Фирма как экономический субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена понятию фирмы (предприятию), как основному субъекту рыночной экономики.
Цель работы – рассмотреть понятие фирмы, ее место в рыночной экономике и показатели эффективности работы фирмы.

Содержание работы

Введение 3

1 Сущность фирмы и ее типы 4

1.1 Понятие и природа фирмы 4

1.2 Виды фирм 10

1.3 Цели деятельности фирмы 17

1.4 Основные показатели эффективности работы фирмы 20

2 Промышленный потенциал России 23

2.1 Характерные черты развития промышленности 23

России в период с 2005 по 2009 год

2.2 Перспективы развития промышленности России 29

Заключение 31

Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Копия КУРСОВАЯ.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение               3

1 Сущность фирмы и ее типы              4

1.1 Понятие и природа фирмы               4

1.2 Виды фирм              10

1.3 Цели деятельности фирмы               17

1.4 Основные показатели эффективности работы фирмы               20

2 Промышленный потенциал России               23

2.1 Характерные черты развития промышленности              23

России в период с 2005 по 2009 год

2.2 Перспективы развития промышленности России              29

Заключение              31

Список использованных источников              35

 

 

1

 



Введение

Первоначально слово «фирма» (от wifirma— подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. В настоящее время фирма — элемент любой рыночной экономики, организационно-экономическая структура предпринимательской деятельности, обладающая эконо­мической и юридической самостоятельностью. 

Фирма в течение более чем 100 лет была основным инструмен­том социального прогресса и является, в свою очередь, продуктом эволюционного развития. Развитие происходило в благоприятной социальной обстановке, когда основными ценностями были непри­косновенность частной собственности и свобода личности, а основ­ной целью — экономический прогресс. Фирма получила свой правовой статус на основе теории А. Смита о том, что свобода каждого человека действовать в своих экономических интересах обеспечивает благодаря «невидимой силе» максимальный экономи­ческий выигрыш для всего общества.

В настоящее время несмотря на то, что понятие «фирма» широко используется в странах с разным уровнем экономического развития, в лучших современных западных учебниках не отведено достойного места экономической теории фирмы.

Данная работа посвящена понятию фирмы (предприятию), как основному субъекту рыночной экономики.

Цель работы – рассмотреть понятие фирмы, ее место в рыночной экономике и показатели эффективности работы фирмы.

В данной работе использованы труды таких известных авторов, как Рональд Коуз, Оливер Итон Уильямсон и Гарольд Демсец.

Работа состоит из двух глав. Первая глава рассматривает понятие и природу фирмы, ее сущность, виды, а так же основные показатели эффективности работы предприятия. Вторая описывает характерные черты развития промышленности в период с 2005 до 2009 года и возможные перспективы развития.

 

 

1 Сущность фирмы и ее типы

1.1 Понятие и природа фирмы

Предполагается, что слово "фирма" может в экономической теории использоваться совсем не так, как его употребляют "обычные люди". Поскольку в экономической теории заметна явная тенденция начинать анализ с отдельной фирмы, а не с отрасли, тем больше необходимость не только в ясном определении слова "фирма", но и в установлении отличия, если оно существует, от того, как употребляется это слово в "реальном мире".[7]

Вначале определим причины происхождения фирмы. Представим себе экономику, в которой каждый отдельный индивид самостоятельно, вне какой-либо формальной структуры занимается производством благ. В отличие от неоклассической концепции, перед нами мир с ненулевыми трансакционными издержками, минимизировать которые можно толь­ко при условии четкого распределения прав собственности каждого эко­номического субъекта. Следовательно, вступая в отношения с другими лицами в процессе осуществления обмена, нам, как экономическим агентам, просто нужно предусмотреть защиту всех наших интересов пу­тем заключения соответствующего контракта (договора).

Каждая обменная сделка заключается в такой модели экономики только после проведения переговоров о порядке передачи блага, его цене и так далее, то есть все хозяйственные субъекты, производя блага, договариваются в индивидуальном порядке о поставке сырья, оборудо­вания и продаже конечной продукции. Но при таких условиях большая часть времени будет потрачена именно на переговоры.[4]

Попробуем представить, сколько времени займет производство ав­томобиля при смоделированном нами устройстве хозяйственной жизни. Каждый отдельный производитель шин договаривается с отдельным контрагентом по производству стекол, электротехнического оборудова­ния, изготовления корпуса, двигателя и т. д. Величина трансакционных издержек при таком способе производства благ была бы огромной. Та­ким образом, рыночный механизм оказывается весьма дорогостоящим способом координации хозяйственной деятельности.

Следовательно, можно сделать вывод о том что, создавая фирмы, индивиды стремятся найти альтернативные способы координации сво­ей деятельности, сокращающие величину издержек. Деятельность рынка предполагает затраты и, формируя организации и предоставляя некоему авторитету ("предпринимателю") право направлять ресурсы, можно сократить некоторые рыночные затраты. Предприниматель, поскольку он может получать факторы производства по меньшей цене, чем предоставил бы вытесненный им рынок, должен выполнять свои функции с меньшими затратами. [7]

На основе рассмотренных проблем можно дать следующее оп­ределение фирмы: фирма - это структура деятельности, направлен­ная на поиск наиболее выгодного способа производства в услови­ях неопределенности. Или, фирма - система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя.

Таким образом, возникновение фирм обусловлено рыночными отношениями общества, поэтому, можно сделать следующие выводы:

во-первых, фирма представляет собой организационно-эконо­мическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг;

во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы — это общность людей, объединенных едиными мотивами действия;

в-третьих, фирма — совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представля­ется не как объединение людей, машин и технологий, а как меха­низм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок — трансакций.[2]

Именно фирмы дополняют рынок, если рассматривать фирму и рынок как альтер­нативные способы экономической организации. Следовательно, вы­бор при принятии предпринимателем административного решения со­стоит в том, чтобы определить, каким образом дешевле осуществлять трансакции (сделки), путем создания фирмы или посредством рыночно­го механизма.

Очевидно, что его выбор будет зависеть от величины трансакционных издержек в каждом из названных случаев, а также от того, насколько вероятным предприниматель считает возникновение подобных неприятных проблем в будущем. Результат выбора при этом должен определяться сопоставлением величин предельных трансакционных издержек для каждого из вариантов. Иначе говоря, сравниваются предельные трансакционные издержки рыночной организации производства благ и предельные трансакционные издержки функционирования фирмы.[8] На последнем следует остановиться подробнее.

Фирма не уничтожает трансакционные издержки вообще, иначе все
общественное производство было бы организовано как огромная фирма в масштабе национального хозяйства. Внутри фирмы существуют трансакционные издержки административного (бюрократического)  управления,   издержки измерения выполняемых работником функций, издержки на защиту от оппортунистического поведения работников фирмы после заключения с ними трудового соглашения и так далее. Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факто­ров производства. Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой, и соотношение между ними влияет на оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматри­вать всю экономику как одну гигантскую фирму.[9]

В этом аспекте можно выделить следующие существенные моменты:

1. По мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут воз­растать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением транс­акций на открытом рынке, или издержкам организации их другим предпринимателем.

2. Может случиться так, что в результате роста числа организу­емых трансакций предпринимателю не удастся разместить факторы производства так, чтобы они создавали наибольшую стоимость, иначе говоря, ему не удастся извлечь максимальную пользу из факторов производства. То есть должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации этой трансакции другим предпринимателем.

3. Цена реализации одного или более фактора производства может расти, так как «другие преимущества» мелкой фирмы выше, чем преимущества крупной фирмы.[7]

Значит, фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с затратами на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или затратами на организацию ее через другую фирму.[2]

Следовательно, абстрагируясь от других обстоятельств, можно заключить, что стремление фирм к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:

а) ниже издержки организации и медленнее рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;

б) менее склонен предприниматель делать ошибки и рост числа ошибок уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций;

в) больше снижение (или чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам.[19]

Объяснение необходимости существования фирмы как общест­венного института только в связи с тем, что снижаются издержки трансакций, недостаточно. Следует иметь в виду, что производство характеризуется свойствами «организованного процесса». Оно носит коллективный характер при все усложняющейся организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться.[4] На фирме осу­ществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, то есть их нельзя описать на основе представлений о трансакциях.

Внутри фирмы осуществляется сложная коллективная управлен­ческая деятельность. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограниче­ниям) со стороны участников производственного процесса, то есть осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы.

Здесь уместно дать еще одно определение фирмы — хозяйствен­ная единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности.[18]

В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) не употребляется понятие фирмы, принятое в международной практике и используемое по отношению к промышленной, посреднической, торговой и другой деятельности, приносящей прибыль. В нем указывается (Ст. 132):

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской дея­тельности.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением  вещных прав.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права, требования, долги, а также права на обо­значения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслужива­ния) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.[17]

Понятия «фирма» и «предприятие» не тождественны. Предпри­ятием уместно называть производственную организацию, осущест­вляющую с технологической точки зрения достаточно однородную деятельность (выпуск товаров, оказание услуг).[22] Фирма может зани­маться различными видами деятельности, совершенно не связан­ными между собой (производственная, торговая, финансовая), и производить весьма разнородную продукцию. Как правило, подавляющее большинст­во современных предприятий входит в состав тех или иных фирм. Если фирма имеет только одно предприятие, то понятия фирмы и предприятия совпадают.

В условиях рыночной экономики через фирмы граждане осу­ществляют предпринимательскую деятельность исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое полу­чение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированны­ми в этом качестве в установленном законом порядке.[3]

Фирма, не имея абсолютной гарантии в успехе при производстве одного вида товара (услуги), расширяет сферу своей деятельности, т.е. происходит диверсификация производства и деятельности.

В развитой рыночной экономике фирмы многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг — финансовых, посреднических, инфор­мационных, консультативных, научно-исследовательских.

 

 

Информация о работе Фирма как экономический субъект