Формирование, распределение и использование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. Вследствие выше перечисленного, управление формированием и распределением прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы формирования, распределения и использования прибыли на предприятии 4
1.1.Прибыль в производственной фирме: факторы ее образования 4
1.2. Масса валовой прибыли и ее распределение 7
1.3. Использование прибыли 12
2. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на примере ОАО «Борский трубный завод» 16
2.1. Характеристика предприятия 16
2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли 19
2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг 20
2.4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов 22
2.5. Анализ налогооблагаемой прибыли 24
2.6. Анализ налогов из прибыли 25
2.7. Анализ формирования чистой прибыли 26
2.8. Анализ распределения и использования чистой прибыли 27
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая прибыль предприятия.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

Понятно, что низкие дивиденды  приводят к противоположным результатам. С учетом этих обстоятельств акционерное  общество (предприятие) вынуждено выбрать  такую дивидендную политику, которая  соответствовала бы конкретным условиям его деятельности. Возможные варианты дивидендной политики (порядок выплаты дивидендов) на том или ином предприятии представлены на рис. 6.

Рис.6. Варианты дивидендной  политики предприятия

 

Каждый из названных  вариантов имеет свои преимущества и недостатки и применяется, как  правило, не постоянно, а в пределах определенного временного периода  с учетом экономической коньюктуры и финансового состояния предприятия.

Распределяя прибыль  предприятия, величину дивидендов в процентах (d) определяют по формуле

где Пд — часть прибыли, направляемой на выплату дивидендов;

Ку — уставный капитал (фонд) предприятия.

Абсолютная сумма дивидендов в расчете на одну акцию (D) соответственно будет составлять

D = Пд / Nа,

где Nа — количество акций, которое формирует величину уставного капитала (количество проданных акций).

Часть прибыли, используемой на выплату дивидендов, определяется в соответствии с выбранным вариантом дивидендной политики. Опыт деятельности зарубежных фирм и успешно работающих отечественных предприятий свидетельствует, что доля дивидендных сумм в чистой прибыли колеблется в пределах 30-70 %. Если она меньше 30 %, то выплаты считаются заниженными, а когда их относительный размер 70 % - завышенными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на примере ОАО «Борский трубный завод»

 

2.1. Характеристика предприятия

 

Рассматриваемым объектом курсовой   работы является предприятие ОАО «Борский трубный завод» (ОАО «БТЗ»).

Начало организации  ОАО «Борский трубный завод» было положено в 1935г. с артели «Навесная  дорога», которая занималась производством  подков, болтов, гаек, строительных скоб и т.д. В 1973 году к Борскому металлопрокатному заводу присоединяется Ямновский опытный завод конно-подковного инвентаря, и создавшееся объединение в 1975 году получает название «Борское производственное объединение трубопроката и метизов». В последующие десятилетия предприятие постоянно расширялось. Были введены в эксплуатацию еще три трубоэлектросварочных стана, на которых внедрен непрерывный режим технологического процесса со сваркой токами радиотехнической частоты. Освоено производство профильных труб (квадратных и прямоугольных) в линии трубного стана. Внедрен новый современный агрегат продольной резки рулонной стали.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации «Об  организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года № 721 по решению трудовых коллективов объединение преобразовалось в два самостоятельных акционерных общества и получило название ОАО «Борский трубный завод».  Второго декабря 1992 года распоряжением главы администрации Борского района Нижегородской области за № 286 общество было зарегистрировано.

ОАО «Борский трубный  завод» на протяжении нескольких последних  лет занимает одно из ведущих мест по объемам капитальных вложений, направляемых на капитальное строительство и техническое перевооружение. Большие капитальные вложения вкладываются в переоснащение, переоборудование, строительство и улучшение качества продукции. За последние годы:

- пуск в эксплуатацию таврового стана;

- внедрен новый агрегат  продольной резки стали мощностью  90 тыс. тонн в год;

- построен склад готовой  продукции и сырья площадью  более 3500 кв. метров;

- внедрена и ежегодно  подтверждается «Система обеспечения  качества» по международным стандартам ИСО 9001 немецкой фирмой TUV CERT;

- пуск в эксплуатацию  высокоточного агрегата для гибки  круглых и профильных труб.

