Финансовое планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:12, реферат

Описание работы

процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

Файлы: 1 файл

Финансовое планирование и прогнозирование.docx

— 47.85 Кб (Скачать файл)

Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании.

Таким образом, методы финансового  прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой  итоговой информации: чем сложнее  метод прогнозирования, тем больше связанные с ним затраты и  объемы получаемой с его помощью  информации.

Результатом финансового прогнозирования  является составление финансового  прогноза, который представляет собой  систему научно обоснованных предположений  о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов  финансовых отношений. Прогнозы дают возможность  рассмотреть различные варианты развития финансов, например при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях  развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5—7 лет) и  долгосрочными (до 10-15 лет).

На общегосударственном и территориальном  уровнях финансовые прогнозы составляются в форме перспективного финансового  плана и баланса финансовых ресурсов (страны, региона, муниципального образования) (ст. 172, 174, 175 БК РФ).

Перспективный финансовый план —  документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

К целям разработки перспективного финансового плана можно отнести: выявление необходимости и возможности  осуществления в перспективе  мер в области финансовой политики; комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; определение среднесрочных  тенденций развития экономики и  социальной сферы; отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременные  разработка и принятие соответствующих  корректирующих мер. В настоящее  время ставится задача, чтобы перспективный  финансовый план стал основой для  формирования ежегодных бюджетных  проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений1.

Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной  классификации и законодательно не утверждается. Это связано с  тем, что показатели перспективного финансового плана носят расчетный  характер и используются только для  обоснования и взаимоувязки заданий различных планов и прогнозов.

Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего  планирования. Он разрабатывается на три года; первый год — это  год, на который составляется бюджет; следующие два года — период, на который прогнозируются результаты реализации предложенной государственной (региональной, муниципальной) финансово-экономической  политики. Перспективный финансовый план, исходной базой для формирования которого является бюджет на текущий  год, ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед, т.е. осуществляется актуализация показателей плана.

Перспективный финансовый план на федеральном  уровне составляется с 1998 г.; в настоящее  время разработан и используется перспективный план на период до 2006 г. (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Перспективный финансовый план на 2004-2006 гг.

Показатели

2004

2005

2006

Млн руб.

% к ВВП

Млн руб.

% к ВВП

Млн руб.

% к ВВП

Доходы — всего

2740163,5

17,9

3012195,2

17,0

3398834,9

16,7

из них:

налоговые доходы

2068872,6

13,5

2321746,0

13,1

2634270,1

13,0

неналоговые доходы

219019,4

1,4

187451,6

1,0

191048,4

0,9

доходы целевых бюджетных фондов

14061,5

0,1

14407,6

0,1

14546,4

0,1

единый социальный налог

438210,0

2,9

488590,0

2,8

558970,0

2,7

Расходы — всего

2656760,1

17,4

2849924,5

16,1

3099758,6

15,2

из них:

процентные расходы

288770,6

1,9

344794,4

1,9

345546,0

1,7

непроцентные расходы (без расходов, финансируемых за счет ЕСН)

1929779,5

12,6

2016540,1

11,4

2195240,6

10,8

расходы, финансируемые за счет единого  социального налога

438210,0

2,9

488590,0

2,8

558970,0

2,7

Профицит

83403,4

0,5

162270,7

0,9

299078,3

1,5


Использование в практике финансового  прогнозирования на макроэкономическом уровне перспективных финансовых планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса, преемственность  целей и задач финансово-экономической  политики государства и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз формирования и  использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов  хозяйствования в рамках конкретной административно-территориальной единицы  страны, региона, муниципального образования. Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами  мероприятий, предусмотренных прогнозом  социально-экономического развития, формирование финансовых резервов.

Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении  проекта бюджета. Показатели баланса  финансовых ресурсов формируются на основе прогноза социально-экономического развития и отчетного баланса  финансовых ресурсов за предыдущий год. Этот финансовый прогноз составляется на один календарный год.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на территории конкретной административно-территориальной  единицы (страны, субъекта РФ, муниципального образования). Он охватывает находящиеся  в распоряжении органов власти, организаций  основные источники средств, направляемых на развитие производства (капитальные  вложения) и осуществление социальных программ, и не включает денежные средства населения.

