Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 23:52, курсовая работа
Необходимость изучить формирование спроса на товары и услуги – главная задача не только производителя, но и продавца. Производитель решает что и в каком количестве производить исходя из данных спроса на товары-конкуренты. Он также решает проблему ценообразования, которое непосредственно зависит от спроса.
В данной работе будут использованы следующие литературные источники: книги по экономической теории, микроэкономике, данные аналитических газет и журналов, экономических интернет-ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ….5
1.1.Взаимодополняемость благ………………………………………………..7
1.2. Взаимозаменяемость благ…………………………………………………9
2. СПРОС НА ТОВАРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………………11
2.1. Спрос на взаимодополняемые товары в современных экономических условиях………………………………………………………………………..13
2.2. Спрос на взаимозаменяемые товары в современных экономических условиях……………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….25
Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов (Е° > 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо X по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности Е° = + °°. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к почти полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.
Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.
Экономисты дают неутешительные прогнозы экономической динамики в России. Большинство сходится на том, что по итогам всего 2014 года еще есть шанс на минимальный рост в 0,5%, но уже начиная с четвертого квартала ВВП может начать сжиматься. Эксперты ОЭСР ожидают в 2015 году нулевой рост, и это уже не кажется излишне пессимистическим прогнозом [6]. Сокращение инвестиций, падение товарооборота из-за негативных тенденций в секторе потребительского кредитования и стагнации доходов пока компенсируются позитивной динамикой в промышленности, растущей на госзаказе. Но ожидаемое сокращение доходов бюджета может свести на нет и этот фактор.
В последнее время экономисты вновь забили тревогу и повод тому есть, ведь постепенно финансовый кризис набирает сил на новую волну, а значит, что покупательская способность граждан планомерно снижается. При этом речь вовсе не в повышении или понижении зарплат, а в психологическом аспекте боязни населения новых проблем и финансовых сложностей, которые невозможно будет остановить.
Каждый помнит события плачевного 2008 года, и первую волну кризиса, которая заставила многих, кто на тот момент «влез» в кредит или депозит задуматься о сотрудничестве с банками и безопасности подобных отношений. Потому сегодня соотечественники лишь понемногу начинают возвращаться к банкам и восстанавливают свое доверие к этим институтам. Однако люди с опаской относятся ко многим заманчивым предложениям, потому финансы предпочитают рассчитывать реально, а не ирреально, как того желают банки [8].
Сканеры штрих кода фиксируют все меньше покупок в магазинах дорогих и элитных вин, коньяков, дорогих колбас и прочих вкусных и качественных продуктов. Им на смену постепенно пришла эпоха экономии и покупок товаров средних цен. Так, дешевые товары, акции и распродажи становятся для населения слаже меда, поскольку платить завышенные цены оно не в состоянии.
Важно также отметить, что подобная тенденция сохраняется не только для продуктов первой необходимости, но и для одежды, аксессуаров и техники. Теперь в магазинах и салонах покупатель, прежде всего, задумывается от рациональности подобной покупки, а уж после ее совершает. Из-за чего усилились рекламные меры и различные акции, призванные привлечь покупателей, представить товар в его глазах лучше и привлекательнее. Масла в огонь подливают и экономические проблемы фирм и предприятий, вследствие чего возникают проблемы с оплатой труда. Все это неизменно приводит к снижению уровня жизни и покупательской способности населения.
Следовательно, можно говорить о том, что вслед за выбором более дешевых товаров, потребители постепенно начнут отказываться от того или иного рода товаров и услуг, а после и вовсе перейдут лишь на самое необходимое. Таким образом, покупательская способность в край снизится и приведет к новой волне кризиса.
Потребительская корзина уменьшается еще и потому, что психологическая проблема финансового кризиса минувших лет, а также опыт людей старшего поколения, пережившего не только экономические проблемы бывшего СССР, смены валют, но развал Союза. Эти люди и сегодня привыкли запасаться необходимым и откладывать деньги для лучших времен. Так и возникает психологическая неуверенность и некая зависимость. Чем больше слухов о новой волне кризиса, тем больше людей замыкаются в своих домах, избегая лишних трат. Подобная нервозность передается и людям среднего возраста, также успевших хлебнуть финансовых проблем. Такая целевая аудитория не стремиться тратить деньги бездумно в преддверии ожидаемых сложностей мирового масштаба.
Итак, вырисовывается две основных проблемы: первая – неспособность покупать те или иные товары в силу снижения или задержки зарплат, сокращений и прочего, а вторая – нежелание приобретать товары и услуги, поскольку этому претит психика и боязнь оказаться в безвыходной ситуации [10].
2.1. Спрос на взаимодополняемые товары в современных экономических условиях
Рассмотрю спрос на товары, которые взаимно дополняют друг друга, в сложившихся экономических условиях на примере автомобилей и бензина.
