котлов утилизаторов тепла и фильтров очистки  дымовых газов от свинцовых аэрозолей.

С 2001 по 2004 годы были частично модернизированы ванные печи бесцветного стекла №14 и №1.

В 2006 году проводились  работы по тепловой изоляции стекловаренных печей №2, №3, №5, что позволило  сэкономить 851 т.у.т., или 72,4 млн. руб., также  были установлены стационарные газоанализаторы  на котлах КВГМ-10 и ДКВР-10/13, в результате чего сэкономлено 132 т.у.т., или 9,5 млн. руб.

В 2006 г. на приобретение новых  машин, оборудования, транспортных средств  было израсходовано 1174 млн. руб., внедрен  энергетический модуль на базе когенерационной  установки, расходы на содержание и  ремонт существующего оборудования составили 492,5 млн. руб.

В 2007 году проведены  работы по модернизации стекловаренных печей  №1, №2.

В начале 2008 года ввели  в эксплуатацию реконструированную стекловаренную ванную печь № 15 с организацией механизированного производства бесцветного  стекла.

Основным видом деятельности ОАО «Стеклозавод «Неман» является производство стеклоизделий из цветного, бесцветного стекла и изделий из хрусталя. В настоящее время ассортимент предприятия представляется 3000 видами изделий для сервировки стола, интерьеров домов, кофе, ресторанов и офисов. Кроме этого предприятие специализируется по производству тепло-электроэнергии, литья стального и чугунного. В 2007 году было начато производство и реализация картона гофрированного и упаковочной продукции из него.

На рисунках 2.1  и 2.2 графически представлены фактический выпуск продукции бесцветного стекла и хрусталя и уровень загрузки мощностей за последние 3 года.

 

 

Рисунок 2.1 – Выпуск бесцветного стекла и хрусталя в натуральном выражении и загрузка мощностей в динамике за 2005-2007 гг., тонн

 

 

Рисунок 2.2 –Загрузка производственных  мощностей бесцветного стекла и хрусталя в динамике за 2005-2007 гг., %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ динамики  и структуры затрат на производство  и реализацию продукции предприятия.

Для правильного планирования и управления себестоимостью продукции необходимо точное и правильное понимание процессов ведущих к ее изменениям, что возможно только на базе систематического и достаточно полного анализа динамики и структуры затрат на производство и реализацию продукцию.

Основными задачами анализа являются:

  • выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;
  • объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;
  • обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
  • содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.

Анализ выручки и  себестоимости от реализации продукции представлен в таблице 2.2

 

Таблица 2.2 - Анализ выручки и себестоимости от реализации продукции.

Показатели

2005

2006

2007

Откл.

Рост, %

1.Выручка от реализации

33207

36807

47100

10293

121,9

2.Себестоимость реализации  товаров

28747

32347

39808

7461

118,7

3.Прибыль от реализации

344

1339

1702

363

121,3


Источник: собственная разработка

 

По данным таблицы  видно, что выручка от реализации продукции увеличилась на 10293 млн. руб. или на 21,9% и составила 47100 млн.руб. Себестоимость от реализации товаров увеличилась в 2007 году по отношению к 2006 году на 7461 млн. руб. или на 18,7% и составила 39808 млн. руб. Прибыль от реализации товаров также увеличилась на 21,3% и составила 1702 млн. руб.

Диаграмма анализа выручки и  себестоимости от реализации продукции представлена на рисунке 2.3

Рисунок 2.3 - Анализ выручки и себестоимости от реализации продукции.

 

Первым этапом анализа  затрат на производство является анализ структуры затрат на производство и  ее изменение за отчетный период по отдельным элементам затрат, а  также анализ статей расходов фактически выпущенного изделия.

Проанализируем динамику и структуру затрат на производство рюмки 6413 в таблице 2.3, так ее удельный вес в продаже составил в 2007 году 5,5%.

Таблица 2.3 - Динамика и  структура затрат, тыс. руб.

Информация о работе Факторы и резервы снижения себестоимости продукции предприятия