Фирма как субъект рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта рынка и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие фирмы, указать основные признаки фирмы;
- охарактеризовать основные концепции фирмы;
- классифицировать фирмы по различным критериям;
- построить схему анализа любой фирмы;
- проанализировать поведение фирмы на товарном рынке как взаимодействие с конкурентами и контрагентами - обеспечение производства товаров и распределения ограниченных ресурсов;
- рассмотреть альтернативные концепции выбора цели фирмы;
- рассмотреть, каким образом действуют фирмы в современной экономике, их методы и способы принятия решений, последствия таких решений для экономики в целом и для отдельных рынков;
- исследовать фирмы с точки зрения частичного равновесия в экономике, каким образом деятельность фирмы подвержена влиянию и как влияет на структуру отдельных рынков;
- проанализировать место фирмы в экономической системе, а также поведение фирмы на разных рынках (взаимодействие фирмы с разными экономическими агентами) как выражение функций, выполняемых фирмой в обществе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Что такое фирма: роль и место фирмы в экономической системе………………………………………………………………………..
5
1.1. Признаки фирмы……………………………………………….. 5
1.2. Основные концепции фирмы……………………………………. 6
1.3. Классификация внутренних структур фирмы…………………
14
ГЛАВА 2. Альтернативные концепции выбора цели фирмы………… 25
2.1. Цели акционеров………………………………………………….. 26
2.2. Цели индивидуального собственника……………………………. 28
2.3. Цели управляющих………………………………………………. 30
2.4. Цели кредиторов и дебиторов…………………………………….. 36
2.5. Цели работников………………………………………………….. 38
2.6. Бихевиористская концепция………………………………………
39
Заключение………………………………………………………………….. 42
Список использованной литературы…………………………………… 45
Приложение ………………………………………………………………… 46

Файлы: 1 файл

Фирма как субъект рынка чистовик.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, это производство уникального товара. Например, редкие детали для турбин, редкие штампы для автомобилей, специальный транспорт для химических продуктов. Большая величина ТАИ определяется здесь тем, что возможности выбора делового партнера ограничены, а издержки оппортунистического поведения (то есть поведения, направленного на невыполнение или несоответствующее выполнение уже заключенного контракта) особенно велики.

Во-вторых, это динамический рынок с неопределенным спросом и непредсказуемым движением цен. В данном случае оппортунистическому поведению в большей степени подвержена данная фирма, поскольку в связи с необычной быстротой изменения условий окружающей экономической среды именно фирма может оказаться в невыгодном положении, связанная контрактом, который она будет стремиться либо не выполнить, либо выполнить с более выгодными для себя условиями. Примером такой ситуации может служить рынок компьютеров и программного обеспечения на заре своего возникновения: здесь фирмы, производящие компьютеры, стремились одновременно выпускать и соответствующее программное обеспечение, так как еще неясные перспективы спроса и движения цен могли выразиться в стремлении самостоятельных производителей комплектующих и дополняющих товаров диктовать свои условия в ходе самого процесса производства, изменяя непредсказуемым образом уровень продажных цен, объемы поставок и качество изделий.

В-третьих, это рынки с асимметричной информацией, то есть такие рынки, где один из агентов сделки обладает большей информацией (асимметрично большей) по сравнению с другими. Этот агент в большей степени подвержен искушению оппортунистического поведения при появлении лучшей альтернативы, о которой только он имеет представление (информацию). Например, можно рассмотреть рынок консалтинговых услуг: фирма нанимает специалиста для поиска возможностей снижения издержек производства какого-либо товара; в конце срока контракта специалист может сделать вывод о том, что таких возможностей нет. Здесь трудно установить, действительно ли все возможности фирмы уже использованы или консультант оказался недобросовестным. Поэтому для фирмы эффективнее "выращивать" собственного специалиста подобного ранга.

Таким образом, величина трансакционных издержек путем роста неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою очередь, определяет существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и наличия оппортунистического поведения во многих случаях снимается развитием внутренних контрактов, для которых ТАИ, как правило, невелики, поскольку внутри фирмы решения принимаются волевым порядком, а отступления в ходе их выполнения наказываются наиболее жесткими способами.

При росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (характерный  пример - конвейер с обособленными  операциями), так что совокупный результат деятельности фирмы оказывается  делом не одного или нескольких работников, как в эпоху мелких доиндустриальных экономик, а многих подразделений и множества работников. В результате теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства. И сразу же возникает проблема "безбилетника": сокращение интенсивности труда одного из работников никак не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а, следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция в виде мастеров или специальных людей. Появляются (и растут) издержки контроля (ИК) за степенью интенсивности труда (деятельности) каждого производственного звена.

Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти  издержки контроля. Их величина после  определенного предела становится запретительной для дальнейшего  расширения размера фирмы. Тогда  функцию производства берет на себя рынок. Внутренние контракты (с издержками контроля) заменяются внешними (с трансакционными издержками ).

Таким образом, выясняется, что фирма как обособленный субъект  экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу фирмы, ее максимальный размер (рис. 1).

Рис. 1.  Издержки фирмы

Другой проблемой является то, что интеграция экономических  агентов в фирму сама по себе еще не обеспечивает улучшения информационных потоков внутри фирмы и не повышает стремление индивидов к кооперации. Каждая фирма имеет набор активов, необходимых для ведения бизнеса. "Кто должен владеть этими активами?" - основной вопрос изучения эффективности фирмы с точки зрения прав собственности. Реальное владение обязывает собственника располагать достаточной информацией о наилучших способах использования актива. Право собственности обеспечивает власть отстранить кого-либо от использования данного актива, регулировать доступ к активу и контролировать тех, кто использует актив в работе. Каждый участник фирмы инвестирует свое время и усилия в достижение общего результата, однако "величина" инвестиций каждого будет зависеть от его собственного ожидаемого дохода от таких инвестиций. Собственность на оборудование и отношения между работодателем и работником дают владельцу фирмы полномочия выбирать способ использования работников и оборудования в определенных пределах. Степень внутрифирменной интеграции определяется степенью распределения полномочий среди участников контракта. В отсутствие полных контрактов, при возникновении непредусмотренных обстоятельств, Право собственности отражает "второе наилучшее" решение по защите инвестиций и может быть отождествлено с некоторой функцией, выполняемой внутри фирмы, через делегирование полномочий управления.

Контрактный подход к  фирме позволяет выделить две  принципиальные организационные формы  фирмы: U-форму и М-форму.

U-форма (от английского unitary ) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. Это простая линейная фирма, для которой характерно последовательное подчинение стадий выпуска одному регулирующему центру. Функции контроля расположены "по линейке", что дает экономию издержек контроля: в каждый момент одно подразделение контролирует и контролируется только одним подразделением.

Однако поскольку с  потребителем имеет дело только последнее  подразделение (как правило, отдел  сбыта), а остальные отделы непосредственно  не касаются рынка, такая форма может существовать только для однородного небольшого производства. При росте числа товарных наименований или объема выпуска отсутствие связи с рынком затрудняет реакцию производства на изменение потребностей, что делает данную форму менее гибкой и, следовательно, менее конкурентоспособной в долгосрочной перспективе. Поэтому данная форма характерна только для малых и средних фирм, что в свою очередь порождает высокие трансакционные издержки "общения" данных фирм на рынке. Таким образом, U-форма определяет сравнительно небольшие издержки контроля за счет высоких ТАИ.

М-форма (от английского multiproduct ) представляет собой параллельное подчинение всех стадий выпуска каждого продукта одному продуктовому центру. Здесь с потреблением и рынком для всех продуктов имеет дело центральное руководство, а не отдельные продуктовые или производственные подразделения, что дает возможность оперативно реагировать на изменение рыночных параметров спроса для любого выпускаемого продукта. Это способствует гибкости производства, что ведет к организации многопродуктового процесса в крупных масштабах.

Трансакционные  издержки понижаются, поскольку многие промежуточные товары могут производиться на самой фирме. Однако усложнение системы управления продуктовыми подразделениями ведет к увеличению издержек контроля. Поэтому для данной формы характерны относительно небольшие трансакционные издержки и высокие издержки контроля.

Две рассмотренные формы, U- и М-формы, являются базисными видами, на основе которых развились и другие формы внутренней структуры фирмы.

3. Стратегическая  концепция фирмы

До сих пор фирма  рассматривалась в качестве объекта  действия внешней среды, как пассивная  структура экономики. За фирмой признавалась только возможность реагирования на те или иные действия окружающей экономической среды, в виде технологии или контрактных отношений, господствующих в отрасли. Однако фирма не только подчиняется доминирующим экономическим отношениям, но и сама формирует их. Точка зрения на фирму как на активного субъекта рыночных структур носит название стратегический подход.

Фирма в качестве активного  агента экономических взаимоотношений  не только и не столько подчиняется  сложившейся структуре окружающей внешней среды, сколько активно  своими собственными действиями формирует ее. Цель жизнедеятельности фирмы реализуется в ее стратегии. Стратегия, в данном случае, понимается в широком смысле, то есть как сознательное, целенаправленное поведение фирмы в краткосрочном или долгосрочном периодах.

