Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:12, реферат
процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.
На данном этапе финансового планирования экономический анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущих и текущем годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.
На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей — числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.
Расчет показателей базируется
на определении условий
Реальность показателей
В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:
На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.
На этом этапе используется балансовый
метод, позволяющий увязать финансовые
ресурсы субъектов планирования
с потребностями в них, вытекающими
из прогноза социально-экономического
развития, бизнес-плана, уставных документов;
расходы органов
Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:
Виды финансовых планов, их характеристика
Основными финансовыми планами
на общегосударственном и
Бюджет как плановый документ представляет
собой роспись доходов и
Бюджет составляется исполнительным
органом власти на один календарный
год и утверждается в форме
закона соответствующим
Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.
К финансовым планам, составляемым субъектами
хозяйствования, относятся баланс доходов
и расходов, сводный бюджет, смета
доходов и расходов. Вид финансового
плана, разрабатываемого коммерческими
и некоммерческими
При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета.
Баланс доходов и расходов содержит
информацию о составе и объеме
финансовых ресурсов коммерческой организации
и направлениях их использования
на планируемый период; составляется
на календарный год с
В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам — направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.
Для организации системы анализа
и планирования денежных потоков
на предприятии, адекватной требованиям
рыночных условий, в настоящее время
в коммерческих организациях используется
система управления финансами, основанная
на разработке и контроле исполнения
иерархической системы
Сводный бюджет коммерческой организации
формируется на основе принципа декомпозиции:
каждый бюджет более низкого уровня
является детализацией бюджета более
высокого уровня, т.е. бюджеты структурных
подразделений и налоговый
Сводный бюджет коммерческой организации состоит из доходной и расходной частей (табл. 4.3). Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной.
Таблица 4.3
Состав статей сводного бюджета коммерческой организации | |
Доходы |
Расходы |
|
Дефицит бюджета (в случае превышения расходов над доходами) |
Бюджеты структурных подразделений
формируются на основе следующих
функциональных бюджетов: бюджета фонда
оплаты труда; бюджета материальных
затрат; бюджета потребления энергии;
бюджета амортизации; бюджета прочих
расходов; бюджета погашения кредитов.
Такая система бюджетов полностью
охватывает все денежные потоки коммерческой
организации. С бюджетом фонда оплаты
труда связаны платежи в
Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.
Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:
Целью составления финансовых планов
некоммерческими организациями
является определение объема финансовых
ресурсов, необходимого им для выполнения
уставных целей и задач, т.е. предоставления
услуг социально-культурного, научно-технического
и иного некоммерческого
Бюджетные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязаны составлять смету доходов и расходов. В смете доходов и расходов бюджетного учреждения указываются: ассигнования из бюджета, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, расходы, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Расходы указываются общей суммой, с выделением расходов, финансируемых из бюджета, и расходов, покрываемых за счет внебюджетных источников.
Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование