Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:21, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать процесс формирования и исполнения доходной и расходной частей регионального бюджета, а так же выявить пути его совершенствования.
Такая направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач в ходе работы:
Рассмотреть теоретические основы формирования и исполнения региональных бюджетов;
Проанализировать формирование и исполнение доходной и расходной части бюджета Нижегородской области;
Рассмотреть основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения регионального бюджета……………………………………………………………………………4
1.1. Сущность и принципы организации бюджетов субъектов РФ…………...4
1.2. Формирование доходной базы региональных бюджетов…………………6
1.3. Структура расходов регионального бюджета………………………….….10
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета Нижегородской области……………………………………………………………………………14
2.1. Характеристика и анализ доходной части бюджета Нижегородской области……………................................................................................................14
2.2. Характеристика и анализ расходной части бюджета Нижегородской области……………………………………………………………………………19
2.3.Анализ системы исполнения и контроля бюджета Нижегородской области....................................................................................................................23
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов…………………………………………………………………...……28
Субъект РФ - получатель финансовой помощи из федерального бюджета не имеет права:
Основным условием предоставления помощи бюджету субъекта РФ из федерального бюджета является подписание соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство РФ.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они называются регулирующими доходами. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.
1.3. Структура расходов регионального бюджета
По источникам финансирования расходы бюджетов субъектов РФ состоят из двух групп:
Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации вышеуказанных расходов, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:
Размер дефицита регионального бюджета не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть:
1) внутренние источники в
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
2) внешние источники,
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика
и анализ доходной части бюджета Нижегородской
области
Областной бюджет за 2010-2012 год исполнен по доходам в сумме:
В 2010 году -85 029,4 млн. рублей;
В 2011 году -96 461,5 млн. рублей;
В 2012году-100 692,4 млн. рублей.
За 2010 - 2012 гг. доходы бюджета области в абсолютном выражении увеличились в 1,18 раз. Это говорит о позитивной динамике бюджета.
Динамику доходов бюджета Нижегородской области можно проследить по данным об исполнении бюджета по доходам за 2010 - 2011 гг. (табл. 2.)
Таблица 1
Структура доходов областного бюджета в 2010-2012г( в %):
2010г. |
2011г. |
2012г. | |
Налоговые доходы В том числе:
|
71,9
39,9 32,5 11,9 12 |
71,9
36,8 32,5 13,3 13,2 |
76,2
32,9 31,5 16,4 14,1 |
Неналоговые доходы |
1,6 |
2,5 |
2,2 |
Безвозмездные поступления |
26,5 |
25,6 |
21,6 |
Данные табл. 1. показывают, что в составе доходов бюджета преобладают налоговые доходы – 76,2 % в 2012 г., причем доля налогов в общей сумме доходов бюджета постепенно увеличивается за 2010 - 2012 гг. с 71,9 до 76,2 %.
Основная доля всех налоговых поступлений в областной бюджет Нижегородской области в 2010-2012 гг. обеспечивалась налогами на доходы физических лиц и налогами на прибыль. Однако их доля в 2012 г по сравнению с 2010 несколько уменьшилась по налогу на доходы физических лиц на7%,по налогу на прибыль организаций на 1%.Уменьшение налога на прибыль в 2012 г связано с тем ,что область потеряла около 5 млрд. рублей из-за ухода части налога на прибыль в другие регионы. На федеральном уровне крупным предприятиям разрешили объединять свои филиалы, офисы, производства в консолидированные группы и платить единый налог на прибыль, как правило, в том регионе, где размещен головной офис. Этой возможностью воспользовались около 30 предприятий, расположенных в Нижегородской области, например, входящие в структуру "Лукойла" и "Транснефти".
Однако в 2013 году правительство намерено не только покрыть эти убытки, но и извлечь из решения федерации прибыль. На территории региона будут созданы свои консолидированные группы, которые станут выплачивать налоги централизованно в бюджет Нижегородской области, так как львиная доля их имущества находится здесь.
Например, с 1 января 2013 года в такую группу объединятся Саровский ядерный центр, ОКБМ им.Африкантова, НИИИС им. Седакова и ряд других объектов "Росатома", за исключением атомных станций. Таким образом, налоговые поступления от одного только "Росатома" в 2013 году увеличатся почти в два с половиной раза.
О своем намерении создать
Меньшую часть доходов в составе налоговых доходов Нижегородской области составляет налог на имущество. Однако в 2012 г по сравнению с 2010г наблюдается увеличение доли налога на имущество в 1,4 раза ,это связано с внесением изменений в статьи 4 и 10 Закона Нижегородской области "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" с 1.01.2012 года налог на имущество организаций в полном объеме будет зачисляться в областной бюджет (вместо ранее действующего норматива 80 процентов – в областной бюджет и 20 процентов – в бюджеты муниципальных районов и городских округов)
Так же увеличился процент дохода по акцизам на 2,1% что связано с увеличением ставки акциза на табачную и алкогольную продукцию.
Таблица 2
Доходы областного бюджета за 2010-2012 год
(млн. рублей)
Исполнено на 01.2011г |
Исполнено на 01.2012г |
Исполнено на 01.2013 г | |
Налоговые и неналоговые доходы |
62 484,4 |
71 786,5 |
78 912,3 |
Налоговые доходы |
61 144,9 |
69 379,0 |
76 705,7 |
Налог на прибыль организаций |
24 415,2 |
25 512,9 |
24 150,8 |
Налог на доходы физических лиц |
19 877,8 |
22 545,2 |
25 252,1 |
Акцизы |
7 315,3 |
9 179,9 |
10 839,6 |
Налоги на совокупный доход |
2 198,6 |
2 714,9 |
3 713,5 |
Налоги на имущество |
7 265,3 |
9 245,9 |
12 584,6 |
Прочие налоговые доходы |
39,4 |
180,2 |
165,1 |
Неналоговые доходы |
1 339,5 |
2 407,4 |
2 206,6 |
Безвозмездные поступления: |
22 544,9 |
24 675,1 |
21 780,0 |
от бюджетов других уровней: |
19 288,2 |
24 088,8 |
20 837,9 |
- дотации |
5 167,7 |
6 559,8 |
3 076,1 |
- субсидии |
7 826,3 |
6 096,0 |
6 002,6 |
- субвенции |
5 568,3 |
6 749,6 |
5 646,8 |
- иные межбюджетные трансферты |
705,2 |
4 661,7 |
5 428,6 |
- прочие безвозмездные поступления |
20,7 |
21,7 |
683,8 |
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) и негосударственных организаций |
2 919,8 |
834,5 |
1 014,3 |
Прочие безвозмездные поступления |
336,9 |
41,8 |
314,2 |
Доходы от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет и возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
-309,0 |
-290,0 |
-386,4 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
85 029,4 |
96 461,5 |
100 692,4 |