Формирование и исполнение регионального бюджета (на примере Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать процесс формирования и исполнения доходной и расходной частей регионального бюджета, а так же выявить пути его совершенствования.
Такая направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач в ходе работы:
Рассмотреть теоретические основы формирования и исполнения региональных бюджетов;
Проанализировать формирование и исполнение доходной и расходной части бюджета Нижегородской области;
Рассмотреть основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические основы формирования и исполнения регионального бюджета……………………………………………………………………………4
1.1. Сущность и принципы организации бюджетов субъектов РФ…………...4
1.2. Формирование доходной базы региональных бюджетов…………………6
1.3. Структура расходов регионального бюджета………………………….….10
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета Нижегородской области……………………………………………………………………………14
2.1. Характеристика и анализ доходной части бюджета Нижегородской области……………................................................................................................14
2.2. Характеристика и анализ расходной части бюджета Нижегородской области……………………………………………………………………………19
2.3.Анализ системы исполнения и контроля бюджета Нижегородской области....................................................................................................................23
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов…………………………………………………………………...……28

Файлы: 1 файл

Курсовая по РЕУ.docx

— 73.38 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы 2 налоговый потенциал области формируется в основном за счет налогов, относящихся к федеральным регулирующим: налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц,акцизы и другие. Оставленные в ведении региональных бюджетов налоги приносят доходы, несопоставимые с перечисленными выше.

Перечень и налогооблагаемая база региональных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов, возложенных  на территориальные бюджеты, полномочия по регулированию данных налогов  на уровне субъектов РФ весьма ограничены.

Следовательно, доминирование в  налоговых доходах налогов со статусом федеральных естественно  влечет за собой необходимость закрепления  существенной части налоговых поступлений по федеральным налогам за региональными бюджетами.

В составе доходов региональных бюджетов предусматриваются поступления  и неналоговых платежей.

Доля неналоговых доходов незначительна  в общей сумме доходов областного бюджета: она составляла от 1,6% в 2010 г. до 2,5% в 2011 г. с последующим уменьшением  до 2,2% в 2012 г. Основную часть неналоговых доходов составляют доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности -41%.

Доход от имущества формируется  за счет дивидендов по акциям, принадлежащим  государству, сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной  собственности, отчислений части прибыли  унитарных предприятий и др

Крайне важно определить направления  развития неналоговых доходов. Первым среди таких источников следует  выделить организацию новых форм использования государственной  и муниципальной собственности, а вторым - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной  собственности.

Следует отметить перспективный характер этой группы доходов в качестве собственных  доходов бюджета. Увеличение доходов  региональных бюджетов за счет них  будет связано с развитием  рыночной инфраструктуры хозяйствования, развития института собственников, общей стабилизации экономики и, в частности, промышленности. Это  повлечет увеличение поступлений от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности.

 

Доля безвозмездных поступлений  в структуре доходов областного бюджета достаточно велика ,но наблюдается тенденция к её снижению,в 2010г она составляла 26,5 %,к 2012г снизилась до 21,6%.

 

Из таблицы 2 видно, что преобладает  такой вид безвозмездных поступлений  от бюджетов других уровней  как  субсидии,однако их доля в 2012 г. уменьшилась по сравнению с 2010 г. (27,6% против 34,7%). Доля субвенций не претерпела значительных изменений. А доля дотаций снизилась 14,1% в 2012г, по сравнению с 22,9% в 2010 г.

 

В результате комплексного анализа состава и структуры  доходов регионального бюджета  Нижегородской области выявлено, что основной удельный вес в составе  доходов его бюджета занимают налоговые доходы, формируемые путем  отчислений от федеральных налогов - налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и других налогов. Анализ показал низкую степень  развития неналоговых поступлений  в бюджет региона, которые при  эффективном использовании такой  составляющей, как доходы от имущества, находящегося в областной собственности, могут служить резервом роста  собственных доходов бюджета. Среди  безвозмездных перечислений преобладают  субсидии, в целом доля перечислений уменьшилась. 

 

2.2 Характеристика  и анализ расходной части бюджета Нижегородской области

Расходы бюджета, согласно Бюджетному Кодексу РФ - это выплачиваемые  из бюджета денежные средства, за исключением  средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы областного бюджета за период 2010-2012 г.г произведены в сумме:

В 2010 году -93 256,0млн. рублей;

В 2011 году -101 773,2млн. рублей;

В 2012году-111 820,2млн. рублей.

