Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа
Любые финансовые отношения объективны, но в то же время они складываются не стихийно, а организуются государством. Для того чтобы организация финансовых отношений способствовала положительному воздействию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать определенный курс использования финансов, для этого и создана финансовая политика. Во второй главе идет изучение структуры финансовой системы и основных направлений финансовой политики Республики Беларусь. Основной целью данной работы является определение состава и структуры финансовой системы Республики Беларусь. Изучение основных направлений финансовой политики, а также ее влияние на дальнейшее развитие экономики нашей страны.
Введение 2
Глава 1. Агробизнес как вид предпринимательской деятельности 3
1.1 История формирования агробизнеса 3
1.2 Понятие и структура агробизнеса 4
Глава 2. Агробизнес республики Беларусь 6
2.2 Проблемы развития агробизнеса в республике Беларусь 8
Глава 3. Среда развития агобизнеса в республике Беларусь 14
3.1 Основные факторы развития агробизнеса в республике Беларусь 14
3.2 Механизм финансовой и материальной государственной поддержки агробизнеса 15
3.3 Налогообложение в сфере агробизнеса Республики Беларусь 18
Заключение 21
Главная задача финансовой политики наряду с обеспечением соответствующими финансовыми ресурсами, реализацией той или иной государственной программы экономического и социального развития - предотвращать социальную напряженность в обществе. Преодоление спада производства, повышение социальной защиты населения - это первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой Беларуси.
1.4 Бюджетная финансовая политика
Под бюджетной политикой понимают определение государством:
- источников формирования доходов государственного бюджета;
- приоритетных направлений расходов государственного бюджета;
- допустимых пределов
-принципов взаимоотношений между различными частями бюджетной системы.
В составе бюджетной политики обычно реализуются следующие виды политического воздействия:
-налоговая политика;
-инвестиционная политика;
-политика управления государственным долгом и бюджетного федерализма.
1.4.1 Управление государственными финансами
Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:
- относительного баланса
экономических интересов
- бездефицитного
- устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента финансовых отношений.
1.4.1.1 Задачи государственного
Само понятие «государственный финансовый контроль» включает в себя следующие положения:
- контроль за исполнением федерального бюджета;
- контроль за исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов;;
- контроль за организацией денежного обращения;
- контроль за использованием кредитных ресурсов;
- контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;
- контроль за состоянием государственных резервов;
- контроль
за предоставлением
- контроль за полным и
своевременным поступлением
всех видов государственных
доходов, страховых взносов в
Пенсионный фонд РФ и другие
федеральные внебюджетные
- контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объему, структуре и целевому назначению, в том числе оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.
Глава 2
2.1 Структура финансовой системы Республики Беларусь
В январе 2009 г. финансовой системе Республике Беларусь исполнилось 90 лет. 1 января 1919 г. на I съезде Компартии большевиков Беларуси было образовано временное рабоче-крестьянское правительство. 7 января своим постановлением это правительство утверждает комиссариат финансов [24]. Современная финансовая система понесла достаточно много изменений. На сегодняшний день финансовой системе Республики Беларусь выделяют три сферы:
1. Децентрализованные финансы:
- Финансы коммерческих
- Финансы некоммерческих
- Финансы домашних хозяйств.
Именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
2. Централизованные финансы:
- Государственный бюджет;
- Государственные целевые (
- Государственный кредит.
3. Органы управления финансами.
[ Приложение 2]
Состав первой сферы «децентрализованные финансы» был точно определен с принятием Гражданского кодекса РБ в 1998 г. В соответствии с ним в Республике Беларусь субъекты хозяйствования включают юридические и физические лица. Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении Гражданский кодекс Республики Беларусь. [Ст.44. Минск, 2001. С. 25.]:
Обособленное имущество;
- Несет самостоятельную
- Может от своего имени
- Исполнять обязанности, быть истцом или ответчиком в суде;
- Иметь самостоятельный баланс или смету.
