Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:28, курсовая работа
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения бюджета. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни и проведение правильной и эффективной фискальной политики является главным способом, который поможет улучшить экономическое положение России.
В текущем году осуществляется целый комплекс мер, направленных на поддержку реального сектора экономики. Поддержка оказывается как отдельным предприятиям (в рамках списка системообразующих предприятий, утвержденного в конце 2008 года), так и отраслям в целом. Меры включают в себя прямую поддержку из бюджета, предоставление госгарантий по кредитам, дополнительную капитализацию банковской системы для восстановления кредитования, а также отдельные налоговые стимулы.
В 2012-м и последующих годах объем такой поддержки будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь это касается помощи, оказываемой напрямую из бюджета. В ближайшее время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста экономики.
2. Обеспечение
средне- и долгосрочной
Как уже отмечалось, в ближайшие три года российская экономика столк-нется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих дохо-дов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны – не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.
До кризиса расходы бюджетной системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы роста экономики и коснулся практически всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.
Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.
После завершения переходного периода необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы не-нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.
Такие бюджетные
правила позволят обеспечить стабильность
бюджетной системы в
Следует отметить,
что при больших объемах
3. Повышение
эффективности расходов
Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:
а). Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно – в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.
б). Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.
в). Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.
г). Развитие государственно-частного
партнерства в рамках целевых
про-грамм и отдельных
Долгосрочные
программы повышения
Ключевую роль в составлении и реализации программ по повышению эффективности бюджетных расходов должны играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или иному направлению.
4. Повышение
эффективности налоговой
В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.
На сегодняшний день государственная политика в области расходов (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами.
Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.
Во избежание
такого расхождения между
5. Создание
пенсионной системы,
Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2012 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.
С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости – регионального бюджета.
Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.
6. Разработка
и реализация совместно с
Мировой финансовый кризис поставил в сложное положение функционирование банковского сектора Российской Федерации.
Возникший дефицит ликвидности в сочетании с убытками на фондовом рынке спровоцировал кризис доверия, который грозил обернуться остановкой платежной системы и массовыми банкротствами. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию и с помощью ряда решительных мер предотвратили системный банковский кризис. Основные усилия были направлены на обеспечение стабильной работы банковской системы и включали снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных организаций к ресурсам Банка России. Одновременно было принято решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках.
В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности в портфелях банков, а также существенным ограничением доступа к ресурсам с международных рынков капитала.
В 2011-2013 годах одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.
Также продолжится работа по следующим направлениям:
1. Обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников).
2. Упрощение
и удешевление процедур
3. Оптимизация
условий для развития сети
банковского обслуживания
4. Обеспечение
противодействия допуску к
5. Рационализация
механизмов контроля за
6. Развитие
риск-ориентированного надзора.
7. Совершенствование
регулирования деятельности
8. Совершенствование
методического и нормативно-
9. Совершенствование
процедур ликвидации кредитных
организаций, у которых
Эти меры позволят снизить риски в банковской системе и укрепить ее.
Заключение
Важнейшей задачей,
которая возложена на государство,
выступает регулирование
Фискальная (лат. fiscalis
– казенный) политика – политика совокупность
финансовых мероприятий государства по
регулированию правительственных доходов
и расходов. Она включает в себя использование
прямых и косвенных финансовых методов
регулирования экономики.
В зависимости от
применения этих методов различают два
вида фискальной политики государства:
дискреционную и недискреционную.
Дискреционную политику
в зависимости от фазы экономических циклов
делят на:
1. Стимулирующую бюджетно-налоговую
политику (фискальная экспансия);
2. Сдерживающую бюджетно-налоговую
политику (фискальная рестрикция).
Для регулирования
рыночной экономики государство активно
использует инструменты фискальной политики,
которыми являются налоги и государственные
расходы.
Экономическая деятельность
государства, подвержена рискам. Одними
из наиболее важных являются фискальные
и налоговые риски.
Фискальные риски для
государства связаны с угрозами снижения
и потерь доходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы и иных фондов денежных
средств.
Налоговые риски государства
связаны с риском снижения налоговых доходов
в бюджеты соответствующих уровней бюджетной
системы.
Результатом этих
рисков может стать подрыв доходной базы
бюджета как института финансового обеспечения
функций государства, включая обеспечение
его безопасности и обороны, защиты прав
граждан, борьбы с преступлениями, развития
экономики в целом.
Поэтому правительство
должно принимать меры по снижению данных
рисков и эти действия можно проводить
за счет инструментов фискальной политики
страны.
Из-за кризиса 2008 года
перед нашей страной стоят следующие задачи
в области фискальной политики государства:
1. Использование мер монетарной
и фискальной политики для стабилизации
ситуации на финансовом рынке страны;
2. Использование мер фискальной
политики для решения острых социальных
проблем;
3. Поддержка реального сектора
экономики в условиях возможной рецессии.
Для этого был разработан
проект бюджетной политики на 2011-2013 годы,
которая направлена, с одной стороны, на
выход экономики из кризиса и решение
важнейших социальных задач, а с другой
- на восстановление макроэкономической
и бюджетной стабильности.
Фискальная политика
имеет очень большое значение в жизни
страны. Ведь от того, как власти будут
проводить государственное регулирование,
зависит благополучие всех жителей данного
государства. Поэтому она должна быть
очень четко и внимательно разработана,
чтобы риск негативных последствий от
проведения данной политики был минимален.