Формирование ассортимента и товароснабжение розничной торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является предприятие ООО "ТТ-обувь" Предметом исследования является процесс формирования ассортимента и ассортиментной политики магазина.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области экономической теории, теории организации управления. В работе использовались общенаучные методы и приемы.

Содержание работы

Введение
1 Формирование ассортимента товаров в розничной торговой сети
1.1 Ассортимент продукции, его виды и классификация
1.2 Изучение спроса розничных торговых предприятий и планирование ассортимента
1.3 Основные направления в области формирования ассортимента
1.4 Формирование ассортимента товаров в магазинах
1.5 Размещение товаров в магазинах
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "ТТ-обувь"
2.1 Анализ эффективности товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"
2.2 Анализ эффективности использования технологической
планировки торгового зала ООО "ТТ-обувь"
2.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 110.88 Кб (Скачать файл)

Непродовольственные товары повышенного спроса лучше размещать  в стороне от основных путей движения покупателей в торговом зале магазина. Это создает «точки притяжения»  и обеспечивает целенаправленность покупательских потоков. Вдали от основных проходов торгового зала магазина следует  размещать также отдельные, специфические  с точки зрения психологии покупателей  непродовольственные товары (предметы женского туалета, нижнее белье).

При размещении непродовольственных  товаров в специализированных магазинах  целесообразно рядом с основными  товарами размещать сопутствующие.

Размещение товаров оказывает  значительное влияние на формирование и распределение покупательских потоков в торговом зале магазина. При нерациональном размещении товаров  покупательские потоки распределяются в торговом зале неравномерно, что  отрицательно влияет как на организацию  процесса продажи, так и на показатели работы магазина.

Интенсивность потоков в  торговом зале магазина (количество посетителей, осматривающих товары и совершающих  покупки) непосредственно зависит  от продолжительности ознакомления с товарами и их выбора. На осмотр и покупку различных товаров  покупатели затрачивают разное время. В связи с этим совокупное время  одинакового количества покупателей  на осмотр и совершение покупки разных товаров оказывается различным. Поэтому, чтобы обеспечить равномерное  распределение потоков в магазине, покупатели должны затрачивать на осмотр и покупку товаров в различных  зонах торгового зала примерно совокупное время.

Передовые универмаги и крупные  непродовольственные магазины применяют  принцип формирования ассортимента в торговом зале по единству потребительского назначения товаров, по потребительским  комплексам.

При формировании ассортимента по потребительскому назначению товаров  на рабочих местах продавцов, в торговых секциях магазинов товары группируются независимо от того, какой отраслью промышленности и из какого сырья  они изготовлены.

Организованные по такому принципу торговые секции объединяются в торговые залы, на этажах универмагов  по признаку назначения товаров для  одной и той же группы покупателей  или удовлетворения одной потребности, т.е. в потребительские комплексы. Так, секция обуви для женщин размещается не рядом с другими секциями обуви, предназначенной для других групп потребителей (мужчины, дети, спортсмены), а с торговыми секциями, реализующими другие товары, предназначенные для той же группы покупателей – женщин, образуя потребительский комплекс «товары для женщин».

Скатерти из ткани, клеенки, пленки и бумаги находятся в одной  секции с другими товарами для  обеденного стола (фарфоровой и стеклянной посудой, столовыми приборами и  т.п.) и размещаются вместе с другими  товарами для интерьера квартиры и домашнего хозяйства, создавая потребительский комплекс «товары  для дома».

Организация торговли по потребительским  комплексам не только облегчает покупателям  выбор нужных товаров, но и значительно  усиливает влияние торговли на формирование спроса покупателей, пропагандируя  использование товаров для удовлетворения определенных потребностей и применение новых товаров.

В магазинах, перешедших на торговлю по потребительским комплексам, значительно увеличивается удовлетворение импульсного спроса покупателей, сокращается  время, затрачиваемое покупателями на выбор товара, увеличивается реализация многих достаточных товаров. В таких  магазинах улучшаются все экономические  показатели (издержки, рентабельность), а главное – повышается эффективность  использования торговой площади.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия

ООО "ТТ-обувь"

2.1. Анализ эффективности товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"

Ассортиментный  перечень товаров ООО "ТТ-обувь" представлен в таблице 4.

 

Таблица 4

Оценка ассортимента товаров ООО "ТТ-обувь"

Наименование

секции

Наименование

товара

Количество

разновидностей

товара

Период

торговли

1. Обувь

сапоги, ботинки

полуботинки

350

ноябрь, декабрь

январь, февраль

туфли, сабо,

сандалии

410

апрель, май,

июнь, сентябрь

2. Кожгалантерея

перчатки

40

ноябрь, декабрь

сумки

35

12 мес.

3. Аксессуары

зонты

150

март, апрель,

май, сентябрь

октябрь

 

колготки

 

70

4. Средства по

уходу за обувью

крема, щетки,

аэрозоли,

ложки для обуви

губки, растяжители

 

47

12 мес.


 

Одним из показателей, характеризующим ассортимент товара в магазине является коэффициент  устойчивости, который показывает соответствие имеющегося в магазине ассортиментного  предложения оптимальному, установленному для каждого вида продукции. Для  обувной продукции оптимальным  является значение коэффициента, равное 0,75. На основании данных таблицы 4, мы рассчитали коэффициент устойчивости товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь".

 

 

 

 

Таблица 5

Оценка устойчивости товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"

Наименование товара

1998

1999

2000

отклонения

2000 к 1999г.

1. Обувь

0,66

0,71

0,73

0,02

2. Аксессуары

-

0,83

0,71

-0,12

3.Сопутствующие

0,6

0,68

0,7

0,02

4. Кожгалантерея

-

0,71

0,68

-0,03


 

При расчете  коэффициента устойчивости из ассортиментного  перечня исключены товары сезонного  спроса.

Из данных таблицы видно, что показатель устойчивости ассортимента обуви в 2000г. увеличился в 0,02, и стал близок к оптимальному для магазинов обуви значению – 0,75.

Это увеличение связано с открытием 3-го салона обуви. Показатель устойчивости ассортимента аксессуаров и кожгалантереи  в 2000г. снизился на 0,04. Это произошло  вследствие того, что фирма отказалась от торговли сумками и колготками.

Увеличился  показатель устойчивости сопутствующих  товаров на 0,02 за счет увеличения перечня  данного ассортимента.

Одним из показателей  эффективности товарного ассортимента является широта, т.е. число совокупностей  товаров в наборе, выделенном по определенному признаку.

Основой для  анализа этого свойства являются классификационные группировки. На рисунке 6 представлена классификационная  ассортиментная группировка обуви        ООО "ТТ-обувь"

 

 

Рис. 6. Классификационная ассортиментная группировка обуви ООО "ТТ-обувь"

 

В качестве базового показателя взяли количественный состав обуви, параметрический ряд  регламентирован стандартом, т.е. по размеру.

Широта ассортимента фирмы "ТТ-обувь" по размерам обуви  равна 0.49. Этот показатель можно считать  близким к оптимальному, так как  для обувной продукции оптимальным считается значение коэффициента равное 0.50.

Одним из показателей  эффективности товарного ассортимента является его глубина. Как правило, для обувных товаров - это общее  число разновидностей моделей. Наглядно мы представили глубину ассортимента в таблице:

Таблица 6

Глубина обувных  моделей ООО "ТТ-обувь"

Фирма

Обувные

ассортиментные группы

Материал

Цвет

Размер

Фактическая

широта

1. «Белвест»

27

4

7

17

0,9

2. «Бионина»

15

4

2

5

0,43

3. «Фим»

21

4

4

6

0,55

4. «Вигорос»

22

3

4

11

0,62

5. «Инвито»

11

1

3

6

0,32

6. «Чевляр»

15

3

5

7

0,51

7. «Баден»

20

4

7

12

0,73

8. «Эльче»

23

6

15

10

0,98

9. «Антилопа»

10

3

7

7

0,39

10. «Ле гранд»

11

2

1

8

0,36

11. «Марко»

13

2

3

12

0,5

12. «Олип»

9

2

2

12

0,45

         

6,77


 

Как видно  из таблицы 6 фирма "Эльче" обладает наибольшей глубиной в отличие от других фирм производителей обуви, т.к. коэффициент глубины этой фирмы  составляет 0,98.

Полнота ассортимента обуви ООО "ТТ-обувь" равна 6,77, т.е. можно сделать вывод, что ассортимент  обуви практически позволяет  удовлетворять твердо сформированный спрос на обувь, он близок к рекомендуемому числу разновидностей товаров для  магазинов обуви с площадью от 251-650 кв.м, т.е. 301-500 единиц. Такие фирмы  как "Эльче", "Баден", "Белвесп", "Фим", предоставляют разные возможности  для удовлетворения альтернативного  спроса потребителей.

Следующим показателем, характеризующим эффективность  ассортимента товаров, является показатель обновляемости ассортимента.

Обновление  происходит за счет пополнения набора товаров новыми образцами и исключением  из них устаревших образцов.

Итак, фактическая  обновляемость обувного ассортимента ООО "ТТ-обувь" равна 50,5%, базовый  темп обновления составляет 66%, отсюда коэффициент обновления равен 0,7. Обобщенный показатель равен 2,81.

Рассмотренная система показателей ассортимента ООО "ТТ-обувь" позволила измерить отклонения фактического состояния  ассортимента от предпочтительного, на основе этого можно сделать вывод, что незначительное 0,07 отклонение говорит о рациональности ассортимента товаров в ООО "ТТ-обувь".

Такой принцип  формирования ассортимента позволяет  фирме создавать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс  ознакомления с предлагаемыми товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению импульсивных покупок.

На основе анализа показателей ассортимента фирмы "ТТ-обувь" можно сделать  следующие выводы: ассортимент товаров  обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и  глубине ассортимента обуви, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.

 

 

2.2. Анализ эффективности использования технологической планировки торгового зала ООО "ТТ-обувь"

 

Формы торговых залов ООО "ТТ-обувь" имеют прямоугольную  конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков. Вся площадь торгового зала подразделяется следующим образом:

  • площадь для размещения торгового оборудования;
  • место для движения покупателей;
  • площадь для работы продавцов.

Информация о работе Формирование ассортимента и товароснабжение розничной торговой сети