Как стало известно, в последнее время российский авторынок терпит хаос и неразбериху. Прогнозы, сделанные экспертами в этой области, самые пессимистичные. Радует только одно: в то время, пока автопроизводители и дилеры терпят убытки, простые граждане могут приобрести автомобиль по очень выгодной цене.
Начнем с отчета, который проводится каждый месяц Ассоциацией Европейского Бизнеса или АЕБ, как принято сокращать это название. Так вот, именно этот самый отчет и стал неприятным сюрпризом для многих представителей автомобильного рынка, занимающихся продажей легковых автомобилей в стране. И дело не в том, что в России надеялись на расцвет автобизнеса, ведь даже самые оптимистичные прогнозы, проведенные в начале года, оценивали ситуацию, приближенную к уровню 2012 года (напомним, что этот год был самым прибыльным и рекордным за всю историю автобизнеса в России). Но уже итоги начала 2014 года не дают никаких надежд. И это даже намного хуже самых неутешительных прогнозов.
В первую очередь, речь идет о падении прибыли с продаж автомобилей на 7,6% по сравнению с годом 2013, которым и так все были недовольны и старались ситуацию как-нибудь наладить. В прошлом году чего только не придумывали, дабы наладить бизнес и вернуть былые прибыли. Разрабатывались целые схемы и бизнес-планы, которые, к огромному сожалению, никак не реализовались, а наоборот, стало намного хуже. Еще один негативный момент заключается в том, что спрос на новые легковые автомобили упал на 17,3 процента в июне 2013 года. И если вспомнить пугающие и пессимистичные прогнозы аналитика Михаила Хазина, который говорил еще зимой о сокращении 1/3 всего авторынка, то все сходится. Хотя экономист говорил и о том, что такие убытки в сфере автомобилей будут связаны, прежде всего, со снижением цен на нефть в мире.
Сегодня абсолютно все аналитики и эксперты в этой области согласны, что самого дна наш российский авторынок еще не достиг. Есть еще порох в пороховницах и все даже можно наладить и прийти к прежнему уровню. Хотя падение еще будет продолжаться какое-то время, срок которого не известен никому. И прогнозы, опять же, самые пессимистичные.
14 ноября 2014 года Госдума утвердила
в третьем чтении поправки
к Налоговому кодексу, регламентирующие
осуществление налогового маневра в нефтяной отрасли. В
рамках маневра предполагается за три
года поэтапно сократить вывозные таможенные
пошлины на нефть в 1,7 раза и на нефтепродукты
— в 1,7-5 раз при одновременном увеличении
ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза и на газовый
конденсат — в 6,5 раза. Также было решено
выровнять акцизы на бензин 4-го и 5-го классов.
При этом темпы их снижения, в сравнении
с первоначальными планами, оказались
меньшими.
Необходимость такого маневра, по словам
замглавы Минфина Сергея Шаталова, прежде
всего, обусловлена задачей выравнивания
российских пошлин с казахстанскими и
белорусскими в связи с вступлением в
силу с 1 января 2015 г. Соглашения о создании
Евразийского экономического союза.
На практике это означает, что бремя налоговой
нагрузки будет переложено с внешнего
потребителя на внутреннего, заметил глава
компании «ИнфоТЭК-терминал» Рустам Танкаев.
По его оценке, в результате предполагаемого
маневрирования цены на бензин в России
в следующем году способны повыситься
в 1,5 раза. И это негативно скажется как
на общем состоянии экономики, которая
и без того переживает непростой период
в условиях санкций, введенных в отношении
России из-за ситуации на Украине, так
и на уровне жизни населения. Между тем,
если в последнее 10-летие цены на бензин
на российском рынке были сопоставимы
с аналогичными американскими уровнями,
то на сегодня в России литр бензина в
среднем стоит 35 руб., а в США – 33 руб.
И если отечественный бензин станет дорожать еще быстрее, российская экономика утратит одно из немногих своих конкурентных преимуществ, констатировал Танкаев. Тогда как, по его убеждению, следовало бы, напротив, добиваться понижения внутренних цен на топливо, изменив схему их формирования и отказавшись от привязки к внешним ценам. Сходные механизмы, к примеру, действуют в США и Саудовской Аравии, обеспечивая для их экономик недорогое топливо, сообщил глава компании «ИнфоТЭК-терминал» [7].
Удорожание топлива, конечно, не поспособствует развитию российской экономики, для которой данный фактор обладает значимым мультипликативным эффектом, пояснила директор Нефтегазового института им. Академика Л.С. Лейбензона Тамара Канделаки. При этом продолжила она, ощутимое негативное воздействие также будет оказано на внутреннее потребление, основной составляющей которого является средний класс, а не бомжи и жители Рублевки.
