Фирма как субъект рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта рынка и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие фирмы, указать основные признаки фирмы;
- охарактеризовать основные концепции фирмы;
- классифицировать фирмы по различным критериям;
- построить схему анализа любой фирмы;
- проанализировать поведение фирмы на товарном рынке как взаимодействие с конкурентами и контрагентами - обеспечение производства товаров и распределения ограниченных ресурсов;
- рассмотреть альтернативные концепции выбора цели фирмы;
- рассмотреть, каким образом действуют фирмы в современной экономике, их методы и способы принятия решений, последствия таких решений для экономики в целом и для отдельных рынков;
- исследовать фирмы с точки зрения частичного равновесия в экономике, каким образом деятельность фирмы подвержена влиянию и как влияет на структуру отдельных рынков;
- проанализировать место фирмы в экономической системе, а также поведение фирмы на разных рынках (взаимодействие фирмы с разными экономическими агентами) как выражение функций, выполняемых фирмой в обществе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Что такое фирма: роль и место фирмы в экономической системе………………………………………………………………………..
5
1.1. Признаки фирмы……………………………………………….. 5
1.2. Основные концепции фирмы……………………………………. 6
1.3. Классификация внутренних структур фирмы…………………
14
ГЛАВА 2. Альтернативные концепции выбора цели фирмы………… 25
2.1. Цели акционеров………………………………………………….. 26
2.2. Цели индивидуального собственника……………………………. 28
2.3. Цели управляющих………………………………………………. 30
2.4. Цели кредиторов и дебиторов…………………………………….. 36
2.5. Цели работников………………………………………………….. 38
2.6. Бихевиористская концепция………………………………………
39
Заключение………………………………………………………………….. 42
Список использованной литературы…………………………………… 45
Приложение ………………………………………………………………… 46

Файлы: 1 файл

Фирма как субъект рынка чистовик.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от того, кто - государство или частный  агент - является собственником фирмы, выделяют государственные, частные  и смешанные фирмы. Единоличным  владельцем государственной или  частной фирмы является государство (в лице федеральных или местных органов власти) или частные (юридические и физические) лица соответственно. Смешанные фирмы принадлежат одновременно и государству и частному агенту, поскольку предусматривается долевое участие субъекта каждого вида собственности. Соотношение государственной, частной и смешанной форм собственности в экономической системе определяется в основном политическими факторами (политическим устройством государства). Следует отметить, что в современных экономиках доминирующую роль приобретает смешанная форма собственности. Это, видимо, связано с ее большей эффективностью, а также возможностью преодолевать недостатки как государственной, так и частной формы собственности (хотя чистые формы продолжают существовать там, где это целесообразно)5.

3. Виды фирм  по юридической форме

В зависимости от организационно-юридической  структуры фирмы подразделяются на три основных типа.

  • Индивидуальное производство. В данном случае собственником фирмы является одно физическое лицо или одна семья (тогда такая фирма еще носит название семейного производства). Среди основных черт индивидуального производства можно отметить следующие. Данная форма характеризуется неограниченной ответственностью собственника перед всеми субъектами, с которым фирма имеет дело, так что в случае банкротства собственник отвечает всем своим личным имуществом перед кредиторами. Индивидуальное производство обладает исключительной адаптивностью к спросу и проникабельностью в небольшие ниши рынка, хотя жизнь производства бывает ограничена только жизнью его владельца: со смертью первоначального владельца индивидуальная фирма, как правило, прекращает свое существование. Для индивидуального производства практически невозможно мобилизовать крупные денежные средства со стороны банков или других финансовых посредников, что ограничивает его распространенность незаполненными сферами мелкосерийной и нестандартной продукции и сферой сбыта небольших партий товара.

Поскольку для данной формы преобладающими являются трансакционные издержки, а издержки по контролю относительно невелики, индивидуальное производство получило распространение в качестве мелких и средних фирм с небольшим производственным циклом и небольшим числом посредствующих звеньев производственного процесса.

  • Партнерство. Здесь несколько физических или юридических лиц объединяют свои капиталы и/или усилия для ведения совместного дела. Получаемый результат делится между учредителями в соответствии с их долями в капитале - паями - или другим выбранным (и оговоренным заранее в учредительных документах фирмы) способом. Различают два вида партнерства: полное партнерство - все участники являются одинаковыми собственниками фирмы, то есть обладают полной ответственностью и полным правом на результат ее деятельности; и коммандитное партнерство (или товарищество с ограниченной ответственностью) - при этом полные партнеры отвечают полностью своим имуществом за результаты деятельности фирмы, а коммандитные (неполные) партнеры ограничивают свое участие вкладом и/или усилиями, не рискуя своим имуществом, но и получая только установленную часть совокупных результатов деятельности6.

Для организации партнерства  обычно не требуется значительного  капитала, хотя наличие нескольких самостоятельных собственников  затрудняет управление фирмой. Длительность и стабильность партнерства также невелика, поскольку в случае смерти или ухода из дела одного из партнеров (полных партнеров в случае коммандитного общества) возникает проблема с наследованием долей и изменением управления.

В современных экономиках фирмы, организованные в виде партнерств, занимают средние ниши рынка со средними объемами сбыта. Наличие нескольких партнеров и объединение капиталов позволяет им избежать проблемы финансов, что ограничивало бы рост мелкого производства, однако недостаточная мобильность управления сдерживает расширение фирмы до размера крупных предприятий, хотя время от времени встречается и такое7.