К настоящему времени  на заводе функционируют следующие  основные производства:

1. трубоэлектросварочный  цех (ТЭСЦ);

2. участка порезки штрипсовой полосы;

3. цех товаров народного  потребления;

4. весь комплекс энергетических (вода, газ, пар, кислород) цехов;

5. ремонтный  участок и участок механической обработки ;

6. транспортный  цех  (железнодорожного и автомобильного  транспорта, склад  готовой  продукции);

7. лаборатории, вычислительный  центр, инженерный корпус.

Основным видом производственной и коммерческой деятельности завода является производство и реализация электросварных труб более 120 наименований:

- круглых, диаметром  от 16 мм до 127 мм,

- профильных, сечением, в  мм, от 20х20 до 140х60,100*100.

На предприятии выпускаются  товары народного потребления, в  том числе и по эскизам заказчика. Имеющееся оборудование и квалифицированные кадры позволяют изготовить практически любые гнутые или электросварные конструкции из труб.

Основными потребителями  трубной продукции завода являются предприятия автомобильной, строительной, мебельной отраслей, жилищно-коммунального хозяйства.

Основой экономики многих стран является развитие автомобильной промышленности и здесь завод имеет устойчивые, многолетние связи и твердые позиции для реализации выпускаемой продукции, в том числе выпуск ряда специальных труб под конкретного потребителя.

Продукция поставляется во все регионы России.

В 2006 году продолжается освоение внешних рынков сбыта. Началась отгрузка в Киргизию, Молдавию.

Основными поставщиками металла ОАО «БТЗ» являются:

- ОАО «Новолипецкий  металлургический комбинат»;

- ОАО «Магнитогорский  металлургический комбинат»;

- ОАО «Северсталь».

На заводе ведется  планомерная реконструкция завода. Был приобретен и запущен высокопроизводительный агрегат продольной резки рулонной стали, осуществлена модернизация трубоэлектросварных станов, построены новые склады металла и готовой продукции.

На заводе идет постоянное   расширение производства, освоение и  выпуск новых типоразмеров труб.

В 2008 году  в июне  месяце был осуществлён  пуск нового   трубопрокатного стан типа RS 50/3,5–180 с автоматической установкой пакетирования труб.

 

 

 

 

 

2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли

 

На основании данных таблицы проанализируем состав балансовой прибыли ОАО «Борский трубный  завод», ее структуру, динамику и выполнение плана за 2010 год.

Таблица 1  

 Анализ состава, динамики и выполнение плана балансовой прибыли ОАО «Борский трубный завод» за 2010 год

Состав балансовой прибыли

2009 г

2010г.

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

План 

Факт 

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

Балансовая прибыль

1152,8

100

1267,03

100

1331,46

100

Прибыль от реализации продукции

865,9

75,12

968,03

76,41

1010,46

75,89

Прибыль от прочей реализации

192,6

16,71

201

15,86

213

15,99

Внереализационные финансовые результаты

94,3

8,18

98

7,74

108

8,11


 

Данные таблицы 1  показывают, что план по балансовой прибыли перевыполнен на 5,09% (1331,46*100/1267,03-100) или на 64,43 тыс. руб. (1331,46-1267,03). Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции – 75,89%, что на 0,77 (76,41-75,12) больше чем в 2009 году и на 0,52% (75,89-76,41) меньше, чем было запланировано, по сравнению с прошлым годом прибыль от реализации продукции увеличилась на 144,56 тыс. руб. (1010,46-865,9). Прибыль от прочей реализации составляет 15,99% от балансовой прибыли, отклонение от плана составило 12 тыс. руб. (213-201). По сравнению с 2009 годом внереализационные финансовые результаты возросли на 13,7 тыс. руб. (108-94,3), удельный вес внереализационных финансовых результатов составляет всего 8,11%, но с развитием рыночных отношений он может быть гораздо больше.

