Формы и механизм проведения эколого-экономической экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 15:18, реферат

Описание работы

Проведение эколого-экономической экспертизы и использование безопасных экологичных биоматериалов при строительстве — позитивная тенденция последнего времени. И она, в общем-то, объяснима, так как уровень загрязнения окружающей среды, особенно в крупных мегаполисах, настолько велик, что удивительно, как мы вообще еще можем жить. Например, жилища наших предков строились в соответствии с принципами уважения к окружающей среде — они были просторными, при их строительстве использовались природные материалы. Затем забота о доходе и выгоде привела к тому, что человечество фактически поступилось качеством строительства, начав использовать опасные для здоровья, но менее дорогостоящие материалы.

Файлы: 1 файл

Формы и механизм проведения эколого-экономической экспертизы.docx

— 27.33 Кб (Скачать файл)

Введение

Проведение эколого-экономической экспертизы и использование безопасных экологичных биоматериалов при строительстве — позитивная тенденция последнего времени. И она, в общем-то, объяснима, так как уровень загрязнения окружающей среды, особенно в крупных мегаполисах, настолько велик, что удивительно, как мы вообще еще можем жить. Например, жилища наших предков строились в соответствии с принципами уважения к окружающей среде — они были просторными, при их строительстве использовались природные материалы. Затем забота о доходе и выгоде привела к тому, что человечество фактически поступилось качеством строительства, начав использовать опасные для здоровья, но менее дорогостоящие материалы.

Требования к качеству и обоснованности проведения экологических экспертиз постоянно растут, при этом периодически пересматриваются законодательные и нормативные материалы. Все это делается для сохранения окружающей среды, с целью сохранить её очарование и неповторимую красоту.

Технологии экспертных оценок достаточно сложны. Они, очевидно, не сводятся к математической обработке ответов экспертов. В качестве предметной области для рассмотрения практических проблем применения экспертных оценок рассмотрим использование в экологии методов экспертных оценок. Для таких экспертных процедур принят термин "экологические экспертизы".

 

 

  1. Система экологических экспертиз. 

В экологии активно используют методы экспертных оценок. Они позволяют решать многие проблемы управления охраной природы, обеспечивая при этом сочетание отраслевого и территориального принципов [1]. Экологической экспертизе должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, могущей оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды.

Заключения экспертов опираются на материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду (ОВОС). Эта оценка проводится заказчиком проекта и включает анализ, обобщение и распространение информации о таком воздействии, а также описание необходимых мер по охране окружающей природной среды. Оценка воздействия на окружающую природную среду производится с учетом экологического состояния окружающей среды в месте планируемого размещения объекта. Учитываются перспективы социально-экономического развития региона, мощности и видов воздействия рассматриваемого объекта на окружающую природную и антропогенную среду, а также требований действующего природоохранного законодательства.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется государственными органами. Ей подвергаются не только инвестиционные проекты в промышленности. Это и проекты различных государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, другая предплановая документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Это могут быть проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность. Экспертизе подлежит документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом. Экспертизе подвергается ввозимая в Казахстан и вывозимая из Казахстана продукция. Целесообразно подвергать экспертизе экологическую ситуацию в регионе в целом, а не только действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.

Важность государственной экологической экспертизы определяется тем, что реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается. Такой проект не подлежит финансированию. Отказ в открытии финансирования без заключения экспертизы является надежным барьером на пути любителей ставить общество и власть перед фактом - перед начатыми и проведенными работами. Не исключена возможность постановки вопроса о взыскании затраченных средств с виновных в незаконном строительстве в случае признания его экологически вредным и небезопасным.

Государственная экологическая экспертиза призвана также согласовывать интересы отраслей (фирм, предприятий) и территорий. Выносимый на экспертную оценку проект, отражает задачи природопользования - эксплуатацию природных ресурсов в интересах предпринимателя (хозяйствующего субъекта), даже если в качестве такового выступает государственная организация или народное хозяйство в целом. Экспертная комиссия, включающая в основном экологов, учитывающая мнение лиц, проживающих на данной территории, или находящаяся под их активным воздействием, по сути является представителем территории, стремящейся к экологическому благополучию. Здесь проявляются противоречия между интересами производства, неизбежно загрязняющего окружающую природную среду, и региона, а потому часто разгораются экологические страсти. Правовое решение описанного противоречия во многом зависит от объективности и научности подходов государственной экологической экспертизы.

Система эколого-экономических экспертиз – независимая, вневедомственная, состоящая из компетентных, не заинтересованных в ведомственности, оснащенная современным оборудованием, создается в регионах при комитетах охраны природы. Она набирает опыт, приобретает достойный статус, уважаемый как государственными органами, так и общественностью и предпринимателями. Заключения государственных экологических экспертиз обычно рассматриваются на коллегиях комитетов по охране природы регионов республики (иногда их называют комитетами по экологии). В наиболее важных случаях, когда затрагиваются интересы нескольких регионов - на заседании коллегии специально уполномоченного  государственного органа в области экологической экспертизы.

Экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления - и ранее принятые программы. Отбор экспертов надо производить из компетентных специалистов, не связанных с заказчиками и исполнителями проектов. Следует обязательно включать в их состав экономистов, юристов, специалистов по системному анализу и теории принятия решений. При этом принципиальное значение имеют:

  • права граждан и общественных объединений в области государственной экологической экспертизы;
  • общественная экологическая экспертиза;
  • процедурные моменты, которые необходимо знать всем участвующим  в экспертизах сторонам;
  • правовые гарантии при экологической экспертизе.

