Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:55, курсовая работа
Производство продукции требует различных затрат, которые составляют издержки производства или себестоимость продукции. К издержкам производства относят затраты сырья, материалов, технологического топлива, по оплате труда работников, амортизации оборудования и других основных средств и т.п. но готовая продукция должна быть доведена до потребителя. Этот торгово-технологический процесс, связанный с реализацией товаров, требует определенных расходов, которые представляют собой издержки обращения.
Введение 3
1. Теоретические аспекты финансового механизма управления операционной прибылью 5
1.1 Понятие операционной прибыли. Взаимосвязь категорий "издержки - объем продаж - прибыль" 5
1.2 Элементы операционного анализа 10
1.3 Оценка степени предпринимательского риска на основе операционного рычага 14
2. Операционный анализ (на примере предприятия ОАО «ВЕКО-Массив» 16
2.1 Характеристика предприятия ОАО «ВЕКО-Массив» 16
2.2 Операционный анализ (на примере предприятия ОАО «ВЕКО-Массив» 23
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 35
Общее изменение прибыли составляет:
Побщ=3542-5022= - 1480 тыс.руб.
В том числе произошли изменения за счет:
- количества реализованной продукции Пурп=П1-Пф= (-154) - 5022= - 5176 тыс.руб.
- цены реализации Пц=П2-П1= 3388 - (-154) =+3542 тыс.руб.
- удельных переменных затрат Пь=П3-П2=2503-3388= - 885 тыс.руб.
- суммы постоянных затрат ПА=Пф-П3=3542-2503=+1039 тыс.руб.
Необходимо сделать проверку правильности расчетов.
Алгебраическая сумма влияния факторов на результативный показатель (прибыль) должна быть равна общему приросту результативного показателя, т.е.
(-5176) +3542+ (-885) +1039= - 1480 тыс.руб.
Рассмотренная методика позволяет
более правильно исчислить
Методика операционного
анализа прибыли несколько
Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
П=сумма/УРПобщ * Удi (Цi-ьi) /-А
Таблица 2.2
Вид продукции |
Объем продаж, шт. |
Структура продаж |
Цена, тыс.руб. |
Переменные затраты на изделие, тыс.руб. |
Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс.руб. | |||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
факт | |
А |
10455 |
12546 |
0,51 |
0,68 |
5,0 |
6,0 |
2,8 |
3, 20 |
12546 |
20074 |
Б |
10045 |
5904 |
0,49 |
0,32 |
3,1 |
3,7 |
1,85 |
2,00 |
7534 |
6494 |
Итог |
20500 |
18450 |
1,0 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
20080 |
26568 |
На основе данных таблицы 2.2 сделаем расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки:
Пп=сумма /УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп) /-Ап =
20500*0,51* (5-2,8) +20500*0,49* (3,1-1,85) - 20080= 15477 тыс.руб.;
П1=сумма/УРПобщф*Удiп (Цiп-ьiп) /-Ап =
18450*0,51* (5-2,8) +18450*0,49* (3,1-1,85) - 20080= 11921 тыс.руб.;
П2=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiп-ьiп) /-Ап =
18450*0,68* (5-2,8) +18450*0,32* (3,1-1,85) - 20080= 14901 тыс.руб.;
П3=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiп) /-Ап =
18450*0,68* (6-2,8) +18450*0,32* (3,7-1,85) - 20080= 30989 тыс.руб.;
П4=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Ап =
18450*0,68* (6-3,2) +18450*0,32* (3,7-2,00) - 20080= 25085 тыс.руб.;
Пф=сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Аф =
18450*0,68* (6-3,2) +18450*0,32* (3,7-2,00) - 26568 = 18597тыс.руб.;
Побщ=Пф-Пп =
18597-15477= +3120 тыс.руб.
В том числе изменения произошли за счет следующих факторов:
1) Пурп=П1-Пп=11921-15477= - 3556 тыс.руб.
2) Пстр=П2-П1=14901-11921= 2980 тыс.руб.
3) Пц=П3-П2=30989-14901= 16088 тыс.руб.
4) Пь=П4=П3=25085-30989= _5904 тыс.руб.
