Фирма как субъект рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта рынка и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие фирмы, указать основные признаки фирмы;
- охарактеризовать основные концепции фирмы;
- классифицировать фирмы по различным критериям;
- построить схему анализа любой фирмы;
- проанализировать поведение фирмы на товарном рынке как взаимодействие с конкурентами и контрагентами - обеспечение производства товаров и распределения ограниченных ресурсов;
- рассмотреть альтернативные концепции выбора цели фирмы;
- рассмотреть, каким образом действуют фирмы в современной экономике, их методы и способы принятия решений, последствия таких решений для экономики в целом и для отдельных рынков;
- исследовать фирмы с точки зрения частичного равновесия в экономике, каким образом деятельность фирмы подвержена влиянию и как влияет на структуру отдельных рынков;
- проанализировать место фирмы в экономической системе, а также поведение фирмы на разных рынках (взаимодействие фирмы с разными экономическими агентами) как выражение функций, выполняемых фирмой в обществе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Что такое фирма: роль и место фирмы в экономической системе………………………………………………………………………..
5
1.1. Признаки фирмы……………………………………………….. 5
1.2. Основные концепции фирмы……………………………………. 6
1.3. Классификация внутренних структур фирмы…………………
14
ГЛАВА 2. Альтернативные концепции выбора цели фирмы………… 25
2.1. Цели акционеров………………………………………………….. 26
2.2. Цели индивидуального собственника……………………………. 28
2.3. Цели управляющих………………………………………………. 30
2.4. Цели кредиторов и дебиторов…………………………………….. 36
2.5. Цели работников………………………………………………….. 38
2.6. Бихевиористская концепция………………………………………
39
Заключение………………………………………………………………….. 42
Список использованной литературы…………………………………… 45
Приложение ………………………………………………………………… 46

Файлы: 1 файл

Фирма как субъект рынка чистовик.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. Что такое фирма: роль и  место фирмы в экономической  системе………………………………………………………………………..

 

5

    1. Признаки фирмы………………………………………………..

5

    1. Основные концепции фирмы…………………………………….

6

    1. Классификация внутренних структур фирмы…………………

14

ГЛАВА 2. Альтернативные концепции выбора цели фирмы…………

25

2.1. Цели акционеров…………………………………………………..

26

2.2. Цели индивидуального собственника…………………………….

28

2.3. Цели управляющих……………………………………………….

30

2.4. Цели кредиторов и дебиторов……………………………………..

36

2.5. Цели работников…………………………………………………..

38

2.6. Бихевиористская концепция………………………………………

39

Заключение…………………………………………………………………..

42

Список использованной литературы……………………………………

45

Приложение …………………………………………………………………

46


 

Введение

На протяжении последних  десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Данная работа посвящена понятию фирмы, как основному субъекту рыночной экономики. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что тема данного исследования напрямую связана с текущей экономической ситуацией в нашей стране: т.к. фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Объектом исследования выступает фирма как один из основных субъектов рынка.

Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта рынка и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть понятие фирмы, указать основные признаки фирмы;

- охарактеризовать основные  концепции фирмы;

- классифицировать фирмы  по различным критериям;

- построить схему анализа  любой фирмы;

- проанализировать поведение  фирмы на товарном рынке как  взаимодействие с конкурентами и контрагентами - обеспечение производства товаров и распределения ограниченных ресурсов;

- рассмотреть альтернативные  концепции выбора цели фирмы;

- рассмотреть, каким образом действуют фирмы в современной экономике, их методы и способы принятия решений, последствия таких решений для экономики в целом и для отдельных рынков;

- исследовать фирмы с точки зрения частичного равновесия в экономике, каким образом деятельность фирмы подвержена влиянию и как влияет на структуру отдельных рынков;

- проанализировать место фирмы в экономической системе, а также поведение фирмы на разных рынках (взаимодействие фирмы с разными экономическими агентами) как выражение функций, выполняемых фирмой в обществе.

Структурно работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Что такое фирма: роль и место фирмы в экономической системе

    1. Признаки фирмы

Фирма как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. Отличия фирмы от других хозяйствующих субъектов сформулированы в ее признаках.

    1. Фирма представляет собой первичную единицу бизнеса. Фирма — это такой агент, который выполняет функцию производства в промышленном масштабе. Фирма является самостоятельным экономическим агентом. Самостоятельность фирмы понимается как: юридическая независимость (фирма представляет собой юридическое лицо со своим расчетным счетом в банке, зарегистрированное в органах государственного управления); организационная обособленность (фирма как целостная единица никому более не подчинена); производственная и финансовая свобода (фирма сама решает, что производить, где производить, как производить и каким образом распределять полученный результат). Самостоятельность фирмы выражается в особом наименовании фирмы — ее торговой марке.
  1. Фирма выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг. При этом под товарами и услугами понимаются исключительно экономические блага, то есть такие объекты, которых недостаточно для обеспечения потребности всех желающих при нулевой цене. Именно недостаточность благ для полного обеспечения потребности общества составляет основу обмена, рыночного взаимодействия, поддержка которого в его воспроизводственной части и осуществляется фирмой. Другими словами, фирма — это инструмент альтернативного распределения ресурсов в экономике между конкурирующими возможностями их использования.
  2. Существование и рост фирмы обеспечивается за счет прибыли, т.е. разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками. Согласно данному критерию, некоммерческие организации - учреждения, доходы которых изначально предполагаются в размерах, только покрывающих их издержки, - не рассматриваются в качестве фирм, так как для них характерны несколько иные стереотипы поведения в экономике. Предполагается, что прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы, либо как главная цель, либо как один из значимых критериев ее поведения.

