Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:21, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать процесс формирования и исполнения доходной и расходной частей регионального бюджета, а так же выявить пути его совершенствования.
Такая направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач в ходе работы:
Рассмотреть теоретические основы формирования и исполнения региональных бюджетов;
Проанализировать формирование и исполнение доходной и расходной части бюджета Нижегородской области;
Рассмотреть основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения регионального бюджета……………………………………………………………………………4
1.1. Сущность и принципы организации бюджетов субъектов РФ…………...4
1.2. Формирование доходной базы региональных бюджетов…………………6
1.3. Структура расходов регионального бюджета………………………….….10
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета Нижегородской области……………………………………………………………………………14
2.1. Характеристика и анализ доходной части бюджета Нижегородской области……………................................................................................................14
2.2. Характеристика и анализ расходной части бюджета Нижегородской области……………………………………………………………………………19
2.3.Анализ системы исполнения и контроля бюджета Нижегородской области....................................................................................................................23
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов…………………………………………………………………...……28
Как видно из таблицы 2 налоговый потенциал области формируется в основном за счет налогов, относящихся к федеральным регулирующим: налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц,акцизы и другие. Оставленные в ведении региональных бюджетов налоги приносят доходы, несопоставимые с перечисленными выше.
Перечень и налогооблагаемая база региональных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов, возложенных на территориальные бюджеты, полномочия по регулированию данных налогов на уровне субъектов РФ весьма ограничены.
Следовательно, доминирование в
налоговых доходах налогов со
статусом федеральных естественно
влечет за собой необходимость
В составе доходов региональных бюджетов предусматриваются поступления и неналоговых платежей.
Доля неналоговых доходов
Доход от имущества формируется за счет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, отчислений части прибыли унитарных предприятий и др
Крайне важно определить направления развития неналоговых доходов. Первым среди таких источников следует выделить организацию новых форм использования государственной и муниципальной собственности, а вторым - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности.
Следует отметить перспективный характер этой группы доходов в качестве собственных доходов бюджета. Увеличение доходов региональных бюджетов за счет них будет связано с развитием рыночной инфраструктуры хозяйствования, развития института собственников, общей стабилизации экономики и, в частности, промышленности. Это повлечет увеличение поступлений от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Доля безвозмездных
Из таблицы 2 видно, что преобладает
такой вид безвозмездных
В результате комплексного
анализа состава и структуры
доходов регионального бюджета
Нижегородской области
2.2 Характеристика и анализ расходной части бюджета Нижегородской области
Расходы бюджета, согласно Бюджетному Кодексу РФ - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы областного бюджета за период 2010-2012 г.г произведены в сумме:
В 2010 году -93 256,0млн. рублей;
В 2011 году -101 773,2млн. рублей;
В 2012году-111 820,2млн. рублей.
Рассмотрим состав расходов бюджета Нижегородской области в 2010- 2012 гг. на основании данных таблицы 3.
Таблица3
Состав расходов бюджета Нижегородской области в 2010- 2012 гг(млн.р)
Исполнено на 01.01.2011 |
Исполнено на 01.01.2012 |
Уд.вес, % |
Исполнено на 01.01.2013 |
Уд.вес, % | |
Общегосударственные вопросы |
3 698,8 |
3 131,7 |
3,1 |
2 972,5 |
2,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная оборона |
3 674,9 |
3 831,6 |
3,8 |
1 052,0 |
0,9 |
Национальная экономика |
10 998,6 |
20 271,8 |
19,9 |
21 048,4 |
18,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1086,1 |
4 786,4 |
4,7 |
2 891,2 |
2,6 |
Охрана окружающей среды |
136,8 |
198,7 |
0,2 |
255,2 |
0,2 |
Образование |
4 210,2 |
15 465,3 |
15,2 |
18 163,6 |
16,2 |
Культура и кинематография и СМИ |
978,9 |
1085,0 |
1,0 |
1144,5 |
1,0 |
Здравоохранение и Физическая культура и спорт |
6 750,2 |
18895,3 |
18,6 |
29825,7 |
26,6 |
Социальная политика |
22 957,3 |
24 505,5 |
24,1 |
26 390,3 |
23,6 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
1 621,7 |
1,6 |
2 077,4 |
1,9 | |
Межбюджетные трансферты |
38 764,3 |
7 930,2 |
7,8 |
5 957,0 |
5,3 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
93 256,0 |
101 773,2 |
100,0 |
111 820,2 |
100,0 |
Наибольший удельный вес расходов
приходится на социальную политику (2011
г. – 24,1%, 2012 г. – 23,6%). Значительно увеличились
расходы на здравоохранение и
спорт (18,6%-2011г, 26,6%-2012г). Также значительную
долю составляют расходы национальную
экономику(19,9%-2011г,18,8%-
Расходы на выплату заработной
платы с начислениями работникам
областных учреждений
В 2012г в структуре расходов 7 767,2 млн. рублей составляют капитальные вложения в основные фонды, что составило 6,9% от общего объема расходов, в 2010 данный показатель был меньше и составлял 4 674,3 млн. рублей (5% от общего объема расходов).
