Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:28, курсовая работа
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения бюджета. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни и проведение правильной и эффективной фискальной политики является главным способом, который поможет улучшить экономическое положение России.
Введение
Связующим звеном
государства и хозяйства
Современная фискальная
политика определяет основные направления
использования финансовых ресурсов государства,
методы финансирования и главные источники
пополнения бюджета. В зависимости от
конкретно-исторических условий в отдельных
странах такая политика имеет свои особенности.
Вместе с тем в странах Запада используется
общий набор мер. Он включает прямые и
косвенные финансовые методы регулирования
экономики.
Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни и проведение правильной и эффективной фискальной политики является главным способом, который поможет улучшить экономическое положение России.
1 Фискальная политика
Главными средствами
перераспределения доходов и
наиболее важными орудиями государственного
регулирования экономики и
В России в эпоху Петра
I фискалами называли должностных лиц,
которые надзирали за сбором налогов и
финансовыми делами. В современной экономической
литературе фискальная политика ассоциируется
с государственным регулированием правительственных
расходов и налогообложением. Государственные
расходы на приобретение товаров и услуг
существенно влияют на размеры валового
и чистого внутреннего продукта. В нашей
стране такие закупки обычно назывались
госзаказом, который финансировался из
госбюджета. По сути дела фискальная политика
является основным рычагом, с помощью
которого государство может влиять на
экономику.
Фискальная (бюджетно-налоговая)
политика — это система регулирования
правительством экономики с помощью изменений
государственных расходов, налогов и состояния
государственного бюджета, с целью изменения
реального объема производства и занятости,
контроля над инфляцией и ускорения экономического
роста. Фискальная политика объединяет
в себе такие крупные виды, формы финансовой
политики, как бюджетная, налоговая, политика
доходов и расходов. Одна из важнейших
задач фискальной политики состоит в поиске
источников и способов формирования централизованных
государственных денежных фондов, средств,
позволяющих реализовать цели экономической
политики. Посредством проведения финансово-бюджетной
политики государство регулирует глобальные
экономические процессы в стране, поддерживает
устойчивость финансов, денежного обращения,
обеспечивает
финансирование государственного сектора,
способствует лучшему использованию
производственно-экономического и
научно-технического потенциала. Инструменты
фискальной политики используются государством,
чтобы оказать влияние на совокупный спрос
и совокупное предложение, воздействуя
тем самым на общую экономическую конъюнктуру,
способствовать стабилизации экономической
ситуации, проводить антициклические
меры, противодействующие чрезмерным
колебаниям экономических параметров,
угрожающим возникновением кризисных
явлений .
Современная фискальная
политика определяет основные направления
использования финансовых ресурсов государства,
методы финансирования и главные источники
пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических
условий в отдельных странах такая политика
имеет свои особенности. Вместе с тем используется
общий набор мер. Он включает прямые и
косвенные финансовые методы регулирования
экономики.
К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования.
Средствами государственного бюджета финансируются:
- затраты на расширенное воспроизводство;
- непроизводительные расходы
государства;
- развитие инфраструктуры, научных исследований
и т.п.;
- проведение структурной политики;
- содержание военно-промышленного комплекса
и т.п.
С помощью косвенных
методов государство воздействует на
финансовые возможности производителей
товаров и услуг и на размеры потребительского
спроса.
Важную роль здесь играет
система налогообложения. Изменяя ставки
налогов на различные виды доходов, предоставляя
налоговые льготы, снижая необлагаемый
минимум доходов и т.п., государство стремится
добиться, возможно, более устойчивых
темпов экономического роста и избежать
резких взлетов и падений производства.
К числу важных косвенных методов,
содействующих накоплению капитала, относится
политика ускоренной амортизации. По существу,
государство освобождает предпринимателей
от уплаты налогов с части прибыли, искусственно
перераспределяемой в амортизационный
фонд.
Однако в этих случаях
амортизация списывается в размерах, значительно
превышающих действительный износ основного
капитала, вследствие чего повышаются
цены на производимую с помощью этого
оборудования продукцию. Если ускоренная
амортизация расширяет финансовые возможности
бизнесменов, то одновременно она ухудшает
условия реализации продукции и сокращает
покупательную способность населения.
Основными целями фискальной
политики являются:
1. Ликвидация безработицы;
2. Борьба с инфляцией;
3. Стабилизация экономического
развития;
4. Антициклическое регулирование
экономики;
5. Стимулирование экономического
роста;
6. Достижение внешнеторговой
сбалансированности.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:
1) стимулирующую
2) сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:
а) увеличение государственных закупок;
б) снижение налогов;
в) увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:
а) сокращение государственных закупок;
б) увеличение налогов;
в) сокращение трансфертов.
Кроме того, различают фискальную политику:
1) дискреционную;
2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:
1) подоходный
налог (включающий в себя и
налог на доходы домохозяйств,
и налог на прибыль корпораций)
2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
3) пособия по безработице;
4) пособия по бедности.
Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.
Подоходный
налог действует следующим
Т = tY, где
Т – величина налоговых поступлений,
t – ставка налога,
Y – величина совокупного дохода (выпуска),
Величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.
Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при
падении
объема продаж налоговые
Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.
Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.
Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.
Государственные расходы делятся на четыре основных группы:
1. расходы на социально-культурные нужды;
2. расходы на
народное хозяйство и
3. военные расходы;
4. расходы на управление.
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, неодинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т. п.
По роли в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся на три группы:
1. расходы в сферу материального производства;
2. расходы на непроизводственную сферу;
3. расходы на создание резервов.
По целевому назначению государственные расходы делятся на:
1.
капитальные затраты – затраты
на расширенное
2. текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.д.
3. затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.
По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации и местные расходы.
По источникам
государственные расходы
1. бюджетные ассигнования;
2. расходы за счет резервных и страховых фондов;
3.
кредитные источники
4. самофинансирование.
Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов. Как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция к стабилизации их уровня объясняется их структурообразующей ролью. Общее назначение этих расходов – создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской деятельности.
В настоящее время участие государства в хозяйственной деятельности осуществляется следующими путями.
1.
Финансирование отраслей
2.
Финансирование новых отраслей,
имеющих стратегическое
3.
Финансирование убыточных