Формирование ассортимента и товароснабжение розничной торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является предприятие ООО "ТТ-обувь" Предметом исследования является процесс формирования ассортимента и ассортиментной политики магазина.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области экономической теории, теории организации управления. В работе использовались общенаучные методы и приемы.

Содержание работы

Введение
1 Формирование ассортимента товаров в розничной торговой сети
1.1 Ассортимент продукции, его виды и классификация
1.2 Изучение спроса розничных торговых предприятий и планирование ассортимента
1.3 Основные направления в области формирования ассортимента
1.4 Формирование ассортимента товаров в магазинах
1.5 Размещение товаров в магазинах
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "ТТ-обувь"
2.1 Анализ эффективности товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"
2.2 Анализ эффективности использования технологической
планировки торгового зала ООО "ТТ-обувь"
2.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 110.88 Кб (Скачать файл)

Новизна товаров — характеризует  появление новых разновидностей товаров и оценивается коэффициентом  новизны:

 

 

 

где - фактическое количество новых разновидностей товаров;

- нормативное количество  новых разновидностей товаров.

Совершенствование ассортимента — это количественные и качественные изменения набора товаров для повышения его рациональности. Под рациональностью ассортимента понимается способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Гармонизация  ассортимента — это количественные и качественные изменения набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам.

 

1.4 Формирование ассортимента товаров  в магазинах

 

Одним из важнейших условий  наиболее полного удовлетворения спроса населения, ускорения реализации товаров  и повышения эффективности труда  в торговле является проведение правильной ассортиментной политики. От надлежащего  формирования ассортимента товаров  народного потребления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле зависит  решение многих экономических и  социальных задач.

Формирование ассортимента товаров народного потребления  – важная народнохозяйственная задача, и решать ее необходимо на всех уровнях  управления. В масштабе народного хозяйства ассортиментная политика сводится к определению научной основы формирования ассортимента, оптимизации его по каждой товарной группе, расширению и обновлению на качественно новой основе. Формирование товарного ассортимента характеризует к тому же уровень и организацию сбытовой и коммерческой работы в промышленности и торговле.

Ассортиментная политика в розничной торговле основывается на делении товаров в зависимости  от частоты спроса на товары повседневного, периодического и редкого спроса. К товарам повседневного спроса относят в основном продовольственные  товары, которые население приобретает  ежедневно или каждые несколько  дней, и некоторые непродовольственные  товары.

Одним из основных направлений  современной ассортиментной политики является совершенствование организации  торговли товарами повседневного спроса, особенно в условиях универсализации  продажи товаров, а также максимального  приближения к населению небольших  продовольственных магазинов в  жилых районах.

Различают промышленный и  торговый ассортимент. Промышленным ассортиментом  называют номенклатуру товаров, выпускаемых  отдельными производственными предприятиями. В связи с тем, что производственные предприятия, как правило, специализированы на выпуске ограниченной (узкой) номенклатуры товаров, возникает необходимость  в преобразовании промышленного  ассортимента в торговый (широкий), состоящий из ассортимента товаров  многих производственных предприятий. Формирование торгового ассортимента направлено как на наиболее полное удовлетворение запросов покупателей, так и на активное воздействие  на спрос с целью повышения  уровня и культуры потребления.

При формировании ассортимента товаров необходимо учитывать соблюдение установленного для магазина ассортиментного  профиля, обеспечение широты и устойчивости ассортимента, взаимозаменяемость и  комплексность в выборе и покупке товаров, сезонность спроса и др.

В каждом магазине невозможно, да и экономически нецелесообразно  обеспечить наличие всего торгового  ассортимента товаров, поэтому для  каждого типа магазина должен быть сформирован оптимальный ассортимент, который позволял бы, с одной стороны, создать покупателям наилучшие  условия для приобретения товаров, а с другой – обеспечивал бы рентабельность работы магазина.

Формирование ассортимента товаров в магазине начинается с  выбора его ассортиментного профиля  и определения группового ассортимента товаров, которые должны там продаваться. Классификация магазинов, действующая  в настоящее время, предусматривает  для каждого типа лишь ассортиментный профиль.

При формировании ассортимента товаров необходимо учитывать, что  большинство продовольственных  и ряд непродовольственных товаров  являются товарами повседневного спроса и характерными для них являются частота и постоянство спроса. Поэтому должна быть достигнута определенная стабильность в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивающая их бесперебойную  продажу. Постоянное наличие широкого и устойчивого ассортимента способствует улучшению показателей деятельности магазина.

Широта внутригруппового ассортимента для предприятия одного товарного профиля будет зависеть от торговой площади.

Важным фактором формирования ассортимента в магазине является взаимозаменяемость. Если в продаже нет нужного  товара или если покупатель не удовлетворен качеством предложенного товара, он не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой товар  аналогичного назначения (мясо-рыба, картофель-рис, макароны и т.д.).

Одним из факторов формирования ассортимента является также комплексность  в покупке и потреблении отдельных  продовольственных товаров, требующая  постоянного наличия в продаже  продуктов, составляющих основу рациона питания. Так, увеличение продажи ягод, фруктов вызывает увеличение спроса на сахарный песок. Формирование ассортимента без учета этого фактора может привести к сокращению товарооборота, снижению уровня торгового обслуживания.

В крупных продовольственных  магазинах для удобства покупателей  можно организовать продажу непродовольственных  товаров частого спроса, что способствует не только повышению уровня торгового  обслуживания, но и улучшению результатов  деятельности магазина.

При формировании внутригруппового ассортимента необходимо обеспечить не только устойчивость ассортимента, но и определенную его гибкость. Расширение ассортимента товаров, появление новых  товаров, изменения покупательского  спроса требуют современной перестройки  внутригруппового ассортимента.

Формируя ассортимент  товаров, необходимо учесть и такой  фактор, как сезонность спроса. Сезонность спроса на продовольственные товары связана с сезонностью производства сельскохозяйственных продуктов. Однако по мере увеличения продовольственных  ресурсов, обеспечения длительности хранения и сохранности качества товаров она будет сглаживаться. Между тем сезонность спроса, связанная  с физиологическими особенностями  питания в разные времена года, останется и, следовательно, ее следует  учитывать. Так, летом увеличивается  спрос на молочные продукты, растительную пищу, напитки и т.д., а зимой  – на мясо, жиры и т.п. Изменения  спроса связаны также с праздниками, национальными традициями и т.п.

При формировании ассортимента товаров следует обеспечить правильное сочетание товаров с различной  стоимостью, постоянного и периодического характера потребления. Продовольственные  товары имеют относительно высокую  товарооборачиваемость, т.к. многие из них являются скоропортящимися, с  ограниченным сроком реализации, и  для них характерен небольшой  объем товарных запасов. Увеличение объема товарных запасов, замедление товарооборачиваемости могут быть вызваны как недостатками в формировании внутригруппового ассортимента нескоропортящихся товаров, так и несоответствием качества, свежести товаров требованиям покупателей, а иногда и предлагаемой расфасовкой. Эти факторы необходимо учитывать, что особенно важно в условиях развития самообслуживания.

Нормальное функционирование магазина требует формировать ассортимент  не только с учетом спроса покупателей, но и с учетом обеспечения рентабельности его работы. Этому способствует правильное соотношение в ассортименте магазина товаров с высокой и низкой издержкоемкостью, но не в ущерб  интересам покупателя. Многие продовольственные  товары имеют высокую издержкоемкость, однако, они должны быть постоянно  в продаже.

Основой формирования ассортимента служит ассортиментный перечень основных групп товаров и их разновидностей, которые должны быть в продаже  постоянно. Ассортиментные перечни  разрабатывают для каждого магазина, их периодически пересматривают. Фактический  ассортимент товаров в магазине шире установленного ассортиментного  перечня. За пределами ассортиментного  перечня его формируют на основе тщательного подбора внутригрупповых  разновидностей с учетом рациональных факторов, влияющих на спрос покупателей. Предлагаемый ассортимент должен максимально  отвечать интересам покупателей  и экономическим требованиям.

Число разновидностей товаров  в магазине зависит от широты ассортимента, площади торгового зала и установочной площади, выделяемой для продажи  отдельных товаров. Число разновидностей товаров по каждой группе (подгруппе) определяют по формуле:

 

 

 

где – оптимальное число разновидностей товаров на 1 м2 площади торгового зала;

К – коэффициент изменения  размеров установочной площади;

Т – площадь торгового  зала, которая выделяется для продажи  данной группы (подгруппы) товаров, м2.

