Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является обобщение теоретических знаний и практического опыта применение их на практике для снижения себестоимости продукции на предприятии ОАО «Стеклозавод « Неман». Снижение себестоимости продукции является одним из основных участков на производстве, поэтому, выбранная тема имеет большое практическое значение и актуальность.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………….....6
1.1. Сущность, структура и показатели себестоимости продукции ……....6
1.2. Классификация затрат на производство и реализацию продукции ….9
1.3. Факторы и оценка резервов снижения себестоимости
продукции предприятия ………………………………………………………15
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ
ПРОДУКЦИИ НА ОАО “СТЕКЛОЗАВОД «НЕМАН» ……………….17
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия …………………17
2.2. Анализ динамики и структуры затрат на производство
и реализацию продукции предприятия ………………………………………22
2.3. Анализ затрат на рубль продукции ………………………………………28
3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….47
Прогнозирование издержек. Общие издержки завися от уровня материальных затрат, затрат по заработной плате с отчислениями, суммы амортизационных отчислений по основным фондам и прочих расходов, в том числе налогов, включаемых в себестоимость.
При прогнозировании общих издержек можно использовать индексный метод: а) на основе доли основных элементов и индексов их изменения; б) на основе индексов изменения основных факторов.
Иt = Иб(dмз * Iмзt +dз * Iзt + dа * Iаt + dпр *Iпрt);
- dмз , dз, dа, dпр - соответственно доля материальных затрат, затрат по заработной плате, амортизации, прочих расходов в общих издержках— прогнозные индексы изменения соответствующих элементов;
- Iмзt, Iзt, Iаt, Iпрt — прогнозные индексы изменения объема производства, норм потребления производственных ресурсов на единицу объема производства и цен на ресурсы (индекс цен на ресурсы определяется индексом инфляции);
Иб — величина издержек в базисном периоде.
уровень цен i – го товара (услуги) в текущем периоде;
уровень цен в базисном периоде;
ассортимент набора товаров и услуг в базисном периоде;
Iзt = 1,2; Iаt = 1,3; Iпрt = 0,06
dмз = 0,7; dз = 0,03; dам = 0,0007; dпр.р = 0,0004.
Иt = 39808 (0,7*1,4 + 0,03*1,2 + 0,0007*1,3 + 0,0004*0,06) = 40482млн. руб.
В прогнозируемом периоде сумма общих затрат составит 40482 тыс. руб.
Прогнозирование постоянных затрат. Эти затраты в некоторой мере зависят от объема производства и реализации продукции. На их величину существенное влияние оказывают условия формирования: изменения норм амортизации, «норм» затрат на единицу объема производства, стоимости основных фондов и других затрат в связи с инфляцией.
Прогнозирование переменных затрат. Эти затраты включают материальные затраты на технологические цели и затраты по основной и дополнительной заработной плате производственных рабочих и отчисления на социальные нужды. Их общая величина зависит от объема производства, норм потребителя и цен материальных ресурсов, расценок, формируемых на основе тарифных ставок, процента отчисления на социальные нужды. Цены на ресурсы и тарифные ставки зависят от уровня инфляции.
Прогнозирование цены продукции. Отпускная цена предприятия состоит из нескольких элементов. Она включает издержки производства и реализации, прибыль по норме плановой рентабельности, налоги (на добавленную стоимость, акцизный), отчисления в фонды содержания ведомственного жилья и поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, транспортные расходы по условиям поставки.
Структуру цены формируют согласно положения о порядке формирования отпускных цен на продукцию ОАО « Стеклозавод « Неман».
Настоящий порядок формирования отпускных цен в ОАО « Стеклозавод « Неман» разработан с целью определения более качественного и экономически обоснованного уровня отпускных цен на продукцию ОАО « Стеклозавод « Неман»
Настоящий документ определяет порядок формирования цен на продукцию :
- на стадии разработки технической документации;
- на стадии постановки новой продукции на серийное производство и индивидуальном выпуске;
- при серийном выпуске.
Расчет отпускных цен
на выпускаемую продукцию
Отпускные цены на выпускаемую продукцию подписываются руководителем и начальником структурного подразделения и утверждаются директором предприятия.
Плановая себестоимость новой продукции формируется в соответствии с «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденными Министерствами РБ .
Отпускные цены на продукцию ОАО формируются в соответствии с утвержденным Постановлением Минэкономики РБ «Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов» на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, планового уровня рентабельности, определяемого с учетом качества продукции и коньюктуры рынка.
Изменение цен в прогнозируемом периоде можно с помощью индексного метода.
Рt – цена единицы в прогнозируемом периоде;
Рб – базисная цена единицы продукции;
dм – доля в цене материальных затрат;
dз – доля в цене расходов на оплаты труда;
dс – доля в цене неизменных затрат;
Рмt – цена материала в t- ом прогнозируемом периоде;
Рмб – базисная цена материала;
Стt – ставки оплаты труда в прогнозируемом периоде;
Стб - ставки оплаты труда в базисном периоде.
dм – 0,03; dз = 0,6; dc = 0,2.
Рt = 2400(0,6 *1,4 + 0,03*1,03 + 0,2) = 2570 руб.
