Фирма как экономический субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена понятию фирмы (предприятию), как основному субъекту рыночной экономики.
Цель работы – рассмотреть понятие фирмы, ее место в рыночной экономике и показатели эффективности работы фирмы.

Содержание работы

Введение 3

1 Сущность фирмы и ее типы 4

1.1 Понятие и природа фирмы 4

1.2 Виды фирм 10

1.3 Цели деятельности фирмы 17

1.4 Основные показатели эффективности работы фирмы 20

2 Промышленный потенциал России 23

2.1 Характерные черты развития промышленности 23

России в период с 2005 по 2009 год

2.2 Перспективы развития промышленности России 29

Заключение 31

Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Копия КУРСОВАЯ.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Виды фирм

Фирмы различаются между собой по многим характеристика, по которым и ведется их классификация. Основными признаками классификации фирм по группам являются:

            отраслевая и предметная специализация;

            структура производства;

            мощность производственного потенциала (размер фирмы);

            форма ведения бизнеса.[20]

Одними из главных до сих пор считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании предприятия четко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) оно предназначено. В зависимости от этого фирмы разделяются на:

            промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви; по изготовления машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и другие;

            сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;

            предприятия строительной индустрии, транспорта.

Принадлежность предприятия к той или иной отрасли производства должна конкретизироваться по видам внутриотраслевой специализации. Крупные предприятия народного хозяйства делятся на более мелкие, специализированные. В силу различных причин специализация предприятия не обязательно совпадает с административной структурой и основной специализацией отрасли. Поэтому в народном хозяйстве используются два вида определения отраслей принадлежности предприятия – по административно-организационному  и продуктовому признакам. При использовании административно-организационного признака учитываются основной заявленный вид деятельности, а также принадлежность предприятия к тому или иному ведомству или фирме (холдингу, концерну).

В соответствии с продуктовым признаком, то есть с отраслевой принадлежностью выпускаемой продукции, определяется структура и объем производства по каждой чистой отрасли.[21]

На практике все реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализованные, многопрофильные и комбинированные. Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие организации чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. Комбинированные предприятия в классическом виде чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид.

Группировка предприятий по мощности производственного потенциала (по размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на малые, средние и крупные. При соотнесении предприятия к одной из указанных групп используются следующие показатели:

                  численность персонала;

                  стоимостной объем выпуска продукции;

                  стоимость средств производства.[20]

Согласно Гражданского кодекса РФ в России могут создаваться организации с правом юридического лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие орга­низации). Это могут быть хозяйственные товарищества и общест­ва, производственные кооперативы, государственные и муници­пальные унитарные предприятия. Допускается объединение ком­мерческих организаций в ассоциации и союзы.[17]

По формам ведения бизнеса фирмы подразделяются на индивидуальные владения, товарищества и акционерные общества.

Индивидуальное владение, как это уже видно из названия, пред­ставляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Эта наиболее простая и поэтому самая распространенная форма хозяй­ственной организации в действующем российском законодательстве именуется — хозяйственным обществом с единственным участни­ком. Создатель такой фирмы — ее единоличный хозяин, который ни с кем не обязан делиться своей чистой прибылью (чистая прибыль — это часть прибыли, которая остается в распоряжении хозяйствен­ной организации после уплаты налогов и других обязательных пла­тежей). В то же время существуют определенные ограничения возможностей привлечения денежных средств для развития такой фир­мы. Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолич­но распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. Эта форма организации бизне­са в странах развитой рыночной экономики лидирует с огромным отры­вом.

Для индивидуального владения характерна концентрация всего пуч­ка прав собственности в руках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными форма­ми, поскольку команды в такой фирме исходят от одного лица, что свя­зывает воедино принятие решения, оценку этого решения механизмом рынка и экономический результат.[21] Таким образом, можно сделать вы­вод о том, что уровень трансакционных издержек внутри фирмы - индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса.[9]

Рассмотренный аспект является одним из существенных преиму­ществ индивидуального владения. Кроме него, преимуществами этой формы организации бизнеса являются:

            простота регистрации при создании;

            налоговые льготы (во многих развитых странах);

            лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений;

            сильные стимулы к извлечению экономической прибыли.

