Финансовая система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Любые финансовые отношения объективны, но в то же время они складываются не стихийно, а организуются государством. Для того чтобы организация финансовых отношений способствовала положительному воздействию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать определенный курс использования финансов, для этого и создана финансовая политика. Во второй главе идет изучение структуры финансовой системы и основных направлений финансовой политики Республики Беларусь. Основной целью данной работы является определение состава и структуры финансовой системы Республики Беларусь. Изучение основных направлений финансовой политики, а также ее влияние на дальнейшее развитие экономики нашей страны.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Агробизнес как вид предпринимательской деятельности 3

1.1 История формирования агробизнеса 3

1.2 Понятие и структура агробизнеса 4

Глава 2. Агробизнес республики Беларусь 6

2.2 Проблемы развития агробизнеса в республике Беларусь 8

Глава 3. Среда развития агобизнеса в республике Беларусь 14

3.1 Основные факторы развития агробизнеса в республике Беларусь 14

3.2 Механизм финансовой и материальной государственной поддержки агробизнеса 15

3.3 Налогообложение в сфере агробизнеса Республики Беларусь 18

Заключение 21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая  работа по макроэкономике

 

на  тему: «Финансовая  система в Республике Беларусь» 

 

 

 

 

Выполнила:  Студентка очной формы обучения

 

Экономического  факультета

 

2 курса  2 группы

 

Поделинская Дарья Андреевна 

 

Проверила: Янюк Ольга Олеговна 

 

 

 

 

Гродно 2011

 

 

 

Содержание 

 

Введение 2

 

Глава 1. Агробизнес как вид предпринимательской  деятельности 3

 

1.1  История формирования агробизнеса  3

 

1.2 Понятие и структура агробизнеса  4

 

Глава 2. Агробизнес  республики Беларусь 6

 

2 6

 

2.2 Проблемы развития агробизнеса в республике Беларусь 8

 

Глава 3. Среда развития агобизнеса в республике Беларусь 14

 

3.1 Основные факторы  развития  агробизнеса в республике Беларусь 14

 

3.2  Механизм финансовой и  материальной государственной поддержки  агробизнеса 15

 

3.3  Налогообложение в сфере  агробизнеса Республики Беларусь 18

 

Заключение 21

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Республики Беларусь возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны общественного воспроизводства.

 

Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное хозяйствование, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения.

 

В представленной работе на основе базовых  положений экономической теории и анализа взглядов белорусских, российских и зарубежных исследователей рассматривается следующая тема: «Финансовая система Республики Беларусь».

 

В первой главе на основе исторических данных излагается современная трактовка  признаков и функций финансов как объективной экономической  категории. Рассматривается структура, которую можно разделить на две крупные сферы: централизованные и децентрализованные финансы, понятие финансовой системы, её признаки и функции, а также финансовая политика и её цели и функции.

 

Любые финансовые отношения объективны, но в то же время они складываются не стихийно, а организуются государством. Для того чтобы организация финансовых отношений способствовала положительному воздействию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать определенный курс использования финансов, для этого и создана финансовая политика. Во второй главе идет изучение структуры финансовой системы и основных направлений финансовой политики Республики Беларусь. Особое внимание уделяется вопросу о роли государства в реализации финансовой политики, которое должно уметь, в свою очередь, правильно сочетать государственные финансовые регуляторы с рыночным механизмом, анализируется состав, установленный Конституцией РБ, и структура финансовой системы Республики Беларусь, которая включает в себя две крупные сферы: общегосударственные финансы и финансы субъектов хозяйствования. Финансы субъектов хозяйствования делятся на финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств. Общегосударственные, в свою очередь, на государственный бюджет, государственные целевые фонды и государственный кредит. Далее дается характеристика их содержания, на государственном и местных уровнях. Рассматриваются основные направления и тенденции финансовой политики нашего государства, которые получили свое отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года.