  • Корпорация. Корпорация представляет собой структуру с большим числом собственников (собственность "распылена", а не концентрирована, как при других формах). Любой человек, купивший акцию фирмы, становится ее собственником. Корпорации бывают двух видов: открытые, акции которых котируются (продаются) на бирже, так что любой желающий может их приобрести; и закрытые, акции которые распределяются между ограниченным числом участников (например, только между работниками данной фирмы) и не продаются на бирже. Наличие большого числа собственников и профессионального управления обеспечивает практически "вечную" жизнь корпорации. Корпорация позволяет мобилизовать путем выпуска акций значительный объем денежных средств в короткие сроки, что делает эту форму незаменимой для массового крупномасштабного производства. Поэтому корпорации в развитых странах в качестве крупных фирм дают основной объем продукции, являются лидерами рынка.

 

4. Виды фирм  по типам внутренней структуры  управления

Каждый тип внутренней структуры сформирован на основе базисных U- и М-форм при разной комбинации трансакционных издержек и издержек контроля, как отражение процесса поиска оптимального соотношения издержек с видом технологии, типом рынка, стадией развития самой фирмы и ее вида по другим критериям.

  • Линейная форма. Представляет собой последовательное управление всеми стадиями производственного процесса вплоть до сбыта. Такая форма характерна для однопродуктового и однозаводского производства, так как она позволяет минимизировать издержки контроля только в условиях последовательного управления всеми стадиями производственного процесса, что эффективно можно осуществить исключительно при однородной продукции; рост масштабов выпуска при линейной форме ведет к неоправданному увеличению издержек управления.

Данная форма была господствующей на ранних стадиях развития рыночных экономик с низким уровнем  технологии конвейерного типа. В настоящее время линейная форма встречается в отраслях с простым производственным циклом типа жесткого конвейера, выпускающих однородный продукт: табачная, мукомольная, стекольная, кожевенная промышленность.

  • Функциональная форма. В условиях функциональной формы происходит разделение производственного процесса по отдельным функциям (закупки сырья, производство, сбыт, исследовательские работы, бухгалтерия), для каждой из которых характерно обособленное управление. Функциональная форма позволяет сократить издержки управления при выпуске разнородной продукции, не увеличивая существенно и трансакционные издержки, поэтому она встречается в фирмах, выпускающих небольшой набор товаров, и характерна для мелких и средних производств. Так как функциональная форма жестко контролирует все стадии выпуска продукции вне зависимости от числа производимых товарных марок, она не позволяет использовать положительный эффект масштаба в производстве и сбыте и положительный эффект разнообразия, что ограничивает ее распространенность при переходе к крупному производству. Функциональная форма в промышленно развитых странах преобладала в 1930-1940 годы.
  • Штабная (линейно-функциональная) форма производственного процесса и по продуктам посредством формирования особого органа управления - штаба. Штаб централизованно регулирует как стадии производственного процесса, так и производство отдельных видов продуктов, что позволяет фирме более гибко реагировать на изменения спроса и на изменения производства. Штабная форма ведет к сокращению издержек контроля многопродуктового производства (что позволяет здесь реализовать положительный эффект разнообразия), но только за счет усиления централизации внутренней структуры. Относительная жесткость управления внутренними процессами продолжает действовать, что ограничивает возможности использования эффекта масштаба и в производстве и в сбыте. Поэтому такая форма характерна для средних многопродуктовых фирм, действующих преимущественно на рынках потребительских товаров и продуктов питания. Многие оптовые и посреднические фирмы сравнительно небольшого размера также выбирают эту форму. В развитых странах штабная форма преобладала в 1940-1950 годы.
  • Многодивизиональная (матричная) форма. При матричной форме в организации фирмы наблюдается выделение продуктовых подразделений в отдельные управленческие объекты. Хотя и сохраняется принцип управления одновременно по продукту и по стадии производства, происходит углубление самостоятельности продуктовых отделений. Продуктовые подразделения принимают самостоятельные решения относительно выбора качества товара, места сбыта, услуг, предоставляемых потребителю в процессе сбыта и после. Это позволяет расширить возможности использования эффекта разнообразия и в полной мере применить положительный эффект масштаба: жесткое ограничение маневренности управления при выпуске отдельных продуктов отпадает (или, по крайней мере, существенно сокращается). За центральным руководством остается решение всех финансовых и стратегических вопросов поведения как фирмы в целом, так и ее отдельных подразделений. Многодивизиональная форма становится характерной для крупных фирм типа концерна. Будучи крупным производством, матричная форма способствует сокращению трансакционных издержек, но издержки по контролю продолжают нарастать. Данная форма являлась господствующей преимущественно в 1960-1970 годах в связи с бурным развитием производства и новыми открытиями в технологии. Однако ускорение НТП, быстрое изменение спроса и насыщенность информационных потоков как внутри, так и вне фирмы показали ограниченность данной формы при сверхкрупных масштабах выпуска, невозможность матричной фирмы в полной мере гибко реагировать на резкие скачки спроса и возросшую неопределенность окружающей среды. Поэтому она постепенно уступает лидерство другой организационной структуре и остается доминирующей в странах среднего уровня развития, а также в России.
  • Самостоятельные центры прибыли. В условиях самостоятельных центров прибыли происходит предоставление полной производственной, сбытовой, исследовательской и маркетинговой самостоятельности отдельным подразделениям фирмы с целью более быстрого и адекватного реагирования на непредсказуемые изменения спроса и технологические нововведения. Регулирование подразделений центром осуществляется через финансовые показатели их деятельности (установление целевой нормы прибыли, нормативных объемов продаж и т.д.). Каждый центр прибыли является самоокупаемым и может быть как многопродуктовым, так и многофункциональным. Общее стратегическое руководство (общая политика фирмы в экономической системе, ее экспансия на зарубеж<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__C

Информация о работе Фирма как субъект рынка