Однако, помимо существенных плюсов, индивидуальное владение не лишено ряда недостатков, к основным из которых можно отнести:

            отсутствие дополнительных источников финансирования хозяй­ственной деятельности (или затрудненный доступ к ним);

            концентрация риска на ограниченной сфере деятельности (нет ре­сурсов для диверсификации).

            сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и распределения рабочего вре­мени);

            высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имущества);

            меньшая стабильность фирмы.

Малые предприятия в развитых странах занимают прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, автосервис, сфера услуг. При этом осуществляется активная диверсификационная политика малого бизнеса в новые области производства – машиностроение, энергетику, энерготехническую, химическую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки коммуникации, телекоммуникации, информационные технологии, а также другие наукоемкие, высокотехнологичные сферы производства.[22]

Товарищество (партнерство) — форма собственности, при ко­торой фирма находится во владении двух и более физических лиц, не объединенных в одно юридическое лицо.

Владельцы осуществляют со­вместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждо­го из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величи­на которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В за­висимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ог­раниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязатель­ствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы. Партнерства являются менее распростра­ненной формой организации бизнеса, однако величина их среднего дохода на одну фирму почти в четыре раза превышает аналогичный показатель для индивидуальных владений.[21]

К числу преимуществ партнерства как формы организации бизнеса следует отнести следующие:

            относительная простота регистрации при создании;

            большие возможности привлечения финансовых ресурсов по срав­нению с индивидуальным владением;

            специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой;

            регулирование со стороны государства не особенно же­сткое.

Однако, партнерствам присущи и определенные недостатки:

            неограниченная имущественная ответственность по обязатель­ствам фирмы (в случае полного партнерства);

            возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности;

            проблема «припципал-агент» (когда функции управления переда­ются собственниками наемному руководителю);

            ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности;

            выход из дела одного из партнеров требует пере­оформления     документов фирмы;

            для крупных проектов деньги собрать крайне трудно.[20]

Акционерное общество (корпорация, компания) — форма собст­венности, при которой фирма находится во владении множества людей, однако она регистрируется местными или центральными ор­ганами власти как единое и самостоятельное юридическое лицо.

Экономическая природа корпорации и ее организационная структу­ра сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука - теория организаций.

В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан.  Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала - акций. Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера. Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев), концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция). В крупных корпорациях такой пакет, ввиду огромного количества акционеров, может составлять гораздо меньшие значений (3-5%). Собрание акционеров обладает правом назначения управляющих корпораций, осуществляющих текущее руководство деятельность компании.[21]

Не вдаваясь в более детальное рассмотрение структуры корпора­ции, отметим, что, в отличие от индивидуального владения и партнерства, она сталкивается с нарастающей величиной трансакционных издержек внутри фирмы. К числу преимуществ корпорации как формы организации бизнеса относятся:

            возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций);

            ограниченная ответствен пo обязательствам фирмы, т. е. только в пределах внесенного пая;

            диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность;

            возможности   лоббирования своих интересов   через   механизмы государственной власти.

            максимальная стабиль­ность фирмы при смене ее владельцев

            возможность найма про­фессиональных менеджеров.

Недостатками корпорации являются:

сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами;

            можно потерять кон­троль над фирмой, если кто-то скупит большое ко­личество акций;

            работа с акционерами требует больших усилий (надо вести реестр акцио­неров, организовывать выплату дивидендов и т.д.);

            проблема «принципал-агент»;

            владельцы фирмы под­лежат двойному обложе­нию налогом (на прибыль фирмы и на личные дохо­ды, сформированные из прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль)

            налогообложение прибыли.[20]

Специфика различных организационных форм бизнеса предполага­ет различия в их структуре и размерах.

 

 

1.3 Цели деятельности фирмы

Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацелен­ность фирмы на максимизацию прибыли. Поведение фирмы, не ориентированное на получение максимальной прибыли, не могло бы обеспечить выживания этой фирме в ситуации, когда фирмы выбирают самые различные правила, согласно которым принимаются решения. Те фирмы, которые случайно или в силу каких-то причин выберут правила, требующие максимизации прибыли, будут контролировать все большую долю ресурсов и укреплять свои позиции по сравнению с другими фирмами. Тем же, кто не будет следовать этому принципу, придется к нему приспособиться, в противном случае они окажутся перед угрозой вытеснения с рынка.[19]

Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности:

Информация о работе Фирма как экономический субъект