Финансовая система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Любые финансовые отношения объективны, но в то же время они складываются не стихийно, а организуются государством. Для того чтобы организация финансовых отношений способствовала положительному воздействию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать определенный курс использования финансов, для этого и создана финансовая политика. Во второй главе идет изучение структуры финансовой системы и основных направлений финансовой политики Республики Беларусь. Основной целью данной работы является определение состава и структуры финансовой системы Республики Беларусь. Изучение основных направлений финансовой политики, а также ее влияние на дальнейшее развитие экономики нашей страны.

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Агробизнес как вид предпринимательской деятельности 3

1.1 История формирования агробизнеса 3

1.2 Понятие и структура агробизнеса 4

Глава 2. Агробизнес республики Беларусь 6

2.2 Проблемы развития агробизнеса в республике Беларусь 8

Глава 3. Среда развития агобизнеса в республике Беларусь 14

3.1 Основные факторы развития агробизнеса в республике Беларусь 14

3.2 Механизм финансовой и материальной государственной поддержки агробизнеса 15

3.3 Налогообложение в сфере агробизнеса Республики Беларусь 18

Заключение 21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

Главная задача финансовой политики наряду с  обеспечением соответствующими финансовыми  ресурсами, реализацией той или  иной государственной программы  экономического и социального развития - предотвращать социальную напряженность  в обществе. Преодоление спада  производства, повышение социальной защиты населения - это первоочередные задачи, стоящие перед современной  финансовой политикой Беларуси.

 

 

 

 

 

1.4 Бюджетная финансовая политика

 

Под бюджетной  политикой понимают определение  государством:

 

-   источников формирования  доходов  государственного бюджета;

 

-   приоритетных направлений  расходов  государственного бюджета; 

 

-   допустимых пределов разбалансированности  бюджета; 

 

-принципов  взаимоотношений  между различными  частями бюджетной  системы.

 

В составе  бюджетной политики обычно реализуются  следующие виды политического воздействия:

 

-налоговая  политика;

 

-инвестиционная  политика;

 

-политика  управления государственным  долгом  и бюджетного федерализма. 

 

1.4.1 Управление государственными  финансами

 

Управление  государственными финансами имеет  целью обеспечение:

 

-   относительного баланса  экономических  интересов государства,  юридических  и физических  лиц; 

 

-   бездефицитного государственного  бюджета; 

 

-   устойчивости национальной  валюты  как основополагающего  элемента  финансовых отношений.

 

1.4.1.1 Задачи государственного финансового  контроля

 

 Само  понятие «государственный  финансовый  контроль» включает  в себя  следующие положения:

 

-   контроль за исполнением  федерального  бюджета; 

 

-   контроль за исполнением  бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;;

 

-   контроль за организацией  денежного  обращения; 

 

-   контроль за использованием  кредитных  ресурсов;

 

-   контроль за состоянием  государственного  внутреннего и  внешнего долга; 

 

-   контроль за состоянием  государственных  резервов;

 

-   контроль  за предоставлением  финансовых  и налоговых льгот  и преимуществ; 

 

-   контроль за полным и  своевременным  поступлением  всех видов государственных   доходов, страховых взносов в   Пенсионный фонд РФ и другие  федеральные внебюджетные фонды,  а также кредитных и заемных   средств, направляемых на финансирование  федерального бюджета;

 

-   контроль за своевременным  финансированием  расходов на  социальную сферу  по объему, структуре и целевому  назначению, в том числе оплату  труда  (денежное довольствие), выплату   пенсий, стипендий, пособий и другие  социальные выплаты. 

 

 

 

Глава 2

 

2.1 Структура финансовой системы  Республики Беларусь

 

В январе 2009 г. финансовой системе  Республике Беларусь исполнилось 90 лет. 1 января 1919 г. на I съезде Компартии большевиков Беларуси было образовано временное рабоче-крестьянское правительство. 7 января своим постановлением это правительство утверждает комиссариат финансов [24]. Современная финансовая система понесла достаточно много изменений. На сегодняшний день финансовой системе Республики Беларусь выделяют три сферы:

 

1. Децентрализованные финансы:

 

- Финансы коммерческих организаций; 

 

- Финансы некоммерческих организаций; 

 

- Финансы домашних хозяйств.

 

Именно в этой сфере формируется  преобладающая доля финансовых ресурсов государства.

 

2. Централизованные финансы: 

 

- Государственный бюджет;

 

- Государственные целевые (бюджетные  и внебюджетные) фонды; 

 

- Государственный кредит.

 

3. Органы управления финансами.

 

[ Приложение 2]

 

Состав первой сферы «децентрализованные  финансы» был точно определен  с принятием Гражданского кодекса  РБ в 1998 г. В соответствии с ним в Республике Беларусь субъекты хозяйствования включают юридические и физические лица. Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении Гражданский кодекс Республики Беларусь. [Ст.44. Минск, 2001. С. 25.]:

Обособленное имущество;

 

- Несет самостоятельную ответственность  по своим обязательствам;

 

- Может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

 

- Исполнять обязанности, быть  истцом или ответчиком в суде;

 

- Иметь самостоятельный баланс  или смету. 