5) ПА=Пф-П4=18597-25085= - 6488 тыс.руб.
Итого: + 3120 тыс.руб.
Если бы сравнить результаты факторного анализа прибыли, сделанные обычным способом и маржинальным методом, то они будут значительно отличаться друг от друга. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.
Таким образом, методика маржинального
анализа позволяет исследовать
и количественно измерить не только
непосредственные, но и опосредованные
связи и зависимости. Использование
этого метода в финансовом менеджменте
отечественных предприятий
На основе данных вышеприведенной таблицы 2.2 проведем факторный анализ одного вида продукции (например, изделие Б).
Рп= Пп =УРПп (Цп-ьп) - Ап =
Зп =УРПп*ьп+Ап
10045 (3,1-1,85) - 7534 = 5022
10045*1,85+7534 26117 *100 = 19,2%
Р1= П1 =УРПф (Цп-ьп) - Ап =
З1 =УРПф*ьп+Ап
5904 (3,1-1,85) - 7534 = - 154
5904*1,85+7534 18456 *100 = - 0,8%
Р2= П2 =УРПф (Цф-ьп) - Ап =
З2 =УРПф*ьп+Ап
5904 (3,7-1,85) - 7534 = 3388
5904*1,85+7534 18456 *100 = 18,4%
Р3= П3 =УРПф (Цф-ьф) - Ап =
З3 =УРПф*ьф+Ап
5904 (3,7-2,0) - 7534 = 2503
5904*2,0+7534 19342 *100 = 12,9%
Рф= Пф =УРПф (Цф-ьф) - Аф =
Зф =УРПф*ьф+Аф
5904 (3,7-2,0) - 6494 = 3542
5904*2,0+6494 18302 *100 = 19,4%
Робщ.=19,4% -19,2% = 0,2%
Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 0,2%. В том числе за счет следующих изменений:
1) объема реализованной продукции Рурп= (-0,8) - 19,2= - 20%
2) цены реализации Рц=18,4 - (-0,8) = 19,2%
3) удельных переменных затрат Рь=12,9-18,4= - 5,5%
4) суммы постоянных затрат РА=19,4-12,9= 6,5%
По данной методике объем продаж влияет на рентабельность, то есть за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Этот метод более достоверен, так как он учитывает взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.
Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используется следующая факторная модель:
Р = П = (УРПобщ*Удi (Цi-ьi) - А)
З сумма (УРПобщ*Удi*ьi) +А
На основании данных таблицы № 2.2 и факторного анализа прибыли рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции:
Рп= Пп = сумма/УРПобщп*Удiп (Цiп-ьiп) /-Ап
Зп сумма (УРПобщп*Удiп*ьiп) +Ап
15477 *100=22,8%
67937
Р1= П1 = сумма/ (УРПобщф*Удiп (Цiп-ьiп) /-Ап
З1 сумма (УРПобщф*Удiп*ьiп) +Ап
11921 *100=18,9%
63047
Р2= П2 = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiп-ьiп) /-Ап
З2 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп) +Ап
14901 *100=22,5%
66131
Р3= П3 = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiп) /-Ап
З3 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiп) +Ап
30989 *100=46,9%
66131
Р4= П4 = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Ап
З4 сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф) +Ап
25085 *100=34,8%
72035
Рф= Пф = сумма/УРПобщф*Удiф (Цiф-ьiф) /-Аф
Зф сумма (УРПобщф*Удiф*ьiф) +Аф
18597 *100=23,7%
78532
Робщ= 23,7% -22,8%=0,9%
Изменение уровня рентабельности произошло за счет:
1) объема продаж Рурп=Р1-Рп=18,0-22,8= - 3,9%
2) структуры продаж Руд=Р2-Р1=22,5-18,9= 3,6%
3) цен Рц=Р3-Р2=46,9-22,5= 24,4%
4) переменных затрат Рь=Р4-Р3=34,8-46,9= - 12,1%
5) постоянных затрат РА=Рф-Р4=23,7-34,8=-11,1%
Итого: +0,9%
Данная методика учитывает влияние объема продаж на рентабельность. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10%, что привело к снижению рентабельности на 3,9%.