Рассмотрим состав расходов бюджета  Нижегородской области в 2010- 2012 гг. на основании данных таблицы 3.

 Таблица3

Состав расходов бюджета Нижегородской  области в 2010- 2012 гг(млн.р)

 

 

Исполнено на 01.01.2011

Исполнено на 01.01.2012

Уд.вес, %

Исполнено на 01.01.2013

Уд.вес, %

Общегосударственные вопросы

3 698,8

3 131,7

3,1

2 972,5

2,7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная оборона

3 674,9

3 831,6

3,8

1 052,0

0,9

Национальная экономика

10 998,6

20 271,8

19,9

21 048,4

18,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

1086,1

4 786,4

4,7

2 891,2

2,6

Охрана окружающей  среды

136,8

198,7

0,2

255,2

0,2

Образование

4 210,2

15 465,3

15,2

18 163,6

16,2

Культура и кинематография и СМИ

978,9

1085,0

1,0

1144,5

1,0

Здравоохранение и Физическая культура и спорт

6 750,2

18895,3

18,6

29825,7

26,6

Социальная политика

22 957,3

24 505,5

24,1

26 390,3

23,6

Обслуживание государственного и муниципального долга

 

1 621,7

1,6

2 077,4

1,9

Межбюджетные трансферты

38 764,3

7 930,2

7,8

5 957,0

5,3

ВСЕГО РАСХОДОВ

93 256,0

101 773,2

100,0

111 820,2

100,0


 

Наибольший удельный вес расходов приходится на социальную политику (2011 г. – 24,1%, 2012 г. – 23,6%). Значительно увеличились  расходы на здравоохранение и  спорт (18,6%-2011г, 26,6%-2012г). Также значительную долю составляют расходы национальную экономику(19,9%-2011г,18,8%-2012г). Наименьший удельный вес составляют расходы  на охрану окружающей среды(0,2%) , на национальную безопасность и правоохранительную деятельность,(3,8% в 2011 г. к 0,9% в 2012 г.) и на культуру и СМИ(1,0%)

Расходы на выплату заработной платы с начислениями работникам областных учреждений составили в 2012 -17 198,4 млн.рублей,2011-15 341,4 млн. рублей,в 2010-13 566,3 млн. рублей. Что говорит о положительной теденции в данной сфере.

В 2012г в структуре расходов 7 767,2 млн. рублей составляют капитальные  вложения в основные фонды, что составило 6,9% от общего объема расходов, в 2010 данный показатель был меньше и составлял 4 674,3 млн. рублей (5% от общего объема расходов).

Расходы на реализацию областных  целевых программ произведены за 2011 год в сумме 18 238,8 млн.рублей, что составило 83,2% к уточненному годовому плану.

В том числе, по ОЦП "Развитие социальной и инженерной инфрастуктуры  как    основы  повышения   качества  жизни 

населения Нижегородской  области на 2011-2013 годы" перечислены  средства в сумме 9 599,9 млн.рублей, по ОЦП "Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования" – 2 354,9 млн.рублей, по ОЦП "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" – 2 619,9 млн.рублей, по ОЦП "Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области» на 2011-2023 годы  – 1 041,4 млн.рублей.

Всего из областного бюджета  профинансировано 48 областных целевых  программ, удельный вес расходов на их реализацию составил 17,9% в общих  расходах бюджета.

В 2012 году  на реализацию областных целевых программ  произведены  расходы в сумме 20 666,2 млн.рублей, что составило 98,7% к плановым годовым  назначениям на 2012 год.

В том числе, по ОЦП "Развитие социальной и инженерной инфрастуктуры как  основы  повышения   качества  жизни населения Нижегородской  области на 2012-2014 годы" перечислены  средства в сумме  6 501,6 млн.рублей, по ОЦП "Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012-2014 годы" – 7 077,1 млн.рублей. Продолжилась реализация по ОЦП "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" – 3 037,3 млн.рублей, по ОЦП "Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области» на 2011-2023 годы  – 1 206,1 млн.рублей.

Всего из областного бюджета профинансировано 49 областных  целевых программ, удельный вес расходов на их реализацию составляет 18,5% в общих  расходах бюджета.

Межбюджетные трансферты  бюджетам муниципальных районов и городских округов перечислены в сумме:

В 2010-32 232,7 млн. рублей, что составило 99,3% к уточненному плану на 2010 год.

     В  2011-36 935,4 млн. рублей, что составило 91,2% к уточненному плану на 2011 год .

В 2012-32 628,3 млн. рублей, что составило  98,9% к уточненному  плану на 2012 год.

