Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:38, курсовая работа
Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. Вследствие выше перечисленного, управление формированием и распределением прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования, распределения и использования прибыли на предприятии 4
1.1.Прибыль в производственной фирме: факторы ее образования 4
1.2. Масса валовой прибыли и ее распределение 7
1.3. Использование прибыли 12
2. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на примере ОАО «Борский трубный завод» 16
2.1. Характеристика предприятия 16
2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли 19
2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг 20
2.4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов 22
2.5. Анализ налогооблагаемой прибыли 24
2.6. Анализ налогов из прибыли 25
2.7. Анализ формирования чистой прибыли 26
2.8. Анализ распределения и использования чистой прибыли 27
Заключение 30
Список литературы 32
Рис.1. Структура стоимости товаров
Величина себестоимости единицы продукции может изменяться в зависимости от вида производственных затрат, которые бывают:
Прямые расходы на производство (или переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся:
- расходы на заработную плату работников, непосредственно занятых изготовлением товаров;
- затраты на сырье, материалы и другие предметы труда.
Общая величина таких затрат изменяется, как правило, в прямой пропорции с масштабами выпуска товаров. В этом случае себестоимость единицы продукции не изменяется по своей величине.
Косвенные (или условно постоянные) расходы мало или совсем не зависят от масштабов выпуска продукции. К ним мы причисляем:
- аренду здания,
- заработную плату служащим,
- страховку имущества,
- обслуживание машин (их амортизация и ремонт),
- коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т.п.),
- затраты на реализацию продукции (ее транспортировка, сбыт, реклама и др.),
- выплаты по процентам на заем.
Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при увеличении размеров производства себестоимость единицы продукции снижается. Отсюда видна экономическая выгода от расширения масштабов изготовления товаров.
2-й фактор, влияющий на величину прибыли, - уровень цен, по которым фирма сбывает свою продукцию. Здесь возможны пять основных вариантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий.
Рис.2. Соотношения цен и стоимости товара
Во-первых, цена (Ц1) может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, денежная выручка за товар (Ц2) совпадает с издержками предприятия, что обеспечивает лишь самоокупаемость производства. В-третьих, если цена (Ц3) выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, когда цена (Ц4) совпадает по своей величине со стоимостью, то бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег (Ц5), чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая величина его дохода оказывается больше созданной прибыли.
Разумеется, бизнесмен рад возможности получить дополнительную прибыль от возрастания рыночной цены. Однако если цена товара не повышается, то приходится искать другой путь обогащения — за счет увеличения общей массы (абсолютной величины) валовой прибыли, получаемой при неизменной или даже снижающейся цене всех изделий.
1.2. Масса валовой прибыли и ее распределение
Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, факторы которые влияют на ее получение, классифицируют по разным признакам.
К внешним факторам относят природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок, льгот, штрафных санкций и т.д. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут значительно влиять на величину прибыли.
Внутренние факторы разделяются на :
производственные –
характеризуют наличие и
Объектом распределения является балансовая прибыль. Под распределением понимают поступление прибыли в бюджет и использование ее на предприятии и за ее пределами.
При подсчете валовой (общей, суммарной) прибыли прежде всего определяется сумма продаж (денежный доход от реализации всех товаров, произведенных за определенный период, скажем, за год). Эта сумма может быть подсчитана путем умножения средней цены за изделие на общее количество проданных благ.
Масса валовой прибыли (Пв) - это разница между суммой продаж (Цо) и совокупными издержками производства (или себестоимостью всех товаров - Сс):
Пв = Цо - Сс.
Рассмотрим простой пример (цифры условные). Небольшая фабрика занимается изготовлением дверных замков. Цена за штуку - 10 рублей. За год продано 4 тыс. штук. Сумма продаж составила 40 тыс. рублей. Совокупная же себестоимость всех изделий - 5 тыс. рублей. Стало быть, валовая прибыль фабрики - 35 тыс. рублей.
Процесс образования валовой прибыли на деле не такой простой, как в данном примере. Фирма, производящая любой товар, получает валовую прибыль не сразу - не с момента начала продажи изготовленных благ. Напротив, предприятие первоначально несет значительные косвенные, или условно постоянные расходы (затраты на аренду здания, заработную плату служащим, страховку имущества, обслуживание машин и др.). К этому по мере увеличения выпуска продукции добавляются прямые, или переменные, затраты. В итоге все время нарастает величина совокупных издержек - сумма постоянных и переменных расходов.
Затем наступает такой
момент, когда снижется эффект увеличения
масштабов производства: при росте размеров выпуска изделий себестоимость
каждого из них будет снижаться (из-за
относительной экономии постоянных затрат
в расчете на единицу продукции). Сначала
сумма продаж сравняется с величиной совокупных
издержек (еСс), т.е. будет достигнута точка
самоокупаемости производства. В дальнейшем
после прохождения этой точки - наращивание
выпуска товаров приведет к образованию
валовой прибыли, масса которой будет
все время возрастать. Наглядной иллюстрацией
такого процесса служит рис. 2.1 (цифры условные).
Из рис. 2.1 видно, что первоначально сумма
продаж товаров ( Цо) была меньше совокупных
издержек ( Сс), которые в начале производства
составили 150 тыс. руб. Однако при выпуске
30 тыс. изделий достигнута точка самоокупаемости
( Цо = Сс). В последующем происходило увеличение
массы валовой прибыли ( Пв). За счет снижения
себестоимости имеется возможность снизить
цену товара без значительной потери прибыли.
