Финансовая система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Любые финансовые отношения объективны, но в то же время они складываются не стихийно, а организуются государством. Для того чтобы организация финансовых отношений способствовала положительному воздействию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать определенный курс использования финансов, для этого и создана финансовая политика. Во второй главе идет изучение структуры финансовой системы и основных направлений финансовой политики Республики Беларусь. Основной целью данной работы является определение состава и структуры финансовой системы Республики Беларусь. Изучение основных направлений финансовой политики, а также ее влияние на дальнейшее развитие экономики нашей страны.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Агробизнес как вид предпринимательской деятельности 3

1.1 История формирования агробизнеса 3

1.2 Понятие и структура агробизнеса 4

Глава 2. Агробизнес республики Беларусь 6

2.2 Проблемы развития агробизнеса в республике Беларусь 8

Глава 3. Среда развития агобизнеса в республике Беларусь 14

3.1 Основные факторы развития агробизнеса в республике Беларусь 14

3.2 Механизм финансовой и материальной государственной поддержки агробизнеса 15

3.3 Налогообложение в сфере агробизнеса Республики Беларусь 18

Заключение 21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

Финансовая  система— совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению, предоставляющих финансовые институты и инструменты, создающие необходимые условия для протекания финансовых процессов. Финансовая система включает органы управления финансами, финансово-кредитные учреждения, финансовые ресурсы, законы, правила, нормы, регулирующие финансовую деятельность.

 

Финансово-кредитные  институты— государственные и частные, коммерческие организации, уполномоченные осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчетных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг. Основными финансово-кредитными институтами являются банки, но в их число входят и финансовые компании, инвестиционные фонды, сберегательные кассы, пенсионные фонды, взаимные фонды, страховые компании.

 

Финансовые  инструменты— финансовые документы, продажа или передача которых обеспечивает получение  финансовых ресурсов, финансирование социально-экономических мероприятий; разнообразные виды рыночного продукта финансовой природы: ценные бумаги, денежные обязательства, валюта, фьючерсы, опционы и др.

 

1.2.1Общее  понятие о финансовой  системе государства.

 

Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия  финансы. В каждом государстве имеется  несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои особенности, которые проявляются, прежде всего, в формах и методах мобилизации  финансовых ресурсов и их использовании. Каждая сфера финансовых отношений  является в определенной мере самостоятельным  звеном финансовой системы, но имеющим  определенные отличия. Однако эти отличия  находятся внутри единого целого, где все звенья тесно взаимосвязаны  и составляют единое целое.

 

В научной  и учебно-методической литературе нет  единой точки зрения на определение  понятия «финансовая  система» и  ее структуру. Например, американский экономист Дж. Ван  Xopн предлагает рассматривать финансовую систему  как совокупность ряда учреждений и  рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам [4. С. 34]. Он и его его коллеги 3. Боди и Р. Мертон придерживаются мнения, что «финансовая система - это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками»[1. С.38.]. Финансово-кредитный энциклопедический словарь под редакцией А.Г. Грязновой дает следующее определение: «Финансовая система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению»[10. С.1021] . Однако известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в таком направлении, которое государство сочтет необходимым. Осуществляют это специальные органы, а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др.

 

Следовательно, можно сделать вывод, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений  и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

 

Сбалансированная  финансовая система должна обеспечивать оптимальное распределение и  перераспределение финансовых ресурсов между своими субъектами, причем эта  цель должна достигаться с минимальными потерями, что зависит от ее составляющих.

 

Сложность финансовых отношений обусловливает  необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние - по звеньям.

 

1.2.2 Сферы финансовых отношений

 

Финансовые  отношения можно  разделить на две крупные сферы 

 

-финансы субъектов хозяйствования  различных форм собственности (децентрализованные финансы);

 

-государственные или общегосударственные  (централизованные) финансы;

 

Определяющим  признаком для  вычленения отдельных  сфер и звеньев  является наличие  в стране конкретных субъектов финансовых отношений; Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве  два: субъекты хозяйствования и государство.

 

1.2.2.1 Децентрализованные  финансы. 

 

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием  и  использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношений которые возникают между: предприятиями (это главным образцом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

 

Внутри  сферы «финансы субъектов  хозяйствования»  выделяются три  звена финансовых отношений в  соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

 

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку  именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом.

 

Некоммерческими организациями признаются те, которые  не ставят своей целью  извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

 

Некоммерческие  организации могут  осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  она необходима для их уставных целей, ради которых  они созданы, и соответствуют  этим целям.

