Формирование спроса на товары и услуги в зависимости от цен на другие товары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Необходимость изучить формирование спроса на товары и услуги – главная задача не только производителя, но и продавца. Производитель решает что и в каком количестве производить исходя из данных спроса на товары-конкуренты. Он также решает проблему ценообразования, которое непосредственно зависит от спроса.
В данной работе будут использованы следующие литературные источники: книги по экономической теории, микроэкономике, данные аналитических газет и журналов, экономических интернет-ресурсов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ….5
1.1.Взаимодополняемость благ………………………………………………..7
1.2. Взаимозаменяемость благ…………………………………………………9
2. СПРОС НА ТОВАРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………………11
2.1. Спрос на взаимодополняемые товары в современных экономических условиях………………………………………………………………………..13
2.2. Спрос на взаимозаменяемые товары в современных экономических условиях……………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Формирование спроса на товары и услуги в зависимости от цен на другие товары.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

 

 
 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Московский государственный  технический университет радиотехники,

электроники и автоматики"

МГТУ МИРЭА

Институт Экономики и управления

Кафедра Экономической теории


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Микроэкономика»

Тема курсовой работы « Формирование спроса на товары и услуги в зависимости от цен на другие товары»

 

Студентка    Акопян Розимадлен                       Аликовна  группы ГЭБЗ -1-14

                           

 

Руководитель курсовой работы

доцент, к.э.н.,

Столяренко Людмила Трофимовна

   
   

 

Работа представлена к защите

«__»_______2014г.

 

     

«Допущена к защите»

«__»_______2014г.

 


 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014г.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1.ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ….5

1.1.Взаимодополняемость благ………………………………………………..7

1.2. Взаимозаменяемость благ…………………………………………………9

2. СПРОС НА ТОВАРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………………11

2.1. Спрос на взаимодополняемые  товары в современных экономических  условиях………………………………………………………………………..13

2.2. Спрос на взаимозаменяемые  товары в современных экономических  условиях……………………………………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость изучить формирование спроса на товары и услуги – главная задача не только производителя, но и продавца. Производитель решает что и в каком количестве  производить исходя из данных спроса на товары-конкуренты. Он также решает проблему ценообразования, которое непосредственно зависит от спроса.

В данной работе будут использованы следующие литературные источники: книги по экономической теории, микроэкономике, данные аналитических газет и журналов, экономических интернет-ресурсов.

Сосредоточить внимание планирую на вопросе формирования спроса на товары и услуги в зависимости от цен на другие товары и услуги в сложившихся экономических условиях: санкции Запада, роста курса доллара и снижения мировых цен на нефть. Также уделю внимание теоретическим аспектам.

Предметом данного исследования является спрос. Объектом исследования - товары и услуги.

Целью изучения является исследование формирования спроса на товары и услуги  в зависимости от цен на другие товары и услуги на уровне экономики в целом, выявление особенностей проявления изучаемых процессов и явлений в России.

Для достижения поставленной цели исследования требуется решить целый ряд исследовательских, познавательных, аналитических и методологических задач, таких, как:

- изучить теоретические вопросы, относящиеся к проблеме формирования спроса на товары и услуги в зависимости от цен на другие товары и услуги, в частности уточнить трактовку базовых понятий по теме;

выявить причины изменения процессов, проанализировать данное явление на основе разработанной методологии анализа.

 

 

 

  1. ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ

 

Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага [1].

Спрос – это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени [3].

В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса. 
     Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса.

Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса [4].

Эту зависимость обосновывают следующими причинами:

эффектом дохода;

эффектом замещения;

действием принципа убывающей предельной полезности.

1. Эффект дохода – желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объема приобретаемых других товаров.

2. Эффект замещения – готовность потребителя при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по сравнению с другими более дорогими.

3. Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю все меньшее удовлетворение. Поэтому готовность продолжать покупки этого товара может возникнуть только при снижении цены на него [5].

Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. Так, в течение многих десятилетий большой популярностью пользовались резиновые галоши, но много ли мы найдем сейчас желающих прогуляться в этой обуви по улицам. 
     Количество покупателей. Уменьшение или увеличение числа потребителей приводит к соответствующему изменению в спросе. Уменьшение числа студентов в стране может привести к снижению спроса на бумагу, учебники и т.д. Создание различных интеграционных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов) приводит к увеличению размера рынка и к увеличению спроса.

Доход. Для рассмотрения воздействия денежного дохода на спрос необходимо выделить две группы товаров: товары высшей категории (нормальные товары) и товары низшей категории.

А.Товары высшей категории (нормальные товары).Большинство товаров относится к этой категории (автомобили, электротехника, недвижимость, новая одежда, высококачественные продукты питания и т.д.). Спрос на эти товары изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода.

В.Товары низшей категории.

К этой категории можно отнести такие товары, как картофель, макароны, подержанные вещи. Спрос на эти товары изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода.

Цены на сопряженные товары. Товары-субституты или сопряженные товары могут быть двух видов: взаимозаменяемые товары, такие как сахар и ксилит, масло и маргарин, поездка на поезде и полет на самолете; взаимодополняющие товары, такие как вобла и пиво, лыжи и лыжные крепления, автомобиль и бензин.

Товары-заменители. Если продукты являются взаимозаменяемыми, то цена на один продукт и спрос на другой находятся в прямой зависимости. Так, если выросли цены на воздушные перевозки, то это вызывает увеличение спроса на поездки железнодорожным транспортом.

Взаимодополняющие товары. В этом случае существует обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой. Можно предположить, что рост цен на пиво сократит спрос на воблу и, наоборот, снижение цены пива вызовет рост спроса на воблу.

Ожидания потребителей. Ожидание введения отчетности (деклараций) по крупным покупкам может привести к росту спроса на квартиры, дорогие машины, драгоценности и др. со стороны лиц, не уверенных в юридической чистоте своих доходов. Ожидание роста или снижения цен, повышения или понижения доходов может привести к увеличению или уменьшению спроса на товары [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 1.1. Взаимодополняемость благ
  •  

    Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Примером взаимодополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул.

    Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами (complementargood). Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например, чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку касания кривых безразличия с любой бюджетной прямой. Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага X и Y, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии HG и MN. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю: MRS = 0 [2].

    Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия. В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок кривой от точки С до точки D: Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

    Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности ED, показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

    К = (dQx/Qx)/(dPy/Py),

    где Qx — величина спроса на благо X;

    Ру — цена блага У [2].

    Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ (Е°у < 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности Еху = - оо.. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к. полному исчезновению спроса на благо X[2].

    Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      1. Взаимозаменяемость благ

     

    Свойство благ (товаров или услуг) удовлетворятъ потребности (личные или производственные) за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино — театр — цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами (substitutional goods). Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например, чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия. Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const [2].

    Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предельная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение HG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительности чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость. В этом случае покупка блага X может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Ех.

    Информация о работе Формирование спроса на товары и услуги в зависимости от цен на другие товары