2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг

 

На основании данных таблицы рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли  в  целом по предприятию с помощью метода цепной подстановки.

Таблица 2

  Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом по ОАО «Борский трубный завод» в 2010г.

Вид продукции

Объем продаж, т.

Цена, тыс. руб.

Переменные затраты на изделие, тыс. руб.

Постоянные затраты на весь объем  продаж, тыс. руб.

план

факт

план

факт

план

факт

план

Факт

Труба 15 мм.

11,45

13,45

7,0

8,0

4,8

5,20

14,54

22,07

Труба 9 мм.

11,04

6,0

5,1

5,7

3,85

4,0

9,53

8,49

Итого

22,49

19,45

-

-

-

-

24,07

30,59


 

Сначала рассчитаем сумму прибыли в базисном (2009г.) периоде:

Ппл = ∑[VPП пл*(Цпл-bпл)] – Апл =11,45*(7-4,8)+11,04*(5,1-3,85)-22,07=16,92 тыс. руб.

Затем определим сумму  прибыли при изменении общего объема продаж, но при сохранении структуры  продаж, отпускных цен, удельных переменных затрат  и общей суммы постоянных затрат на уровне базисного периода. Для этого маржу покрытия базисного периода нужно умножить на индекс объема продаж в целом по предприятию и из полученной ее суммы вычесть постоянные затраты базисного периода:

Ппл1 = ∑[VPП пл*(Цпл-bпл)]*Iрп – Апл = [11,45*(7-4,8)+11,04*(5,1-3,85)]*0,9-22,07=13,03  тыс. руб.

Iрп – индекс физического объема продаж в целом по предприятию, определяемый отношением объема продаж отчетного периода к объему продаж базисного периода.

После этого надо определить, сколько прибыли получило бы предприятие  при изменении объема и структуры  продаж, но при базисной величине остальных  факторов:

Ппл2 = ∑[VPП ф*(Цпл-bпл)] – Апл = 14,54*(7,0-4,8)+6*(5,1-3,85)-22,07=17,43 тыс. руб.

Далее изменяем и уровень отпускных цен по каждому виду продукции, оставляя на прежнем уровне удельные переменные и постоянные затраты периода:

Ппл3 = ∑[VPП ф*(Цф-bпл)] – Апл = 14,54*(8-4,8)+6*(5,7-3,85)-22,07=35,63 тыс. руб.

После изменения переменных затрат на единицу продукции получим следующую сумму прибыли:

Ппл4 = ∑[VPП ф*(Цф-bф)] – Апл = 14,54*(8-5,2)+6*(5,7-4)-22,07=28,93 тыс. руб.

Фактическая сумма прибыли  отчетного периода равна:

Пплф = ∑[VPП ф*(Цф-bф)] – Аф =14,54*(8-5,2)+6*(5,7-4)-30,56=20,44 тыс. руб.

Таким образом, общее изменение суммы прибыли от реализации продукции ОАО «Борский трубный завод»  за 2010г. составляет:

∆Побщ=Пф-Ппл=20,44-16,92=+3,52 тыс. руб.

В том числе за счет изменения:

  1. Общего объема продаж

∆П VРП=П усл1- Ппл= 13,03-16,92= - 3,89 тыс. руб.

  1. Структуры продаж

∆П стр = П усл2 –  П усл1 = 17,43-13,03 =4,4 тыс. руб.

  1. Отпускных цен

∆П ц = П усл 3-Пусл2 = 35,63-17,43=18,2 тыс. руб.

  1. Переменных затрат на единицу продукции

∆П в = П усл4-П усл3=28,93-35,63=-6,7 тыс. руб.

  1. Общей суммы постоянных затрат отчетного периода

∆П = Пф-Пусл4=20,44-28,93=-8,49 тыс. руб.

Итого: +3,52 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что рост прибыли ОАО «Борский трубный завод» обусловлен в основном ростом среднереализационных цен на 18,2 тыс. руб., увеличению прибыли на 4,4 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес более рентабельного первого вида продукции.

Информация о работе Формирование, распределение и использование прибыли