 

Они могут  быть созданы в форме  потребительских  кооперативов, общественных или религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и 

 

К субъектам  хозяйствования относятся  также  и домашние хозяйства и  соответственно различают финансы домашних хозяйств.

 

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое  ведется одним  или несколькими  лицами, проживающими совместно и  имеющими общий бюджет.

 

1.2.2.2 Централизованные финансы. 

 

Сфера централизованных финансов представляет собой общегосударственные финансы  и имеет своим функциональным назначением распределение и  перераспределение общественного  продукта и национального дохода в масштабах всего народного  хозяйства.

 

Материальным  воплощением общегосударственных  финансов являются централизованные фонды  денежных средств, которые используются для удовлетворения общегосударственных  потребностей.

 

Выделяют  четыре основные составляющие централизованных финансов:

 

1. государственный  бюджет,

 

2. внебюджетные  фонды,

 

3. государственный  кредит,

 

4. фонды  государственного страхования,

 

Государственный бюджет является одним  из основных звеньев финансовой системы. С его  помощью правительство  концентрирует  в своих руках  значительную часть  финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной  части государственного бюджета  указываются конкретные направления  денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и  социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны.

 

По размерам доходной и расходной  части государственного бюджета  обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении  основной части населения.

 

Важным  звеном общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов  власти, связанные с финансированием  расходов, не включенных в бюджет. Первоначально эти фонды предназначались для финансирования отдельных целевых мероприятий, впоследствии же приобрели значение резерва, к которому прибегают правительства в случае финансовых трудностей.

 

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение - мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Мобилизация и использование средств внебюджетных фондов осуществляется в специальных формах и особыми  методами, в связи с чем эти  фонды выделяют в самостоятельное  звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости  продукции и устанавливаются  в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число  внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством.

 

Порядок формирования и использования  внебюджетных и целевых бюджетных  фондов регламентируется законодательством.

 

В соответствии с действующим порядком государственные  целевые и внебюджетные фонды  имеют целевое назначение, что  гарантирует использование средств  в полном объеме.

 

Следующим звеном общегосударственных  финансов является государственный  кредит, посредством  которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства  за счет мобилизации  временно свободных  средств населения, предприятий, организаций  и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

 

[приложение 1]

 

1.2.2.2.1 Основные формы  государственного  кредита 

 

-продажа  на фондовом рынке  облигаций  и казначейских  обязательств;

 

-денежная  или кредитная эмиссия.

 

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный  кредит, размещаемый  внутри страны, если он размещается  в других странах, то это внешний  кредит.

 

Еще одним  звеном финансовой системы являются фонды государственного страхования. Под государственным страхованием понимают отношения, связанные с  созданием резервных фондов для  защиты субъектов хозяйствования, организаций  и граждан от различного вида рисков.

 

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами -- финансовый аппарат -- третья сфера финансовой системы.

 

Государство осуществляет руководство  финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные  и исполнительные органы, которые  наделяются соответствующей компенсацией.

 

Особенность финансового аппарата состоит в  том, что он является частью государственного аппарата, его  нельзя включать в  состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат  оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.

 

Состав  финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство  федеральным или унитарным.

 

Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы  тесно взаимосвязаны  между собой. Это проявляется  в следующем: финансы субъектов  хозяйствования взаимодействуют с  общегосударственными (централизованными) финансами -- при  уплате налогов и неналоговых платежей в бюджеты и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования их деятельности и т.п.

 

Взаимосвязь каждой сферы и звена  финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие  на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем  на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Финансовая политика

 

Финансовая  политика - это совокупность государственных  мероприятий, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование  для выполнения государством своих  функций. Это  самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

 

Содержание  финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий  комплекс мероприятий:

 

-   разработку общей концепции  финансовой  политики, определение  ее основных  направлений, целей и главных  задач;

 

-   создание адекватного финансового   механизма; 

 

-   управление финансовой  деятельностью  государства и  других субъектов  экономики. 

 

1.3.1 Целями финансовой политики

 

Целями  финансовой политики предприятия  могут  быть:

 

-   выживание предприятия  в условиях  конкурентной борьбы;

 

-   избежание банкротства  и крупных  финансовых неудач;

 

-   лидерство в борьбе с  конкурентами;

 

-   максимизация рыночной  стоимости  предприятия; 

 

-   устойчивые темпы роста  экономического  потенциала предприятия;

 

-   рост объемов производства  и  реализации;

 

-   максимизация прибыли и  минимизация  расходов;

 

-   обеспечение рентабельной  деятельности  и т. д. 

 

Основу  финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Информация о работе Финансовая система в Республике Беларусь