Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения бюджета. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
Данная тема на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика РФ переживает далеко не самые лучшие дни и проведение правильной и эффективной фискальной политики является главным способом, который поможет улучшить экономическое положение России.

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

4.       Финансирование отраслей, требующих  больших первоначальных вложений  и имеющих длительный срок  окупаемости.

5.       Финансирование сельского хозяйства  и малодоходных отраслей, имеющих  важное значение для развития  других отраслей.

6.       Финансирование научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера. Участие государства в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий .

 

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог  как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8)». Данное определение предусматривает следующие основные моменты:

-         утверждение налогов – прерогатива  законодательной власти;

-         налог является индивидуально  безвозмездным;

-         односторонний характер установления налога;

-         уплата налога как обязанность  налогоплательщика не порождает  встречной обязанности государства;

-         налог взыскивается в условиях  безвозвратности;

-         цель взимания налога – обеспечение  государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

 

Классификация налогов может быть проведена  по разным критериям:

 

1.       По способу взимания:

-         прямые налоги, которые взимаются  непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика. Конечным  плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

 

-         реальные прямые налоги, уплачиваемые  с учетом не действительного,  а предполагаемого среднего дохода  плательщика (например, налоги на  имущество юридических и физических лиц);

-         личные прямые налоги, взимаемые  с реально полученного дохода  с учетом фактической платежеспособности  налогоплательщика (например, налог  на прибыль организаций);

-         косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.

Окончательным плательщиком косвенных налогов  является потребитель товаров, работы, услуги. Косвенные налоги подразделяются в свою очередь на:

-         косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные  группы товаров (например, акцизы);

-         косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном  товары, работы, услуги (например, НДС);

-         фискальные монополии, распространяемые  на все товары, производство и  реализация которых сосредоточены  в государственных структурах;

-         таможенные пошлины, которыми  облагаются товары и услуги  при пересечении государственной  границы (экспортно-импортные операции).

 

2.       В зависимости от органа, который  устанавливает и имеет право  изменять и конкретизировать  налоги, они подразделяются на:

-         федеральные (общегосударственные), которые определяются законодательством  страны и являются едиными  на всей ее территории;

-         региональные, которые устанавливаются  в соответствии с законодательством  страны, законодательными органами ее субъектов;

-         местные, которые вводятся в  соответствии с законодательством  страны местными органами власти.

 

3.       По целевой направленности введения  налоги классифицируются:

-         абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;

 

-         целевые (специальные) налоги, которые  вводятся для финансирования  конкретного направления государственных  расходов.

 

4.       В зависимости от субъекта-налогоплательщика  это налоги:

-         взимаемые с физических лиц  (например, налог на наследование  или дарение);

-         взимаемые с юридических лиц  (например, налог на прибыль организаций);

-         смежные, которые уплачивают как  физические, так и юридические  лица (например, земельный налог).

 

5.       По срокам уплаты налоги бывают:

-         срочные, которые уплачиваются  к сроку, определенному нормативными  актами (например, государственная  пошлина);

-         периодично-календарные, которые  подразделяются в свою очередь  на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

 

Реализация  практического назначения налогов  осуществляется посредством функций  налогов.

Фискальная  функция означает формирование государственных  доходов путем аккумулирования  в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходуются эти средства на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административное управление, на выплаты по государственному долгу.

Регулирующая  функцияпризвана решать те или иные задачи налоговой политики государства  посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние  системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.

 

Социальная  функция затрагивает проблемы справедливого  налогообложения и реализуется  посредством:

-          неравного обложения налогом  разных сумм доходов (использование  прогрессивной шкалы налогообложения);

-          применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);

-          введения акцизов на предметы  роскоши (например, акциз на ювелирные  изделия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

 

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос  разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных  закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов  также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при  увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов  действует в противоположном  направлении. Увеличение налогов ведет  к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты  фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

 

 

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

 

Следует иметь  в виду, что такие инструменты  фискальной политики как налоги и  трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен, т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку  фирмы рассматривают налоги как  издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую, с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

 

 

 

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Дело в том, что в отличие от воздействия  снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние  этой меры на совокупное предложение  имеет антиинфляционный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Достоинства и недостатки фискальной политики

 

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора.

Все инструменты  фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

  1. Отсутствие внешнего лага (задержки).

Внешний лаг  – это период времени между  принятием решения об изменении  политики и появлением первых результатов  ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении  инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. Внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии).

  1. Наличие автоматических стабилизаторов.

Поскольку эти  стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать  специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание  циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

 

Недостатки  фискальной политики:

  1. Эффект вытеснения.

Экономический смысл этого эффекта состоит  в следующем: рост расходов бюджета  в период спада (увеличение государственных  закупок и/или трансфертов) и/или  сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту  совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины

 выпуска. Таким образом,  часть совокупного объема производства  оказывается «вытесненной» (недопроизведенной)  из-за сокращения величины частных  инвестиционных расходов в результате  роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

  1. Наличие внутреннего лага.

Внутренний  лаг – это период времени между  возникновением необходимости изменения  политики и принятием решения  о ее изменении. Решения об изменении  инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

Информация о работе Фискальная политика