 

Основной целью данной работы является определение состава и структуры  финансовой системы Республики Беларусь. Изучение основных направлений финансовой политики, а также ее влияние на дальнейшее развитие экономики нашей страны.

 

 

 

 

 

 

Глава 1

 

1.1 Понятия финансов

 

Не существует единого определения  понятия  «финансы», разные учёные и  исследователи  трактуют его по-разному.

 

Финансы -государственные - система  денежных отношений, исторически связанная с существованием гос-ва и обеспечивающая материальную базу для функционирования гос. власти. Термин "Ф." происходит от позднелат. financia (ден. платеж) и первоначально обозначал всю совокупность отношений, связанных с образованием и расходованием ден. ресурсов, ведением ден. операций и ден. х-ва; с 16 в. (первоначально во Франции) он стал обозначать гос. средства. В антагонистич. классовых формациях через систему Ф. осуществляется дополнит. эксплуатация угнетенных классов, совершаемая в процессе перераспределения нац. дохода между классами данного общества. В социалистич. обществе Ф. служат развитию и совершенствованию социалистич. отношений, хоз. и культурному строительству, подъему материального благосостояния народа.

 

Финансы - (франц. finances – денежные средства, от старофранц. finer – платить, оплачивать) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов

 

Финансы – это обобщающий экономический  термин, который означает, во-первых, денежные средства и финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и  использовании. Во-вторых, финансы это  экономические отношения, обусловленные взаиморасчетами между объектами.

 

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения  и перераспределения  валового внутреннего  продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

 

Таким образом понятие финансы  отображает экономические отношения, которые  возникают в связи с образованием и использованием фондов денежных средств  в процессе их распределения и  перераспределения.

 

Кроме того под финансами в обиходном  языке понимают просто деньги. 

 

1.1.1 Предпосылки возникновения финансов

 

1. В  Центральной Европе в  результате  первых буржуазных  революций  власть монархов  была значительно  урезана,  и произошло отторжение  главы  государства от казны.  Возник  общегосударственный фонд  денежных  средств - бюджет, которым  глава государства не мог пользоваться  единолично.

 

2. Формирование  и использование  бюджета стало  носить системный  характер. Возникли  системы государственных  доходов  и расходов с определенным  составом, структурой и законодательным   закреплением. Выделялось четыре  группы расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные  нужды. В России последнее направление  возникло в конце XIX в.

 

3. Переход  к денежной форме  взимания  налогов. С развитием  капитализма  усиливается влияние  государства  на экономику, что сопровождается  развитием системы государственных  финансов. Кроме того, появляются  различного рода финансовые посредники, которые аккумулируют и перераспределяют  свободные денежные средства  предпринимательства и денежные  сбережения населения.

 

  1.1.2Этапы развития финансов

 

1)Термин  «финансы» имеет латинское  происхождение:  «financia» означает  «платеж, срок  платежа». Он получил  распространение  в торговых  городах Италии  в эпоху Позднего  Средневековья,  в дальнейшем  вошел в другие  языки и стал использоваться  для обозначения совокупности  денежных отношений между государством  и населением по поводу образования денежных ресурсов государства.  С развитием капиталистических отношений сфера применения понятия расширилась, понятие финансов  стало включать в себя отношения,  связанные с формированием денежных  фондов предприятий и домохозяйств.

 

Можно выделить несколько этапов развития финансовых отношений.

 

1)Первый этап характеризуется  неразвитостью финансовых отношений,  их слабым влиянием на экономику государства (рабовладельческий и феодальный строй).

 

2)На втором этапе казна государства  перестала быть собственностью  его главы, однако финансовые  отношения ограничивались формированием  и использованием государственного  бюджета. Финансовая система состояла из одного звена — бюджетного, количество финансовых отношений было ограничено. (Средние века). Основная масса денежных средств расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Финансы носили непроизводственный характер. По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства начала формироваться многозвенная финансовая система.