Рис. 2.1. Образование совокупной прибыли
Образование массы валовой прибыли зависит от:
- производственных факторов - величины совокупных издержек и масштабов производства,
- рыночного фактора - уровня оптовых (сбытовых) цен.
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов и др. обязательных платежей.
Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования. При этом предприятие должно найти оптимальное соотношение в направлении финансовых ресурсов на цели производственно-технического и социального развития предприятия, материального стимулирования работников и др. цели.
После того, как за намеченный период получена вся масса валовой прибыли, в полной мере развертывается процесс ее распределения.
- Первоначально прибыль присваивает бизнесмен, если он единоличный собственник фирмы. Также он может израсходовать всю прибыль на свои личные нужды, даже прихоти (такие случаи иногда имеют место в жизни). Но все это скорее исключение. Ведь предприниматель, растративший всю прибыль на личные потребности, теряет возможность осуществлять накопления капитала за счет собственных средств, тем самым расширять и совершенствовать производство. Если же фирма принадлежит нескольким собственникам, то ни один из них не в праве присвоить и по своему усмотрению израсходовать всю прибыль.
Рис. 3. Распределение валовой прибыли
Прежде всего из валовой прибыли вычитаются
суммы, уходящие "на сторону". Сюда
относятся арендная плата за пользование
чужой землей или зданиями (находящимися
в иной собственности), а также процент
за наземные денежные средства. Кроме
того, предприятие вносит налоги в бюджет
государства и местных органов власти,
вкладывает средства в благотворительные
и иные фонды. Оставшаяся часть средств
образует чистую прибыль, которая используется
на производственные и социальные потребности
предприятия, в том числе на накопление
(расширение производства), на охрану окружающей
среды, подготовку и переподготовку кадров,
социальные потребности работников предприятия
и другие цели.
Наконец, из чистой прибыли бизнесмен
получает причитающийся ему лично предпринимательский
доход. В условиях акционерного общества
предназначенная в качестве личного дохода
часть прибыли распределяется между всеми
пайщиками, внесшими свой вклад в совместный
капитал.
В современных условиях
на предприятиях многих стран применяются
экономические формы доходов, в
которых синтезируется
Совокупный доход за счет прибыли
и заработной платы формируется не только
у части предпринимателей, менеджеров.
Такая интеграция доходов получает все
большее распространение и среди рабочих.
Достигается это главным образом за счет
использования на предприятиях систем
"участия в прибылях", "в капитале".
При этом денежное вознаграждение делится
на две части. Первая и главная его доля
выплачивается по обычным нормам заработной
платы, а вторая - в конце года в виде премии
из прибыли предприятия. Премия выдается
нерегулярно и ставится в зависимость
от уровня дохода предприятия или от размеров
той части прибыли, которая создается
либо за счет экономии производственных
расходов, либо сбережения только затрат
на рабочую силу. Такие выплаты освобождаются
от налогов. Все это делается с целью увязать
экономические интересы каждого работника
с улучшением конечных результатов коммерческой
деятельности предприятия.
При нормальном состоянии экономики использование
части прибыли для увеличения доходов
работников позволяет преодолевать их
былое отчуждение от собственности и заинтересовать
в экономической реализации совместного
имущества, в увеличении массы и нормы
прибыли.
В общем виде прибыль определяется
как разность между совокупной выручкой
и совокупными издержками:
TR-TC=p.
Где: TR - совокупная выручка
(доход);
TC - совокупные издержки;
p - прибыль.
Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются:
- издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;
- нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность.
Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль.
Рис.4. Структура выручки предприятия
Таким образом, в отличие
от бухгалтерской прибыли, которая
учитывает только внешние издержки,
экономическая прибыль
Экономические издержки позволяют понять различие между подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует прошлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы. Экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтернативы использования ресурсов, которыми он располагает.
1.3. Использование прибыли
В финансовой политике предприятия
важное место занимает распределение
и использование прибыли как
основного источника
рис.5. Схема использования прибыли предприятия
Из общей прибыли уплачивается налог в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством о налогообложении прибыли предприятия. Прибыль, оставшаяся после налогообложения (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение предприятия и используется в порядке, предусмотренном его уставом и решениями его собственников.
Принципиальные (главные) направления использования предполагают деление прибыли на две части:
1) прибыль, направляемая
за пределы предприятия,
2) прибыль, остающаяся на предприятии и используемая как финансовый источник его развития (нераспределенная прибыль). Последняя направляется на создание резервного и инвестиционного фондов.
Резервный фонд является финансовым компенсатором возможных отклонений от нормального оборота средств, источником покрытия дополнительной потребности в средствах. Его формирование является обязательным для хозяйственных обществ, арендных предприятий, кооперативов.
Эту общую схему распределения прибыли нужно конкретизировать на предприятиях с различными организационно-правовыми формами, что касается прежде всего акционерных обществ (предприятий). Как известно, собственники акций получают часть корпоративной прибыли в виде дивидендов (дохода инвесторов на вложенный капитал). На акционерном предприятии дивиденды можно рассматривать как плату за привлеченный от продажи акций капитал.
Распределение прибыли
на выплату дивидендов и инвестирование
является сложной финансовой проблемой,
которая существенно и
Информация о работе Формирование, распределение и использование прибыли