По прогнозу Минфина, в результате предстоящего
маневрирования литр бензина в России
в среднем подорожает на 3,1 руб. Но это
много, считает Канделаки. По ее мнению,
чтобы реально улучшить ситуацию в отрасли, основной упор в налогообложении следовало
бы сделать на таможенных пошлинах, обнулив
налоги на внутреннее потребление.
Вследствие налогового маневра цены на
бензин в стране вырастут, согласился
директор по развитию бизнеса агентства
«Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
По его определению, произойдет это потому,
что предусмотренное снижение экспортной
пошлины не компенсируется намеченным
снижением акцизов. При этом изменение
НДПИ не оказывает прямого воздействия
на “бензиновые“ цены. Они формируются
на основе формулы экспортного паритета,
в соответствии с которой из цены на нефть
в Западной Европе вычитаются соответствующие
транспортные расходы с экспортной пошлиной
и приплюсовываются акцизы с НДС. В подобных
обстоятельствах призывы искусственно
снизить цены и отказаться от их привязки
к мировым выглядят бессмысленными
Тем более что, как показывает нынешнее расхождение графиков дешевеющей нефти и дорожающего бензина, цены на топливо в России и так “отвязаны“ от внешнего контекста. В значительной мере их сегодняшняя динамика обуславливается растущим спросом на фоне определенного сокращения предложения. И чтобы исправить возникшие диспропорции, необходимо увеличить производство топлива и исключить возможность недобросовестной политики со стороны игроков рынка, сформулировал Турукалов.
Глава думского комитета по энергетике Иван Грачев, однако, также считает, что для России с ее огромной территорией было бы важно реализовать имеющееся конкурентное преимущество в виде наличия собственных энергоносителей. С этой целью более правильно было бы увеличить экспортные пошлины, оптимизировав налоговое бремя для внутреннего рынка. Пока же, похоже, вследствие предполагаемого маневрирования поступления в бюджет даже могут уменьшиться. Известно, что НДПИ собирать сложнее, чем экспортную пошлину. Именно поэтому, к слову, представители регионов в ходе дискуссии и выступили за повышение акцизной планки, подчеркнул Грачев.
Как он предположил, при существенном сокращении поступлений соответствующих доходов, к вопросу о правомерности затеянного маневра могут вернуться уже в следующем году. Тем более что на фоне этого нововведения цены на бензин грозят взлететь в 2015 г. На 20%, отметил депутат.
А в текущем году, как ожидают в Минэнерго, цены на бензин вырастут в пределах инфляции. Правда, пока эти предположения опровергаются Росстатом. По его информации, на 10 ноября в среднем “бензиновые“ цены увеличились на 9,4%, по сравнению с декабрем 2013 г. Причем цены на ходовой бензин АИ-92 выросли на 10,2%. Тогда как общий рост потребительских цен в октябре (к декабрю) составил 7,1%, а сейчас определяется аналитиками на уровне 8,6% [7].
Эти показатели выглядят еще более странно на фоне продолжающегося удешевления нефти: в пятницу цены на баррель нефти марки Brent опустились ниже $77. Очевидно, что для рядового потребителя вопрос о том, почему в нефтедобывающей стране цены на топливо опережают рост инфляции даже в условиях значительного удешевления нефти, остается открытым. И если в следующем году планка “бензиновых” цен взлетит еще выше, потребность в более понятной и рациональной формуле ценообразования обострится.
Рассмотрю спрос на товары, которые взаимно заменяют друг друга, в сложившихся экономических условиях на примере услуг авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
В развитие железнодорожной инфраструктуры в Северо–Западном регионе и терминальной инфраструктуры портов Балтийского бассейна будет инвестировано к 2020 году 302,1 млрд руб., а объем перевозок к этому периоду прогнозируется на уровне 1,66,4 млн.
Также планируется развитие Вологодского, Череповецкого, Волховстроевского железнодорожных узлов, станции Бабаево и усиление инфраструктуры направления Вологда – Волховстрой. Предварительный объем инвестиций, которые запланированы на реализацию данных мероприятий, составляет 18,7 млрд. руб. Работа будет проводиться и в отношении участка Волховстрой – Мурманск – объем инвестиций к 2020 году составит 63,4 млрд. руб.
Развитие транспортной инфраструктуры «тянет» за собой обустройство пограничной инфраструктуры. Так, строительство нового морского пункта пропуска Брусничное начнется уже в 2015 году. Возведение пункта пропуска на Сайменском канале будет идти в рамках исполнения поручений Правительства РФ и протокольных решений Морской коллегии при Правительстве РФ по обустройству морских пунктов пропуска, принадлежащих Балтийскому бассейну. В настоящее время осуществляется проектирование объекта и оформляется земельный участок, а в 2015–м начнется строительство, которое будет идти с использованием механизма государственно–частного партнерства.
Информация о работе Формирование спроса на товары и услуги в зависимости от цен на другие товары