 

3) Третий этап характеризуется  высокой степенью воздействия  финансов на экономику, возникновением  и функционированием финансового рынка, многообразием финансовых инструментов (со второй половины XX в) [6.С23] Финансы отражают совокупность отношений по поводу формирования, распределения и использования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, необходимых для осуществления государственных функций и обеспечения расширенного воспроизводства (на уровне предприятий и экономики в целом[10.С. 1085. ]

 

В настоящее  время финансы находятся на данном этапе развития.

 

1.1.3 Характерные признаки финансов

 

1)Характерными  признаками финансов  являются:

 

-   распределительный характер  отношений,  который основан на  правовых  нормах или этике  ведения бизнеса,  связан с  движением реальных  денег независимо от движения  стоимости в товарной форме;

 

-   односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения  денежных средств; 

 

-   создание централизованных  и  децентрализованных фондов  денежных  средств.

 

2) финансы  не являются  эквивалентом денег;  они представляют собой денежные  отношения;

 

к финансовым относятся не все денежные отношения, а только те из них, посредством  которых  осуществляется движение стоимости, не опосредованное движением товаров;

 

- финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости;

 

-в результате финансовых отношений  создаются фонды 

 

денежных  средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.

 

1.1.4 Функции финансов

 

В экономической  литературе нет  единой трактовки  функций финансов. Финансы выполняют  функции образования  и использования денежных фондов; другие указывают на распределительно-стимулирующую  и контрольную функции, также  на воспроизводственную, распределительную, контрольную, стимулирующую, но следует отметить наиболее важные:

-Контрольная — заключается  в их способности отслеживать  весь ход распределительного  процесса, также расходование по  целевому назначению денежных  средств, поступающих из федерального бюджета;

 

-Регулирующая — вмешательство  государства в процесс воспроизводства  через финансы (налоги, государственные  кредиты и т. д.). Государство  воздействует на воспроизводительный  процесс через финансирование  отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

 

 

-Стабилизирующая — обеспечение  граждан стабильными экономическими  и социальными условиями.

 

-Распределительная — посредством  финансов распределяется и перераспределяется  внутренний валовой доход, благодаря  чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

 

Главной характеристикой финансовых отношений  является их распределительный  характер, поэтому основная функция  финансов - распределительная. Финансы  обслуживают разные этапы распределения  совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную.

 

Распределительная функция финансов позволяет:

 

-создавать целевые фонды денежных  средств на уровне хозяйствующих  субъектов, населения, государства,  органов местного самоуправления;

 

-осуществлять внутрихозяйственное,  внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;

 

-создавать резервы на уровне  хозяйствующего субъекта, государства,  домашнего хозяйства.

 

Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в  соответствии с правовыми  нормами. Они позволяют регулировать экономическую  деятельность в обществе. Таким образом, финансы выполняют  регулирующую функцию.

 

Основу  их контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Финансовые показатели позволяют нам дать характеристику результатов деятельности, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики  в целом.

 

Понятия, развитие, функции финансово  изучают  различные науки.

 

1.1.5 Науки, связанные с финансами

 

Существует  также одноимённая  экономическая наука — финансы

 

Научная дисциплина финансы изучает  деньги и социально-экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая  дисциплина.

 

Для публичных  финансов первичны расходы, так как  производится финансирование четко  регламентированных задач  и функций  публичного образования. Для частных  финансов первичны доходы, вся деятельность направлена на получение дохода, который  впоследствии используется по усмотрению лица.

 

Общее умение (а возможно, даже искусство) управлять финансами изучает  наука финансовый менеджмент. Управление финансами банка изучается в  рамках науки банковское дело. Финансовые рынки изучает наука финансовая экономика. Финансовая статистика изучается в рамках небольшого одноимённого раздела статистики. Методы обработки финансовой информации изучает прикладная математическая наука финансовая математика. Контроль за финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины финансовый контроль.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятия Финансовой  системы

 

Финансовая  система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых  характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

 

Финансовая  система - это форма  организации денежных отношений  между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений.

Информация о работе Финансовая система в Республике Беларусь