Гражданский кодекс Республики Беларусь разграничивает юридические лица на коммерческие (унитарные предприятия, хозяйственные товарищества сельскохозяйственные производственные кооперативы и т. П.) и некоммерческие(потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды и др.).
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.
Коммерческими организациями, согласно ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь, являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности Гражданский кодекс Республики Беларусь.[ Ст.46. Минск, 2001. С. 31.]
Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с нормированием доходов, порядком их использования, владением имущества и т. д.
Финансы домашних хозяйств играют значительную роль в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей.
Централизованные финансы
В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны.
Местные бюджеты стали еще более социально направленными, так как значительная их часть средств направлена на осуществление адресной социально помощи и оказание финансовой поддержки различных слоев населения. (Например, в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 22. 11. 2007 N 585 с 3 декабря 2007 г. молодым и многодетным семьям предоставляется финансовая поддержка государства).
В целом бюджеты областей, несмотря на стандартную схему их формирования, имеют значительные отличия - как в механизации создания доходной части, так и в приоритетах использования, которые объясняется спецификой экономического их состояния, развитию сферы промышленного производства или аграрной направленностью территории, а также степенью поддержки республиканского бюджета.
К государственным внебюджетным фондам относятся фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета. Например, в России указанных фондов больше 30. В Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за расходованием этих фондов был недостаточным, некоторые (как, например, фонд социальной защиты молодежи) были вообще отменены, иные республиканские внебюджетные фонды с 1998 г. включены в состав республиканского государственного бюджета. В настоящее время в РБ только один фонд имеет статус внебюджетного - это Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. В соответствии с законом о бюджете его средства включены в состав бюджета. Согласно законодательству, областные и Минский городской Совет депутатов также формирует местные целевые бюджетные фонды (в частности инновационные).
Государственный кредит, в свою очередь, представляет собой систему денежных отношений между государством и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Как правило, он используется для покрытия дефицита бюджета.
Финансовый аппарат - третья сфера финансовой системы, называемая иногда институциональной системой.
Согласно Конституции
Представительные органы в лице Национального собрания обсуждают и утверждают республиканский бюджет, принимают законы о бюджете, налогах и других сборах в пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь.
Наряду с Парламентом
Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Республики Беларусь. Согласно ст. 107 Конституции Республики Беларусь, оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение данной финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства, изучает постановления и распоряжения по вопросам финансов.
Кроме указанных высших органов
государственной и
Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.
Рассматриваемые выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой. Например, Республиканский и местные бюджеты как звено общегосударственных финансов взаимодействуют межу собой. Внутри этого звена возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета целевым бюджетным и внебюджетным фондам на некоторые целевые расходы.
Некоторые экономисты выделяют кроме названных выше сфер финансовой системы, еще одну сферу финансовой системы - сферу страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства.
Но тем не менее выделять эти отношения в самостоятельную сферу финансовой системы нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.
Что же касается социального страхования, то применительно к Республике Беларусь финансовые отношения, формируемые в этом сегменте, материализуются в бюджете Фонда социальной защиты населения, который включается, согласно законодательству, в состав республиканских внебюджетных фондов.
Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством, в унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два основных бюджетных звена: общегосударственный и местные бюджеты. К унитарным государствам относятся Великобритания, Франция, Япония. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: общегосударственный бюджет, бюджеты членов федерации, местные. Федеративное устройство имеют такие страны как Канада, США, Россия и др. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они, в частности, состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России, как уже говорилось, насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.
Что касается других стран СНГ, то состав их финансовой системы, функции в основном такие же, как в Российской Федерации и Республике Беларусь. Вместе с тем в отдельных странах СНГ имеются некоторые отличия в формах и методах организации финансовых отношений, в частности, в построении налоговых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, в формировании и использовании внебюджетных фондов и т.д. Однако в связи с развитием экономической интеграции между отдельными республиками бывшего СССР указанные различия будут в определенной мере нивелироваться.
Информация о работе Финансовая система в Республике Беларусь