В прогнозируемом периоде цена будет равна 2570 руб.
Существенное значение для деятельности предприятия имеет соотношение между постоянными и переменными издержками, что можно показать на определении точки безубыточности. В зависимости от цены единицы продукции соотношение между постоянными и переменными издержками будет определять тот объем производства, при котором деятельность предприятия становится рентабельной и оно начинает получать прибыль. На основе этого соотношения определяется так называемая точка безубыточности – это такая точка на прямой объема производства продукции, при достижении которой доходы от реализации равны издержкам производства.
Безубыточность – это прибыльность деятельности при заданных условиях: цена, объеме продаж в натуральном измерении и издержках производства и реализации продукции.
Обоснование безубыточности представляет собой сложный процесс, требующий полной и достоверной исходной информации. Необходимо прежде всего четкое отнесение затрат в переменные и постоянные. Для обоснования возможности увеличения объема продаж с целью увеличения прибыли необходимы прогнозные данные о рыночном спросе, ценах продукции, переменных и постоянных затратах. Это требует организации прогнозирования на предприятии.
В общем случае обоснование безубыточности проекта предусматривает следующие этапы:
Для обоснования безубыточности рассчитываются следующие показатели:
1.Рассчитаем точку равновесия (Gн)
V – переменные затраты,
С – постоянные затраты.
Gн = 619,9 тыс. руб.
3.Денежная точка (Gд)
Gд = (С - А) / (ц – v);
Gд = 279,5 тыс.руб.
4.Точка нормальной рентабельности (Gр)
Gр = (С + Пчн + Ннд) / (ц – v);
Gр = 620,0тыс.руб
5.Запас безубыточности (Зб), устойчивость (У) и операционный леверидж (Lор).
Зб = (Gi - Gн) / Gi
gi – плановое количество продаж.
Плановый объем продаж – 1250.
Зб= (1250 – 619,9) /1250 = 0,5
У= (Gi - Gн) (ц – v) / Gi *ц;
У = 0,15
L = Gi / (Gi - Gн) = Gi (ц – v) / ( Gi (ц – v) – C);
L = 1,98
Значение левериджа показывает, на сколько процентов изменилась прибыль, если количество продаж изменилось. Чем больше леверидж, тем больше прирост прибыли при росте количества продаж, но и тем больше потери прибыли при уменьшении количества продаж. Это значит, чем больше леверидж, тем больше риск потери прибыли при снижении спроса на продукцию.
График безубыточности представлен на рис. 3.1
ОП
Gнц П<0 П=0
Е
Д
Рисунок 3.1. - График безубыточности.
В – (С – А) – 7176221 тыс. руб.;
Д – 13326,9 млн. руб.;
Е –13326,9+ 1451 + 570 = 15348 млн. руб.
Анализ себестоимости продукции на ОАО « Стеклозавод « Неман» должен осуществляться по следующим основным направлениям:
В условиях перехода к рыночной экономике успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое положение ОАО « Стеклозавод « Неман» в значительной мере обусловлены возможностью обеспечения уровня затрат на производство не выше среднеотраслевого. Об этом свидетельствует снижение затрат на рубль продукции по сравнению с планом на 2,91 коп.
При анализе отдельных видов изделий в качестве объекта анализа была взята модель стеклоизделия, пользующаяся наибольшим спросом. Затраты по выпуску одной единицы рюмки 6413 увеличились на 1905 руб. При анализе отдельных видов затрат выяснилось, что на предприятии не анализируются факторы, повлиявшие на изменение затрат по статье «Сырье и материалы» и Заработная плата» единицы продукции.
В ходе работы автором была предложена методика оперативного анализа себестоимости, которая помогла бы более быстро выявлять отклонения от норм и вносить изменения в технологию производства.
Если бы на ОАО «Стеклозавод « Неман» велся анализ соотношения «издержки – объем - прибыль», то предприятие могло бы выбирать наиболее оптимальную структуру производства продукции.
Стратегия развития ОАО
«Стеклозавод «Неман»» определяется с
учетом сильных и слабых сторон его
производственно-хозяйственной
Сильные места в
производственно-хозяйственной
Слабые места в
производственно-хозяйственной
Возможности:
Угрозы:
Анализ сильных и слабых сторон производства позволяет строить производственную политику с таким расчетом, чтобы минимизировать угрозы и максимизировать результаты реализованных возможностей.
Поскольку перечень фактических
покупателей продукции ОАО «
Стратегия развития ОАО «Стеклозавод «Неман»» направлена на создание многоотраслевого, многофункционального, высокотехнологичного предприятия и на этой основе обеспечение рентабельного производства конкурентоспособной продукции, финансовой стабильности Общества в целом.
Для выполнения поставленных целей необходимо:
Успех ОАО «Стеклозавод «Неман»» зависит от умения своевременно и правильно реагировать на спрос, обеспечить выпуск продукции высокого качества, в нужных объемах, при этом минимизировать затраты на ее производство. Необходимо искать и находить рациональное решение технических вопросов, адекватно организовывать производство в соответствии с существующими рыночными условиями.
Информация о работе Факторы и резервы снижения себестоимости продукции предприятия