 

Гражданский кодекс Республики Беларусь разграничивает юридические лица на коммерческие (унитарные предприятия, хозяйственные товарищества сельскохозяйственные производственные кооперативы и т. П.) и некоммерческие(потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды и др.).

 

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

 

Коммерческими организациями, согласно ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь, являются те юридические  лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности Гражданский кодекс Республики Беларусь.[ Ст.46. Минск, 2001. С. 31.]

 

Финансы некоммерческих организаций  имеют свою специфику, связанную  с нормированием доходов, порядком их использования, владением имущества  и т. д.

 

Финансы домашних хозяйств играют значительную роль в формировании централизованных финансов посредством налоговых  платежей.

 

Централизованные финансы являются главным звеном финансовой системы  страны, так как позволяют государству  оказывать регулирующее воздействие на экономику. Они представлены республиканским бюджетом, внебюджетными фондами, а также государственным кредитом - к финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, которая представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов (учреждений), организующих эти отношения. Поэтому неслучайно в Конституции Республики Беларусь 1996 г. есть специальный раздел (VII), который называется «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». 

 

В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны.

 

Местные бюджеты стали еще более  социально направленными, так как  значительная их часть средств направлена на осуществление адресной социально помощи и оказание финансовой поддержки различных слоев населения. (Например, в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 22. 11. 2007 N 585 с 3 декабря 2007 г. молодым и многодетным семьям предоставляется финансовая поддержка государства).

 

В целом бюджеты областей, несмотря на стандартную схему их формирования, имеют значительные отличия - как  в механизации создания доходной части, так и в приоритетах  использования, которые объясняется спецификой экономического их состояния, развитию сферы промышленного производства или аграрной направленностью территории, а также степенью поддержки республиканского бюджета.

 

К государственным внебюджетным фондам относятся фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета. Например, в России указанных фондов больше 30. В Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за расходованием этих фондов был недостаточным, некоторые (как, например, фонд социальной защиты молодежи) были вообще отменены, иные республиканские внебюджетные фонды с 1998 г. включены в состав республиканского государственного бюджета. В настоящее время в РБ только один фонд имеет статус внебюджетного - это Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. В соответствии с законом о бюджете его средства включены в состав бюджета. Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов также формирует местные целевые бюджетные фонды (в частности инновационные).

 

 Государственный кредит, в свою очередь, представляет собой систему денежных отношений между государством и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Как правило, он используется для покрытия дефицита бюджета.

 

Финансовый аппарат - третья сфера  финансовой системы, называемая иногда институциональной системой.

 

Согласно Конституции Республики Беларусь [ст. 90, 97, 98], высшим законодательным  и представительным органом Республики Беларусь является Парламент - Национальное собрание, состоящее их двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

 

Представительные органы в лице Национального собрания обсуждают  и утверждают республиканский бюджет, принимают законы о бюджете, налогах и других сборах в пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь.

 

Наряду с Парламентом регламентация  деятельности финансовой системы осуществляется Президентом страны в форме законов, указов, декретов (имеющих силу закона), которые, безусловно, имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы.

 

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Республики Беларусь. Согласно ст. 107 Конституции  Республики Беларусь, оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение данной финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства, изучает постановления и распоряжения по вопросам финансов.

 

Кроме указанных высших органов  государственной и исполнительной власти в финансовой деятельности страны участвуют специальные органы. К  ним относятся Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет по ценным бумагам при Правительстве, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств, финансовые отделы субъектов хозяйствования и др.

 

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует  в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

 

Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны  между собой. Например, Республиканский  и местные бюджеты как звено  общегосударственных финансов взаимодействуют  межу собой. Внутри этого звена возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета целевым бюджетным и внебюджетным фондам на некоторые целевые расходы.

 

Некоторые экономисты выделяют кроме  названных выше сфер финансовой системы, еще одну сферу финансовой системы - сферу страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное  страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства.

 

Но тем не менее выделять эти  отношения в самостоятельную  сферу финансовой системы нет  экономических оснований. Страховые  организации (государственные и  негосударственные) функционируют  на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.

 

Что же касается социального страхования, то применительно к Республике Беларусь финансовые отношения, формируемые в этом сегменте, материализуются в бюджете Фонда социальной защиты населения, который включается, согласно законодательству, в состав республиканских внебюджетных фондов.

 

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или  унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством, в унитарных (единых) государствах бюджетная система  имеет два основных бюджетных  звена: общегосударственный и местные бюджеты. К унитарным государствам относятся Великобритания, Франция, Япония. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет, бюджеты членов федерации, местные. Федеративное устройство имеют такие страны как Канада, США, Россия и др. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они, в частности, состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России, как уже говорилось, насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.

 

Что касается других стран СНГ, то состав их финансовой системы, функции  в основном такие же, как в Российской Федерации и Республике Беларусь. Вместе с тем в отдельных странах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансовых отношений, в частности, в построении налоговых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, в формировании и использовании внебюджетных фондов и т.д. Однако в связи с развитием экономической интеграции между отдельными республиками бывшего СССР указанные различия будут в определенной мере нивелироваться.

Информация о работе Финансовая система в Республике Беларусь