Расходы на реализацию областных целевых программ произведены за 2011 год в сумме 18 238,8 млн.рублей, что составило 83,2% к уточненному годовому плану.
В том числе, по ОЦП "Развитие социальной и инженерной инфрастуктуры как основы повышения качества жизни
населения Нижегородской области на 2011-2013 годы" перечислены средства в сумме 9 599,9 млн.рублей, по ОЦП "Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования" – 2 354,9 млн.рублей, по ОЦП "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" – 2 619,9 млн.рублей, по ОЦП "Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области» на 2011-2023 годы – 1 041,4 млн.рублей.
Всего из областного бюджета профинансировано 48 областных целевых программ, удельный вес расходов на их реализацию составил 17,9% в общих расходах бюджета.
В 2012 году на реализацию областных целевых программ произведены расходы в сумме 20 666,2 млн.рублей, что составило 98,7% к плановым годовым назначениям на 2012 год.
В том числе, по ОЦП
"Развитие социальной и инженерной
инфрастуктуры как основы повышения
качества жизни населения Нижегородской
области на 2012-2014 годы" перечислены
средства в сумме 6 501,6 млн.рублей, по ОЦП "
Всего из областного бюджета профинансировано 49 областных целевых программ, удельный вес расходов на их реализацию составляет 18,5% в общих расходах бюджета.
Межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов и городских округов перечислены в сумме:
В 2010-32 232,7 млн. рублей, что составило 99,3% к уточненному плану на 2010 год.
В 2011-36 935,4 млн. рублей, что составило 91,2% к уточненному плану на 2011 год .
В 2012-32 628,3 млн. рублей, что составило 98,9% к уточненному плану на 2012 год.
Кроме того, из областного бюджета в 2012г. перечислены средства Территориальному фонду обязательного медицинского страхования в сумме 8 331,8 млн.рублей, а также межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, в сумме 37,4 млн.рублей
В целом расходная часть бюджета Нижегородской области имеет тенденцию к увеличению. Несомненно, это положительная тенденция, но она требует поиска новых источников доходной части бюджета области.
Также положительная тенденция увеличение и стабильное состояние приоритетных разделов бюджета. Но необходимо дальнейшее совершенствование расходной части бюджета области, в частности увеличение доли расходов бюджета по таким разделам как «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Охрана окружающей среды», «Культура»,«Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».
2.3.Анализ системы исполнения и контроля бюджета Нижегородской области.
Процесс исполнения бюджета Нижегородской области организован в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ на основе сводной бюджетной росписи областного бюджета и кассового плана.
Для обеспечения сбалансированности областного бюджета на 2012 год для получателей бюджетных средств установлены предельные объемы финансирования в пределах кассовых поступлений и лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на год.
Обеспечено своевременное финансирование всех расходов областного бюджета в условиях изменения с 1 января 2012 года порядка финансирования бюджетных и автономных учреждений, перевода учреждений здравоохранения из муниципальной собственности на областной уровень, доработки и усовершенствования программного продукта автоматизированного центра контроля исполнения и планирования бюджета.
Для
осуществления ежедневного
За счет управления ликвидностью по счетам экономия средств областного бюджета за 2012 год составила 438 млн. рублей. Проверено и санкционировано к оплате 1,5 млн. заявок на общую сумму 48,9 млрд. рублей, осуществлено финансирование 859 государственных учреждений.
В целях
сокращения издержек, связанных с
получением наличных средств для
оплаты текущих расходов получателями
бюджетных средств и
Заключены
договоры с коммерческими банками
на обслуживание счетов для расчетов
по денежным операциям с использованием
международных пластиковых
В апреле 2012 года организован и проведен семинар по теме "Бюджетные реформы: проблемы и ожидания" с участием представителей Минфина России.
В соответствии
с новыми Инструкциями по бюджетному
учету в казенных, бюджетных, автономных
учреждениях организована методическая
работа и обучение 523 специалистов бухгалтерских
служб государственных и
За 2012 год в Реестре контрактов зарегистрировано 20 006 государственных контрактов, заключенных государственными заказчиками области и договоров, заключенных бюджетными учреждениями области на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму 38,1 млрд. рублей.
План
заказа для государственных нужд
и нужд государственных бюджетных
учреждений Нижегородской области
на 2012 год уточнен по состоянию
на 1 января 2013 года в объеме 27,6 млрд.
рублей, в том числе для
В 2012 году осуществлялся контроль за соблюдением бюджетного законодательства, обоснованности расчетов плановых назначений, целевого и эффективного использования бюджетных средств.
В целях исполнения требований Бюджетного кодекса РФ разработаны и приняты: постановление Правительства области от 27.04.2012 №238 "О порядке размещения средств областного бюджета на банковских депозитах" и приказ министерства финансов области от 25.07.2012 №80 "Об утверждении положения о порядке работы по размещению средств областного бюджета на банковских депозитах".
В целях установления единообразия форм бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях различных правовых статусов и направлений деятельности постановлением Правительства области от 29.08.2012 №583 внесены изменения в областную целевую программу "Развитие системы бюджетного учета и отчетности в Нижегородской области (2010 - 2014 годы)", которая утверждена постановлением Правительства области от 26.04.2010 №241.