Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения бюджета. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни и проведение правильной и эффективной фискальной политики является главным способом, который поможет улучшить экономическое положение России.

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)
  1. Неопределенность.

Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики

(стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической  ситуации и выбор типа экономической  политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики.

Даже если экономическая  ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные  закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

  1. Дефицит бюджета

Противники  кейнсианских методов регулирования  экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители  неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро  проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после второй мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в  середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

 

 

 

 

 

2 Фискальная  политика в России

2.1 Фискальные  риски в экономической системе  России

 

Деятельность  любого хозяйствующего субъекта подвержена рискам, вызванными изменяющимися факторами  как внутренней, так и внешней среды его функционирования. Одними из самых важных являются риски, связанные с фискальной политикой государства, следовательно, это фискальные риски.

Фискальные  риски связанны с формированием  государственного бюджета. B соответствии с Бюджетным кодексом РФ структура бюджетной системы состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный, региональный и местный бюджеты.

Поэтому фискальные риски – это риски, возникающие  в налогово-бюджетной сфере в  результате взаимоотношений государства  и хозяйствующих субъектов.

Фискальные  риски для государства связаны  с угрозами снижения и потерь доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы и иных фондов денежных средств. К иным фондам денежных средств относят  государственные и территориальные  внебюджетные фонды: Пенсионный (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Основным источником формирования доходов внебюджетных фондов являются неналоговые платежи: страховых взносов.

Большинство показателей  и критериев экономической безопасности в существенной мере касаются состояния государственного бюджета, формируемого на основе налоговых поступлений. Это связано с той огромной ролью налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней. Налоговый механизм является средством обеспечения экономической безопасности и одновременно источником возникновения угроз и рисков для государства и хозяйствующих субъектов. Так, неэффективная налоговая политика ослабляет финансовую устойчивость экономики, разобщает регионы, противопоставляет государство и предпринимательство, становится поводом к недобросовестной конкуренции, снижает конкурентоспособность

 хозяйствующих  субъектов. Результатом этого  может стать подрыв доходной  базы бюджета как института  финансового обеспечения функций государства, включая обеспечение его безопасности и обороны, защиты прав граждан, борьбы с преступлениями, развития экономики в целом. Таким образом, в самом широком смысле налоговые риски государства связаны с риском снижения налоговых доходов в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы.

Вопросы налоговой  безопасности должны в обязательном порядке включаться в концепцию  экономической безопасности государства  и хозяйствующего субъекта. А система  экономической безопасности должна быть ориентирована на предотвращение и минимизацию рисков, связанных с налогообложением.

Налоговая безопасность является составной частью понятия  «экономическая безопасность», поскольку  без противодействия налоговым  рискам, напрямую влияющим на финансовое состояние хозяйствующего субъекта, невозможно достижение состояния, при котором обеспечивается финансовая стабильность, а также поступательное, позитивное развитие хозяйствующего субъекта.

Минимизацию налоговых  рисков, приводящих к снижению фискальных рисков государства и хозяйствующих субъектов и повышению их налоговой безопасности, можно проводить за счет мер фискальной политики. Таких как: изменение ставки налогов на различные виды доходов; ставки страховых взносов; видов налогов, их количества (в зависимости от экономической ситуации в стране); предоставление налоговых льгот; изменение государственных расходов или области их применения в соответствии с конкретными потребностями общества и т. п.

Эти меры позволят снизить риски и повысить экономическую  безопасность страны.

 

 

 

 

2.2  Влияние кризиса 2008 г. на фискальную  политику в России

 

Нестабильность  финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства  многих стран принимать различные  меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности. Тем не менее может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.

Отметим, что  встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае перегрева экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны, — так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.

В странах с  развивающейся экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды перегрева сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, т. е. оказывается асимметричной, смещенной в сторону стимулирования, что также приводит к постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах с формирующимся рынком служит неблагоприятным фактором и повышает риски для данной страны в будущем. В частности, это может привести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема — обеспечение «временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный

 период были  снижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно. Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем. Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики — адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.

Перед нашей  страной стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие  достаточно быстрых решений.

Использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов). Однако ключевой вопрос здесь: как определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям — инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т. д.?

Использование мер фискальной политики для решения острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.

 

Поддержка реального  сектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание  резкого спада в реальном секторе  экономики (в силу неблагоприятных  внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Цели  фискальной политики в России  в 2011-2012 годах

 

Бюджетная политика на 2011-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной политики в 2011-2012 годах являются:

1.   Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы падения ВВП превышают 10%, промышленного производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы также почти на 3%. Продолжается рост безработицы, за последний год она увеличилась на 2,5 п.п.

Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно – позволяют финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах. 

 

В период 2011-2012 годов (особенно в следующем году - в период начала выхода страны из кризиса) в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

а). Использование  мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения  острых социальных проблем.

Россия, как  и другие страны, сталкивается с  различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.

б). Поддержка  реального сектора экономики  в условиях рецессии и по-сткризисного периода.

Информация о работе Фискальная политика