Кроме того, из областного бюджета в 2012г. перечислены средства Территориальному фонду обязательного  медицинского страхования в сумме 8 331,8 млн.рублей, а также межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного  фонда на выплату пенсий, назначенных  досрочно гражданам, признанным безработными, в сумме 37,4 млн.рублей

 

В целом расходная часть  бюджета Нижегородской области  имеет тенденцию к увеличению. Несомненно, это положительная тенденция, но она требует поиска новых источников доходной части бюджета области.

Также положительная тенденция  увеличение и стабильное состояние  приоритетных разделов бюджета. Но необходимо дальнейшее совершенствование расходной  части бюджета области, в частности  увеличение доли расходов бюджета по таким разделам как «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Охрана окружающей среды», «Культура»,«Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».

2.3.Анализ  системы исполнения и контроля бюджета Нижегородской области.

Процесс исполнения бюджета Нижегородской  области организован в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ на основе сводной бюджетной  росписи областного бюджета и  кассового плана.

Для обеспечения сбалансированности областного бюджета на 2012 год для получателей  бюджетных средств установлены  предельные объемы финансирования в  пределах кассовых поступлений и  лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на год.

Обеспечено  своевременное финансирование всех расходов областного бюджета в условиях изменения с 1 января 2012 года порядка  финансирования бюджетных и автономных учреждений, перевода учреждений здравоохранения  из муниципальной собственности  на областной уровень, доработки  и усовершенствования программного продукта автоматизированного центра контроля исполнения и планирования бюджета.

Для осуществления ежедневного финансирования за счет средств областного бюджета:  

  • проводился оперативный учет поступлений денежных средств на лицевой счет министерства финансов, открытый в УФК по Нижегородской области;
  • уточнялся кассовый план по отдельным видам расходов с детализацией по рабочим дням;
  • перераспределялись лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования в соответствии с внесением изменений в бюджетную роспись.

За  счет управления ликвидностью по счетам экономия средств областного бюджета  за 2012 год составила 438 млн. рублей. Проверено  и санкционировано к оплате 1,5 млн. заявок на общую сумму 48,9 млрд. рублей, осуществлено финансирование 859 государственных учреждений.

В целях  сокращения издержек, связанных с  получением наличных средств для  оплаты текущих расходов получателями бюджетных средств и государственными учреждениями, проведены организационные  мероприятия, в результате которых  появилась возможность при расчетах использовать дебетовые пластиковые  карты.

Заключены договоры с коммерческими банками  на обслуживание счетов для расчетов по денежным операциям с использованием международных пластиковых карт.

В апреле 2012 года организован и проведен семинар  по теме "Бюджетные реформы: проблемы и ожидания" с участием  представителей Минфина России.

В соответствии с новыми Инструкциями по бюджетному учету в казенных, бюджетных, автономных учреждениях организована методическая работа и обучение 523 специалистов бухгалтерских  служб государственных и муниципальных  казенных, бюджетных, автономных учреждений области.

За 2012 год в Реестре контрактов зарегистрировано 20 006 государственных контрактов, заключенных  государственными заказчиками области  и договоров, заключенных бюджетными учреждениями области на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму 38,1 млрд. рублей.

План  заказа для государственных нужд и нужд государственных бюджетных  учреждений Нижегородской области  на 2012 год уточнен по состоянию  на 1 января 2013 года в объеме 27,6 млрд. рублей, в том числе для государственных  нужд в объеме – 13,7 млрд. рублей, для  нужд государственных бюджетных  учреждений – 13,9 млрд. рублей.

В 2012 году осуществлялся контроль за соблюдением  бюджетного законодательства, обоснованности расчетов плановых назначений, целевого и эффективного использования бюджетных  средств.

В целях  исполнения требований Бюджетного кодекса  РФ разработаны и приняты: постановление  Правительства области от 27.04.2012 №238 "О порядке размещения средств  областного бюджета на банковских депозитах" и приказ министерства финансов области  от 25.07.2012 №80 "Об утверждении положения  о порядке работы по размещению средств  областного бюджета на банковских депозитах".

В целях  установления единообразия форм бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях различных правовых статусов и направлений деятельности постановлением Правительства области  от 29.08.2012 №583 внесены изменения в  областную целевую программу "Развитие системы бюджетного учета и отчетности в Нижегородской области (2010 - 2014 годы)", которая утверждена постановлением Правительства области от 26.04.2010 №241.

Информация о работе Формирование и исполнение регионального бюджета (на примере Нижегородской области)