Формирование и исполнение регионального бюджета (на примере Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать процесс формирования и исполнения доходной и расходной частей регионального бюджета, а так же выявить пути его совершенствования.
Такая направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач в ходе работы:
Рассмотреть теоретические основы формирования и исполнения региональных бюджетов;
Проанализировать формирование и исполнение доходной и расходной части бюджета Нижегородской области;
Рассмотреть основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения регионального бюджета……………………………………………………………………………4
1.1. Сущность и принципы организации бюджетов субъектов РФ…………...4
1.2. Формирование доходной базы региональных бюджетов…………………6
1.3. Структура расходов регионального бюджета………………………….….10
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета Нижегородской области……………………………………………………………………………14
2.1. Характеристика и анализ доходной части бюджета Нижегородской области……………................................................................................................14
2.2. Характеристика и анализ расходной части бюджета Нижегородской области……………………………………………………………………………19
2.3.Анализ системы исполнения и контроля бюджета Нижегородской области....................................................................................................................23
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов…………………………………………………………………...……28

Файлы: 1 файл

Курсовая по РЕУ.docx

— 73.38 Кб (Скачать файл)
  • субвенции на финансирование целевых расходов – по федеральным целевым программам, капитальных расходов, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней, и т. д.;
  • бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонностью затрат или поступлений доходов, а срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях; если, условия оплаты и возврата бюджетных ссуд определяются 'федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • финансовая помощь на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности (эта помощь предоставляется на основе нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг с целью обеспечения минимальных государственных социальных стандартов).

Субъект РФ - получатель финансовой помощи из федерального бюджета не имеет права:

  • обеспечивать государственным служащим, финансируемым за счет бюджета субъекта РФ, лучшие условия, чем государственным служащим федеральных учреждений;
  • предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета субъекта РФ;
  • предоставлять государственные гарантии субъекта РФ в размере, превышающем 5% расходов бюджета субъекта РФ.

Основным условием предоставления помощи бюджету субъекта РФ из федерального бюджета является подписание соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство РФ.

Налоги, поступающие в  соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета  могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они называются регулирующими доходами. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.

1.3. Структура расходов  регионального бюджета

По источникам финансирования расходы бюджетов субъектов РФ состоят из двух групп:

  • расходы, совместно финансируемые из бюджетов РФ и бюджетов субъектов РФ;
  • расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ.

 

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и средств  местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • финансовая помощь другим бюджетам;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Распределение и закрепление между  бюджетами разных уровней бюджетной  системы Российской Федерации вышеуказанных  расходов, производятся по согласованию соответственно органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного  субъекта Российской Федерации.

Порядок согласования распределения  и закрепления расходов совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  определяется Правительством Российской Федерации.

Исключительно из бюджетов субъектов  Российской Федерации финансируются  следующие функциональные виды расходов:

  • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
  • проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
  • прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.

Размер дефицита регионального бюджета не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации  могут быть:

1) внутренние источники в следующих  формах:

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

кредиты, полученные от кредитных  организаций;

2) внешние источники, определяемые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 
2.1. Характеристика и анализ доходной части бюджета Нижегородской области

Областной бюджет за 2010-2012 год исполнен по доходам в сумме:

В 2010 году -85 029,4 млн. рублей;

В 2011 году -96 461,5 млн. рублей;

В 2012году-100 692,4 млн. рублей.

За 2010 - 2012 гг. доходы бюджета  области в абсолютном выражении  увеличились в 1,18 раз. Это говорит  о позитивной динамике бюджета.

Динамику доходов бюджета  Нижегородской области можно  проследить по данным об исполнении бюджета по доходам за 2010 - 2011 гг. (табл. 2.)

Таблица 1

Структура доходов  областного  бюджета в 2010-2012г( в %):

 

2010г.

2011г.

2012г.

Налоговые доходы

В том числе:

  • налог на доходы физических лиц
  • налог на прибыль организаций
  • налоги на имущество
  • акцизы

71,9

 

39,9

32,5

11,9

12

71,9

 

36,8

32,5

13,3

13,2

76,2

 

32,9

31,5

16,4

14,1

Неналоговые доходы

1,6

2,5

2,2

Безвозмездные поступления

26,5

25,6

21,6


 

Данные табл. 1. показывают, что в  составе доходов бюджета преобладают налоговые доходы – 76,2 % в 2012 г., причем доля налогов в общей сумме доходов бюджета постепенно увеличивается за 2010 - 2012 гг. с 71,9 до 76,2 %.