С точки зрения межбюджетных отношений  эти балансы позволяют на этапе  макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений  и решений, принимаемых органами государственной власти в отношении  финансовой обеспеченности субъектов  РФ, муниципальных образований.

Баланс построен по методу двойной  записи — доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ресурсов: I раздел - Доходы, II раздел —  Расходы. Таким образом, в балансе  финансовых ресурсов осуществляется сопоставление  доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над  расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.

При расчете показателей раздела I баланса финансовых ресурсов учитываются  показатели отчетного баланса, прогноза социально-экономического развития, изменения  налогового и бюджетного законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней  и внебюджетные фонды, другие обстоятельства, которые могут повлиять на объем  доходов субъектов хозяйствования и субъектов власти в прогнозируемом периоде. Кроме того, принимаются во внимание положения, связанные с проводимой государственной политикой в области межбюджетных отношений, в частности при разграничении и распределении доходов по уровням бюджетной системы, предоставлении финансовой помощи бюджетам других уровней.

Доходы баланса финансовых ресурсов, исчисленные на душу населения, определяют финансовую обеспеченность субъекта РФ, муниципального образования, которая  может служить индикатором для  оценки реальной потребности в дополнительных финансовых ресурсах, направляемых соответственно из федерального или регионального  бюджета.

В разделе II баланса финансовых ресурсов отражаются расходы, прогноз которых  осуществляется исходя из проектных  расчетов доходных статей баланса с  учетом необходимости снижения дефицита финансовых ресурсов. В расходной  части баланса отражаются расходы, осуществляемые на территориях административно-территориальных  единиц из всех финансовых источников. Структура бюджетных показателей  расходов определяется в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом «О бюджетной  классификации Российской Федерации». При определении объема и направлений  расходов принимается во внимание порядок, закрепляющий определенные обязательства (полномочия) за конкретным уровнем  государственной власти или местного самоуправления в соответствии с  действующим законодательством.

В базовых показателях для расчета  расходов принимается ожидаемая  оценка на соответствующий период, учитываются прогнозные показатели возможной инфляции и индексация заработной платы и материальных затрат.

Баланс финансовых ресурсов на федеральном  уровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учетом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Состав статей сводного финансового баланса РФ приведен в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Схема сводного финансового баланса  Российской Федерации

Доходы

Расходы

  1. Прибыль
  2. Амортизация
  3. Налоговые доходы
  4. Единый социальный налог
  5. Неналоговые доходы
  6. Средства целевых бюджетных фондов
  7. Безвозмездные перечисления
  8. Средства государственных внебюджетных фондов

Итого доходов

Превышение доходов над  расходами

  1. Средства, остающиеся в распоряжении организаций
  2. Затраты на государственные инвестиции
  3. Фундаментальные исследования и содействие НТП
  4. Расходы на социально-культурные мероприятия
  5. Расходы на национальную оборону
  6. Расходы на проведение военной реформы
  7. Расходы на правоохранительнуюдеятельность и обеспечение безопасности государства
  8. Расходы на судебную власть
  9. Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление
  10. Расходы по международной деятельности
  11. Обслуживание государственного и муниципального долга
  12. Финансовая помощь бюджетам других уровней
  13. Целевые бюджетные фонды
  14. Прочие расходы

Всего расходов


Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому  планированию, т.е. составлению проекта  бюджета. Сбалансированность баланса  служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.

Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления  финансовых прогнозов. В частности, некоммерческие организации их, как  правило, не составляют, а коммерческие организации разрабатывают по форме, аналогичной форме их финансового  плана. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие организации  могут составлять прогноз прибыли  и убытков, прогноз движения денежных средств, прогноз активов и пассивов.

Можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой — является его составной  частью, так как разработка финансовых планов производится на основе показателей  финансовых прогнозов.

Этапы и методы финансового  планирования

Финансовое планирование охватывает ряд этапов: 1) анализ выполнения финансового  плана в предыдущих и текущем плановых периодах; 2) расчет плановых показателей; 3) составление финансового плана как документа.

На первом этапе финансового  планирования применяется метод  экономического анализа. Он позволяет  определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем  сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление  резервов увеличения доходов, определение  мероприятий по повышению эффективности  использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

  • горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
  • вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
  • трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);
  • факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование