Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:02, курсовая работа
Данная работа посвящена понятию фирмы (предприятию), как основному субъекту рыночной экономики.
Цель работы – рассмотреть понятие фирмы, ее место в рыночной экономике и показатели эффективности работы фирмы.
Введение 3
1 Сущность фирмы и ее типы 4
1.1 Понятие и природа фирмы 4
1.2 Виды фирм 10
1.3 Цели деятельности фирмы 17
1.4 Основные показатели эффективности работы фирмы 20
2 Промышленный потенциал России 23
2.1 Характерные черты развития промышленности 23
России в период с 2005 по 2009 год
2.2 Перспективы развития промышленности России 29
Заключение 31
Список использованных источников 35
1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;
2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.[19]
Однако представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.
Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).
Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.
Локальный поиск — реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический — связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.[18]
Целей у фирмы может быть много, поэтому необходимо их ранжировать, т.е. выделять главную цель и цели, которые определяются ею. Для достижения главной цели ставятся цели второго уровня, для их достижения - цели третьего уровня, могут быть промежуточные цели, подцели. В конечном счете получается дерево целей фирмы. При построении дерева целей руководствуются тремя принципами.
Построение по временным интервалам, когда главной является глобальная долгосрочная цель, определяющая другие долгосрочные цели, а они в свою очередь определяют среднесрочные цели, которые затем определяют краткосрочные цели.
Построение по функциональному признаку. В данном случае главной выступает цель всей фирмы, определяющая цели отдельных функциональных подразделений фирмы, которые определяют цели подразделений фирмы.
Построение по функционально-временному принципу, объединяющее оба изложенных выше принципа.[22]
Стратегия ростa фирмы заключается в определении основных направлений расширения деловой активности. Выделяют следующие основные направления.
Расширение активности фирмы «вглубь» — сегментация существующих рынков с целью охвата своей продукцией новых групп потребителей.
Расширение активности фирмы «вширь» — диверсификация производства, т. е. пополнение производственной программы новыми видами изделий, как связанными с основным профилем предприятия, так и не связанными с ним.
Расширение активности «через границы» — интернационализация производства через освоение новых зарубежных рынков.
Количественный рост — наращивание объема производства неизменной номенклатуры товаров для старого рынка.[21]
И те фирмы, которые ориентируются на рост, и те, которые ориентируются на прибыль, реагируют качественно одинаковым образом на изменение таких параметров, как цена факторов производства или изменения в уровне косвенных налогов (либо налога на прибыль).[19]
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной, правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.[3]
1.4 Основные показатели эффективности работы фирмы
Выбор показателей эффективности работы фирмы зависит от целей анализа. Таковыми могут быть.
1. Стратегические цели. Необходимо сравнить результаты деятельности данной фирмы с результатами деятельности ее конкурентов или связанных с нею фирм. Для этого выбираются обобщающие показатели и показатели каких-либо элементов деятельности.
2.Тактические цели. Руководство контролирует деятельность фирмы. Рассчитываются показатели эффективности функционирования отдельных подразделений или производства какой-либо определенной продукции.
3. Задачи планирования. Необходимо сопоставить выгодность использования различных ресурсов или различных сочетаний данных ресурсов за какой-либо период для определения возможных изменений в будущем.
4.Прочие цели руководства. Переговоры с профсоюзами о заключении коллективного договора, оценка влияния ожидаемых государственных ограничений и т.д.[20]
Деятельность фирмы (предпринимательская деятельность) может быть представлена в виде потока финансовых ресурсов кредиторов и инвесторов, превращающихся в физические факторы производства, которые трансформируются в готовую физическую продукцию, а товары и услуги — через готовые сделки — превращаются в выходящие потоки финансовых ресурсов, распределяемых среди кредиторов и инвесторов и затем вновь вводимых в производство.
На этапах инвестирования производства и реализации продукции участников предпринимательской деятельности интересуют различные аспекты использования факторов производства, и поэтому система показателей эффективности их использования достаточно сложна и многообразна.[21]
Обобщающие показатели эффективности деятельности фирмы в целом определяются сопоставлением объема всех средств фирмы и совокупного результата ее деятельности.
К этим показателям относятся:
1. Рентабельность всего капитала (активов) фирмы
PA=
где П — прибыль; А — капитал (активы) фирмы — совокупность всех средств.
Коэффициент рентабельности собственного капитала характеризует эффективность использования капитала и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля авансированного в капитал.;
2. Оборачиваемость всего капитала (активов) фирмы
RO=
где Q— объем реализованной продукции; А — капитал (активы) фирмы — совокупность всех средств.
Коэффициент общей оборачиваемости капитала - коэффициент, отражающий скорость оборачиваемости активов, показывает число оборотов за период;
3. Капиталоемкость - показывает отношение величины капитальных вложений к определяемому ими приросту объема выпускаемой продукции
КQ =
где K – общий объем капитальных вложений; DQ – прирост объема выпускаемой продукции;
4. Капиталоотдача - показатель эффективности использования капитала, обратный капиталоемкости.
К =
5. Фондоемкость - это сумма основных производственных фондов, приходящаяся на 1 руб. получаемой валовой продукции
f =
где F – средняя стоимость основных производственных фондов предприятия; Q – общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции);
6. Фондоотдача - показатель, обратный показателю фондоемкости
f отд =
где Q – общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции); F – средняя стоимость основных производственных фондов предприятия;
Наиболее обобщающим показателем в этой группе является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль фирмы на один рубль средств (всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении, независимо от источника привлечения этих средств). Этот показатель называют также нормой прибыли или показателем окупаемости средств. Уровень и динамика рассматриваемого показателя являются главным объектом внимания администрации предприятия.
Конкретно интересы каждого представлены другими, частными по отношению к рассматриваемому показателями. Так, для собственников предприятий важен необходимый уровень рентабельности собственного капитала как отношение чистой прибыли (после уплаты налогов и процентов) к величине собственного капитала.[20]
Для более полного анализа деятельности фирмы по использованию факторов производства требуются дальнейшая дифференциация показателей и установление взаимосвязей между обобщающими и частными показателями.
2 Промышленный потенциал России
2.1 Характерные черты развития промышленности России в период с 2005 по 2009 год
Экономический подъем в России продолжается уже почти 11 лет. Замедление темпов роста, имевшее место в конце 2004 и в начале 2005г., оказалось достаточно краткосрочным и мало повлияло на позитивные тенденции в национальной экономике. Как следствие, в 2005 году положение российских предприятий в целом продолжало улучшаться. Однако и в тот момент еще слишком рано было говорить о том, что последствия экономического кризиса 90-х годов преодолены полностью. Большинство отечественных предприятий продолжало сталкиваться с масштабными проблемами, создающими серьезные трудности как для повседневной экономической деятельности, так и долгосрочного развития.
Согласно данным опроса предприятий реального сектора, проведенного лабораторией анализа и прогнозирования микроэкономических процессов ИНП РАН, в середине 2005 года в целом по России к числу макроэкономических проблем, создающих наибольшие трудности, предприятия чаще всего относили: недостаточный платежеспособный спрос со стороны потребителей – 52,2% ответов; высокий уровень цен на энергоресурсы и транспорт – 47,9%; высокий уровень налогообложения – 43%. Достаточно часто упоминались нехватка рабочей силы (26,9% ответов); конкуренция со стороны других российских предприятий (29%) и зарубежных предприятий(21%); невозможность получить долгосрочный кредит под разумный процент(28,5%); бюрократизм и коррупция органов власти(24,7%).
Анализ реакции предприятий на стоящие перед ними проблемы показал, что отечественные производители продолжали активно использовать самые разнообразные способы адаптации. Среди наиболее часто встречающихся методов снижения издержек были экономия сырья, энергии и расходных материалов(60,2% ответов); сокращение непроизводственных затрат (54,4%); поиск экономически более выгодных поставщиков (50,5%).
Но особенно важны тенденции в сфере инвестиционного сотрудничества между банками и предприятиями. Суммарная доля сообщений о получении предприятиями банковских кредитов на финансирование краткосрочных и долгосрочных инвестиционных проектов в середине 2005 года достигла 29,3%.[10]
В 2006 году экономический подъем в России продолжался. Этому способствовал целый ряд факторов: благоприятная ценовая конъюнктура на основные товары российского экспорта; постепенное наведение порядка и рост уровня доверия в экономике; некоторое улучшение качества национальной экономической политики (снижение налоговых ставок, сохранение контроля за ценами естественных монополий, увеличение финансирования бюджетной сферы, попытки расширить бюджетное субсидирование процентных ставок по лизинговым операциям и т. д.); успешное встраивание большей части российских предприятий в новые экономические условия. Результатом действия этих факторов стали быстрый рост внутреннего спроса и значительное сокращение утечки капитала из страны.[11]
Что же касается качества экономического роста, то здесь ситуация не так однозначна. Эксперты были обеспокоены тем, что в нашей стране низок удельный вес товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости, и потому прирост производства в России слишком сильно зависел от сырьевого экспорта. При этом качество и конкурентоспособность отечественных несырьевых товаров росли слишком медленно.
Так же, несмотря на длительный период положительной динамики, многие серьезные экономические проблемы оставались нерешенными. Это прежде всего проблемы модернизации, капитальных вложений, качества трудовых ресурсов и т.д. Более того, некоторые из указанных проблем имели тенденцию к обострению, что, по мнению некоторых экспертов, грозило России кризисами в среднесрочной и долгосрочной перспективе.[12]
Подобная двойственность ситуации - быстрый прогресс в решении одних проблем и отсутствие положительных сдвигов в других случаях - четко просматривается и в результатах микроэкономических исследований, проводимых в ИНП РАН. Это показал и опрос, проведенный в августе-сентябре 2006 г., в котором приняли участие 165 предприятий из 55 регионов страны.[11]
В 2007 году в российской экономике продолжали преобладать позитивные тенденции. Объем промышленного производства увеличивался заметно быстрее, чем годом ранее (107,7% по сравнению с 104,4%). Доходы населения росли опережающими темпами, а уровень безработицы продолжал снижаться. Улучшилась большая часть макроэкономических показателей. Особенно значительным – свыше 22% в годовом исчислении – был прирост инвестиций в основной капитал.[13] Тем не менее многие фундаментальные проблемы, осложняющие экономическое развитие России, не были устранены, причем не было особых сомнений в том, что без целенаправленных усилий государства перечисленные проблемы либо будут решаться слишком долго, либо не будут решаться вовсе.[1] Но, несмотря даже на заметное улучшение многих макроэкономических показателей в 2007 году, в экспертной среде все чаще появлялись прогнозы, предрекающие резкое сокращение в течение нескольких лет российского внешнеторгового профицита, грядущую потерю отечественными производителями ряда рынков, исчезновение некоторых подотраслей промышленности и другие неблагоприятные события.[14]