Основная доля всех налоговых поступлений  в областной бюджет Нижегородской  области в 2010-2012 гг. обеспечивалась налогами на доходы физических лиц  и налогами на прибыль. Однако их доля в 2012 г по сравнению с 2010 несколько  уменьшилась по налогу на доходы физических лиц на7%,по налогу на прибыль организаций  на 1%.Уменьшение налога на прибыль в 2012 г связано с тем ,что область потеряла около 5 млрд. рублей из-за ухода части налога на прибыль в другие регионы. На федеральном уровне крупным предприятиям разрешили объединять свои филиалы, офисы, производства в консолидированные группы и платить единый налог на прибыль, как правило, в том регионе, где размещен головной офис. Этой возможностью воспользовались около 30 предприятий, расположенных в Нижегородской области, например, входящие в структуру "Лукойла" и "Транснефти".

Однако в 2013 году правительство  намерено не только покрыть эти убытки, но и извлечь из решения федерации  прибыль. На территории региона будут  созданы свои консолидированные  группы, которые станут выплачивать  налоги централизованно в бюджет Нижегородской области, так как  львиная доля их имущества находится  здесь.

Например, с 1 января 2013 года в такую  группу объединятся Саровский ядерный  центр, ОКБМ им.Африкантова, НИИИС им. Седакова и ряд других объектов "Росатома", за исключением атомных станций. Таким образом, налоговые поступления  от одного только "Росатома" в 2013 году увеличатся почти в два с  половиной раза.

О своем намерении создать консолидированную  группу на территории области заявил и такой крупнейший налогоплательщик как "Газпром".

Меньшую часть доходов в составе налоговых доходов Нижегородской области составляет налог на имущество. Однако в 2012 г по сравнению с 2010г наблюдается увеличение доли налога на имущество в 1,4 раза ,это связано с внесением изменений в статьи 4 и 10 Закона Нижегородской области "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" с 1.01.2012 года налог на имущество организаций в полном объеме будет зачисляться в областной бюджет (вместо ранее действующего норматива 80 процентов – в областной бюджет и 20 процентов – в бюджеты муниципальных районов и городских округов)

Так же увеличился процент  дохода по акцизам на 2,1% что связано с увеличением ставки акциза на табачную и алкогольную продукцию.

Таблица 2

Доходы областного бюджета за 2010-2012 год

(млн. рублей)

 

Исполнено на 01.2011г

Исполнено на 01.2012г

Исполнено на 01.2013 г

Налоговые и неналоговые  доходы

62 484,4

71 786,5

78 912,3

Налоговые доходы

61 144,9

69 379,0

76 705,7

Налог на прибыль организаций

24 415,2

25 512,9

24 150,8

Налог на доходы физических лиц

19 877,8

22 545,2

25 252,1

Акцизы

7 315,3

9 179,9

10 839,6

Налоги на совокупный доход

2 198,6

2 714,9

3 713,5

Налоги на имущество

7 265,3

9 245,9

12 584,6

Прочие налоговые доходы

39,4

180,2

165,1

Неналоговые доходы

1 339,5

2 407,4

2 206,6

Безвозмездные поступления:

22 544,9

24 675,1

21 780,0

  от бюджетов других  уровней:

19 288,2

24 088,8

20 837,9

- дотации

5 167,7

6 559,8

3 076,1

- субсидии 

7 826,3

6 096,0

6 002,6

- субвенции

5 568,3

6 749,6

5 646,8

- иные межбюджетные трансферты

705,2

4 661,7

5 428,6

- прочие безвозмездные  поступления

20,7

21,7

683,8

Безвозмездные поступления  от государственных (муниципальных) и  негосударственных организаций

2 919,8

834,5

1 014,3

 Прочие безвозмездные  поступления

336,9

41,8

314,2

Доходы от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых  лет и возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет

-309,0

-290,0

-386,4

ВСЕГО ДОХОДОВ

85 029,4

96 461,5

100 692,4

Информация о работе Формирование и исполнение регионального бюджета (на примере Нижегородской области)