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая модель:
Роб = П = сумма /УРПобщ*Удi (Цi-ьi) /-А
В сумма (УРПобщ*Удi*Цi)
Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей модели:
Р = Прп = Прп +ПФР = сумма /УРПобщ*Удi (Цi-ьi) - А
КЛ В/Коб (сумма УРПобщ*Удi*Цi) /Коб,
Где КЛ - средняя сумма операционного капитала,
Коб - коэффициент оборачиваемости капитала.
Преимущество рассмотренной
методики анализа показателей
Например:
Производственная мощность предприятия 1000 шт.
Цена изделия (Ц) 20 тыс. руб.
Выручка (нетто) (В).20 000 тыс. руб.
Постоянные затраты (А) 4000 тыс. руб.
Переменные расходы на единицу продукции (ь) 12 тыс. руб.
Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер) 12 000 тыс. руб.
Прибыль от реализации продукции (П) 4000 тыс. руб.
Маржа покрытия (МД=В-Зпер) 8000 тыс.руб.
Доля маржи покрытия (Дмд=МД/В= 1-ь/Ц) 0,4
Ставка маржинального дохода (Смд=Ц-ь) 8 тыс.руб.
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:
Вкр= А = 4 =
Дмд 0,4 10 млн.руб.
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж определяется в натуральном выражении:
УРПкр = А = А = 4000 = 500 шт.
Смд Ц-ь 20-12
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:
Т = А/МД*100%
Т= 4/8*100= 50%.
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет такой:
УРП = А+П = 4000+2000 = 750 ед.
Ц-ь 20-12
Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750: 500). При этом нужно произвести и реализовать 500 единиц продукции, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия и 250 единиц - для поучения прибыли в сумме 2000 тыс.руб.
При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
В= А+П = 4000+2000 = 15000 тыс.руб.
Дмд 0,4
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:
ЗБ = В-Вкр = 20000-10000 = 0,5 или 50%
В 20000
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
ЗБ = УРП-УРПкр = 1000-5000 = 0,5 или 50%
УРП 1000
Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно.
Допустим, что производственная мощность предприятия рассчитана на производство 100 000 изделий, рыночная цена которых 200 тыс. руб. Постоянные расходы составляют 7200 млн. руб. Переменные расходы на изделие - 90 тыс. руб. При таких условиях себестоимость одного изделия (С), прибыль (П) и безубыточный объем продаж (УРПкр) составят:
С=А + ь = 7200000 + 90 = 72+90= 162 тыс.руб.
УРП 100000
П=УРП (Ц-ь) - А=100000 (200-90) - 7200000=3800 млн.руб.
УРПкр = А = 7200000 = 65454 шт.
Ц-ь 200-90
ЗБ = 100000 - 65454 *100 = 34,5%
100000
В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов завода уменьшился до 30 000 изделий. Постоянные и переменные затраты в сопоставимых ценах остались на том же уровне. Рассчитаем себестоимость изделия, прибыль и безубыточный объем продаж в изменившейся ситуации.
С = 7200000 +90 = 330 тыс.руб
30000
П = 30000 (200-90) - 7200000 = - 3900 млн.руб.
УРПкр = 7200000 = 65454шт. ЗБ = 30000-65454 *100 = - 118%
200-90 30000
Такой результат объясняется высоким удельным весом постоянных расходов в сумме выручки. При снижении объема продаж постоянные расходы стали непосильными для предприятия.
Чтобы избежать убытков, предприятие
будет искать выход из сложившейся
ситуации. И если в это время
поступит предложение от заказчика
на выпуск продукции, которая требует
несколько иной технологии и, соответственно,
дополнительных постоянных затрат, то
менеджеры предприятия могут
принять такой заказ даже по ценам
ниже критического уровня. Допустим, что
заказчик согласился разместить заказ
на 50000 изделий по цене 180 тыс.руб., которая
ниже рыночного ее уровня. При это
предприятие должно дополнительно
израсходовать на конструкторского-
Информация о работе Финансовый механизм управления операционной прибылью