Число разновидностей товаров  на 1 м2 площади торгового зала зависит  от размера товара (упаковки), частоты  спроса, формы торгового обслуживания.

Коэффициент изменения размеров установочной площади рассчитывается как отношение фактического показателя коэффициента установочной площади (КФ) к установленному показателю (КУ).

В ассортиментный перечень должны быть включены только те разновидности  товаров, которые выпускает отечественная  промышленность и поставляет сельское хозяйство в количестве, достаточном  для удовлетворения спроса. Сезонные товары включаются в ассортиментный перечень в период их массовой реализации.

Существуют: твердо сформулированный спрос, т.е. спрос на конкретный товар, с определенными потребительскими свойствами, при отсутствии которого не происходит взаимозаменяемости; и  альтернативный спрос, т.е. спрос, формирующийся  на основе сопоставления имеющихся  товаров, допускающий широкую взаимозаменяемость при совершении покупки; импульсивный спрос, когда потребность в покупке  отдельных товаров заранее не возникла, а появилась под влиянием предложения.

Массовый спрос на конкретные товары вызывает необходимость постоянного  их наличия в магазине, альтернативный и импульсивный спрос – необходимость  расширения ассортимента, его обновления, способствующего более полному  удовлетворению спроса покупателей  и увеличению объема продажи товаров.

Таким образом, при формировании ассортимента товаров в магазине необходимо соблюдение следующих принципов:

а) Обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров  частого спроса, простого ассортимента, не заменяемых и трудно заменяемых в потреблении и спросе.

б) Обеспечение достаточной  широты видов товаров по каждой группе и подгруппе, в зависимости от ассортиментного профиля магазина.

в) Установление определенного  количества разновидностей по каждому  виду товара, в зависимости от товарного  профиля и зоны деятельности магазина.

г) Учет и отражение в  ассортименте особенностей спроса в  данной зоне, обусловливаемых профессиональным и половозрастным составом населения, его покупательской способностью.

 

1.5 Размещение  товаров в магазинах

 

Одновременно с формированием  ассортимента необходимо решать задачи мерчандайзинга, т.е. рационального  размещения товаров в торговом зале магазина.

При размещении товаров в  торговом зале необходимо обеспечить:

- выбор наиболее целесообразной  для данного типа магазина  группировки товаров;

- приближение к покупателям  товаров частого спроса и удобное  для них размещение товаров  периодического и редкого спроса, требующих продолжительного ознакомления (осмотр, консультация, примерка), а  также технически сложных;

- закрепление постоянных  мест за товарами на оборудовании; рассредоточение товаров, пользующихся  повышенным спросом, по различным  зонам торгового зала;

- расположение товаров,  запасы которых пополняются в  торговом зале несколько раз  в день, в непосредственной близости  от помещений их хранения и  подготовки к продаже.

Размещение продовольственных  и непродовольственных товаров  в торговом зале магазина имеет свои особенности, обусловленные построением  их товарного ассортимента, характером спроса покупателей, частотой приобретения.

В продовольственных магазинах  наиболее целесообразной с точки  зрения экономии времени покупателя является группировка товаров в  зависимости от частоты их совместного  приобретения. Другие виды группировок  продовольственных товаров, в частности  по контингентам покупателей и назначению, применяются в качестве дополнительных. В связи с этим при размещении продовольственных товаров в  торговом зале магазина их следует  располагать отдельными группами в  определенном соседстве.

В непродовольственных магазинах  товары частого спроса и простого ассортимента необходимо располагать  на основных путях движения покупателей, а товары, требующие более продолжительного осмотра и выбора, - в глубине  торгового зала.

В многоэтажных универмагах  основная часть товаров частого  спроса должна быть размещена на первом этаже (если в ассортименте таких  магазинов имеются продовольственные  товары, то их следует размещать  здесь же), а технически сложные  изделия – в торговых залах  верхних этажей.

Одежда, обувь, ткани, продажа  которых требует создания покупателям  специальных условий для приемки  и выбора, должны быть размещены  в глубине торгового зала, а  галантерейные товары, белье, чулочно-носочные изделия – у входа на торговый этаж.

Информация о работе Формирование ассортимента и товароснабжение розничной торговой сети