 

    1. Основные концепции фирмы.

Фирма представляет собой  определенную экономическую целостность. В то же время фирма - это сложное образование. Многообразие сторон фирмы предопределяет многообразие подходов к анализу фирмы и, следовательно, разнообразие ее возможных целей. Поэтому фирма может рассматриваться с разных точек зрения. Каждый аспект, подход к фирме выделяет какую-либо одну ее сторону, так что в целом более глубоким становится понятие такого многопланового явления, каким является фирма1.

Рассмотрим три основные концепции определения фирмы: технологическую, контрактную, стратегическую.

1. Технологическая  концепция фирмы. Этот подход традиционно рассматривается в качестве основного для микроэкономического анализа, а также лежит в основе множества современных исследований поведения фирмы.

Согласно этому подходу  фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки фирмы в сопоставлении с величиной отраслевого спроса определяют минимально эффективный размер фирмы. Чем больше минимально эффективный размер фирмы по сравнению с емкостью рынка, тем меньшее число фирм является эффективным с технологической точки зрения для данной отрасли.

Динамика издержек (формы  кривых издержек) определяют технологическую  границу фирмы, горизонтальную и  вертикальную границы роста фирмы. Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы. Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства - заводов) - с другой.

Горизонтальный  размер фирмы определяется положительным эффектом масштаба -степенью субаддитивности издержек. Издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм.

Понятие субаддитивности издержек, необходимое при определении масштабов роста фирмы, позволяет ответить, с точки зрения технологии, на вопрос, почему экономика в целом и даже отдельная отрасль не может представлять собой одну-единственную фирму. Горизонтальный рост фирмы приостанавливается в результате сокращения степени субаддитивности издержек. Рост издержек на единицу выпуска при увеличении масштабов производства является технологической границей фирмы. Преодоление растущих средних издержек в рамках одной и той же фирмы возможно с помощью выделения внутри фирмы нескольких относительно независимых подразделений, которые действовали бы как квазифирмы, то есть путем изменения внутренней организации фирмы. Уменьшение степени субаддитивности издержек ведет к приостановлению вертикального роста фирмы. В таком случае вертикальный рост фирмы может достигаться за счет развития особого рода вертикальных отношений франчайзингового типа, когда вертикальные подразделения, так же как и ранее горизонтальные, становятся относительно самостоятельными, связанными с головной фирмой контрактными отношениями. Таким образом, технологический подход к анализу фирмы позволяет выявить производственные ограничения распространения фирмы вширь и вглубь, установить естественные границы ее размеров, определить технические условия эффективности ее функционирования2.

 

 

2. Контрактная концепция  фирмы

Фирма представляет собой  совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками, ее составляющими. Эти отношения часто  закрепляются формальными договорами - контрактами (например, трудовой договор между работодателем и работником при поступлении на работу, контракт на поставку оборудования, подрядный договор на выполнение определенного вида услуг и т.д.). Кроме того, даже если отношения не представлены в виде формального договора, существуют свои правила взаимодействия между работниками фирмы, работниками и управляющими, между поставщиками и потребителями продукции. Эти правила взаимодействия могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов, так как они достаточно стабильны на протяжении длительных периодов времени, а их нарушение вызывает формальные или неформальные санкции для прочих участников (например, моральное осуждение работника, нарушившего "неписаные" правила поведения на фирме, а иногда и увольнение). Не менее жесткие для нарушителя, неформальные санкции однозначным образом регулируют поведение всех участников экономического процесса. Отсюда возникает и возможность контрактного подхода к фирме.

Фирма, представляя собой совокупность контрактных отношений внутреннего  и внешнего уровней, сталкивается с двумя типами издержек взаимоотношения. Это трансакционные издержки (от слова "трансакция" - сделка, операция, контракт) и издержки контроля.

Трансакционные  издержки (ТАИ) включают в себя издержки на совершение деловых операций, в том числе денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта.

Рынок и фирма с этой точки  зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как внешний контракт на производство какой-либо продукции, а фирма - как внутренний контракт: фирма может купить продукт или услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним контрагентом, или может произвести товар сама, используя внутренние взаимоотношения с работниками. Выбор внешнего или внутреннего производства зависит от относительных издержек использования альтернативных экономических благ - рыночных ресурсов или собственных ресурсов фирмы, так что чем выше трансакционные издержки (издержки использования рыночных ресурсов данной фирмой), тем больше вероятность того, что товар будет производиться фирмой, а не рынком.

ТАИ приобретают существенные масштабы (а, следовательно, внутреннее производство при прочих равных условиях будет относительно эффективнее) в трех главных случаях.

Информация о работе Фирма как субъект рынка