Выбирая линию стратегического поведения, фирма принимает во внимание поведение других экономических агентов, в первую очередь поведение своих конкурентов, а также действия спроса и правительства. Фирма может активно воздействовать на спрос, формируя требуемые ей параметры потребительских предпочтений, включая качественные, временные и ценовые. Фирма может оказывать воздействие на правительство (промышленное лобби) для проведения желаемых для нее мероприятий (например, желаемого налогообложения, таможенных пошлин и квот, выделения субсидий, принятия антимонопольных законов и исключений из них и тому подобных действий). Фирма оказывается активным участником формирования отраслевой, микроэкономической, а зачастую и макроэкономической политики государства3.

В данном случае параметры  поведения фирмы - цена, качество и количество выпускаемого товара, закупки ресурсов, найм персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками и заказчиками - выступают как факторы стратегического поведения фирмы, через которые фирма реализует свои цели. Изменения этих параметров происходят не столько под воздействием экономической среды (например, других фирм, потребителей, государства), сколько представляет собой результат деятельности фирмы, ее выбора с определенной целью, как правило, для обеспечения доминирующего положения на рынке. При этом возможны и часты расхождения между тем, чего требует объективная ситуация рынка, и тем, что хочет реализовать данная фирма.

 

    1. Классификация внутренних структур фирмы

Все три подхода к  анализу фирмы позволяют выделить несколько критериев классификации фирм. Рассмотрим подробнее каждую классификацию.

1. Виды фирм  по размеру

Размер фирмы может  оцениваться по одному и/или нескольким критериям: численность занятых, объем  используемого капитала, величина активов, объем продаж.

Как правило, в качестве основного критерия применяется  численность занятых: этот критерий является относительно стабильным во времени и достаточно универсальным  по отраслям экономики и для межстранового  сравнения. Если объем используемого  капитала, величина активов или объем продаж изменяются в зависимости от вида деятельности или единицы измерения, то численность занятых не подвержена таким колебаниям; люди остаются людьми вне зависимости от сферы приложения труда или страны исследования. Хотя и здесь встречается своя сложность: современная технология позволяет выпускать достаточно существенные объемы и использовать значительные производственные фонды при малой численности персонала, тогда средняя или даже крупная по остальным критериям фирмы окажется мелкой по данному критерию. Поэтому иногда применяют несколько критериев одновременно.

Итак, в соответствии с численностью занятых выделяют три категории фирм: мелкие (малые) с численностью занятых до 50 человек, средние, численность занятых на которых составляет от 50 до 250 человек, и крупные, где численность занятых превышает 250 человек (таблица 1).

Таблица 1.

Вид фирмы

Занятость,чел.

Капитал, млн. руб.

Товарооборот, млн. руб.

Малое предприятие

< 50

< 3.9

< 8

Среднее предприятие

51-250

3,9-15

8-32

Крупное предприятие

> 250

> 15

> 32


Преобладание мелких, средних или крупных фирм в  той или иной отрасли обусловлено  в первую очередь эффектом масштаба. При наличии в отрасли положительного эффекта масштаба будет характерным существование одной-двух крупных фирм, при других типах отдачи от масштаба - не только крупные, но и средние и мелкие фирмы могут оказаться эффективными, найти свою нишу на рынке.

Крупные фирмы, как правило, сталкиваются с небольшими трансакционными  издержками в силу относительной легкости установления и поддержания контактов между крупными рыночными игроками, а также потому, что многие промежуточные товары уже производятся в данной фирме. Однако таким фирмам присущи большие издержки контроля - чем больше производственных звеньев объединено в рамках одной производственной структуры, тем дальше результат труда от его процесса, тем больше склонность к "бесплатному проезду" отдельных работников и звеньев, тем больше должны быть усилия по нейтрализации этого негативного явления.

Мелкие фирмы характеризуются относительно невысокими издержками контроля в силу того, что весь производственный процесс совершается практически одними и теми же людьми без разветвленной сети посредников. Но мелкие фирмы вынуждены нести высокие ТАИ, поскольку внешних посредников у них значительно больше, чем у крупных фирм.

Приняв реальные издержки производства на фирме за базу сравнения, мы можем оценить величины ТАИ  и ИК (их денежный эквивалент) как  процент от реальных издержек: для  крупных фирм ТАИ могут составлять 5-10%, ИК - 30-40%; для средних фирм ТАИ - 50-60%, ИК - 20-30%; для мелких фирм ТАИ - 70-80%, ИК - 10-20%4.

2. Виды фирм  по формам собственности

Информация о работе Фирма как субъект рынка