 

  1. Формы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза может осуществляться в разных формах. Существование многочисленных форм экологической экспертизы обуславливается разнообразием целей, которые ставятся при выполнении экспертного исследования, спецификой объектов экспертизы, временем ее проведения, категорией потребителей результатов экспертизы и т.п. Рассмотрим основные формы экологической экспертизы подробнее.

По видам экологическая экспертиза делится на такие виды как:

  • Государственная экологическая экспертиза – назначается уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы имеют силу надведомственного документа, который является обязательным для выполнения, и учитываются наравне с другими видами государственных экспертиз при принятии решений относительно дальнейшей реализации объектов экологической экспертизы.
  • Ведомственная экологическая экспертиза – проводится по приказу соответствующего ведомства. Ее результаты сохраняют действие внутри соответствующей ведомственной структуры, если они не противоречат выводам государственной экологической экспертизы. Государственная и ведомственная экологические экспертизы имеют обязательный характер, в отличие от общественной и научной экспертиз, которые проводятся на добровольных началах.
  • Общественная экологическая экспертиза – организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Она может осуществляться одновременно с государственной экологической экспертизой путем создания временных или постоянных эколого-экспертных коллективов общественных организаций или других общественных формирований.
  • Научная экологическая экспертиза – проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она также может быть проведена по инициативе отдельного учреждения или научных коллективов. Ее выводы имеют информационный характер.

По объектам экологическая экспертиза делится на:

  • Эколого-санитарную экспертизу – её задачей  является выявление причинно-следственной связи между состоянием здоровья населения, его изменениями и вредным влиянием окружающей среды вследствие антропогенной деятельности.
  • Эколого-нормативную экспертизу – которая имеет целью исследовать соответствие требованиям экологической безопасности существующих нормативов качества окружающей природной среды и тех, что предлагаются к внедрению: предельно допустимых концентраций; предельно допустимых объемов выбросов, сбросов, размещение твердых отходов; предельно допустимых уровней радиационного влияния, шумового, вибрационного загрязнения, влияния электромагнитных полей. В процессе такой экспертизы определяется эффективность нормативных показателей качества окружающей среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.
  • Эколого-правовую экспертизу – объектами которой  являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, правовые документы местных органов самоуправления. Эколого-правовая экспертиза дает возможность установить, насколько отвечают природоохранным требованиям нормативные документы разных уровней управления и сфер деятельности.

По времени проведения экологическая экспертиза бывает:

  • Первичная экологическая экспертиза – проводится с целью выяснения соответствия объекта экспертизы. Она дает общее представление о степени экологической безопасности или опасности конкретного объекта.
  • Вторичная экологическая экспертиза – проводится в случае необходимости после первичной экспертизы и имеет целью более подробно исследовать отдельные аспекты деятельности объекта экспертизы и их влияние на окружающую природную среду. Вторичная экспертиза является узкоспециализированной и базируется на данных первичной экспертизы. Вторичная экологическая экспертиза может проводиться также в случае отрицательного решения первичной экспертизы
  • Повторная экологическая экспертиза – проводится после устранения выявленных недостатков.

Рассмотренные формы экологической экспертизы являются взаимосвязанными. Объединение этих форм при проведении экологической экспертизы обеспечивает получение достоверных результатов влияния объектов экспертизы на окружающую природную среду.

 

  1. Порядок проведения экспертизы и источники ее финансирования

Порядок проведения экологической экспертизы предусматривает такие моменты: решение эколого-экспертными органами задач экспертного исследования; оценка объектов экологической экспертизы; подготовка обоснованного объективного эколого-экспертного вывода. Как уже отмечалось, экологическая экспертиза должна проводиться специалистом-экспертом или их группой.

Экспертом экологической экспертизы, соответственно законодательству Казахстана, может быть специалист, который имеет высшее образование, соответствующую специальность, квалификацию и профессиональные знания, владеет навыками анализа экспертной информации и методикой эколого-экспертной оценки, а также имеет опыт практической деятельности в соответствующей области не меньше трех лет.

Процедура проведения экологической экспертизы предусматривает прохождение трех стадий:

  • На подготовительной стадии формируются эколого-экспертные группы (комиссии), а также проводится проверка наличия и полноты необходимых документов относительно объектов экологической экспертизы.
  • Основная стадия предусматривает аналитическую обработку имеющихся материалов экологической экспертизы, проведение натурных обследований, если это является необходимым, а также сравнительный анализ и определение частичных оценок степени экологической безопасности, достаточности и эффективности экологических обоснований деятельности объектов экологической экспертизы.
  • Заключительная стадия заключается в обобщении данных отдельных экспертных исследований, полученной информации и предвиденных последствий деятельности объектов экспертизы и завершается подготовкой вывода и представлением его заинтересованным органам и лицам. Выводы экологической экспертизы должны содержать оценку экологической допустимости и возможности принятия решений относительно объекта и учитывать социально-экономические последствия.

Финансирование разных форм экологических экспертиз имеет определенные особенности, тем не менее общим принципом является их проведение за счет средств заказчика. Государственная экологическая экспертиза осуществляется за счет заказчика в пределах лимитов проектно-сметной документации. Если объектом этой экспертизы являются проекты или программы, которые реализуются за счет государственных капиталовложений, то финансирование осуществляется из государственного бюджета. Источниками финансирования общественной экологической экспертизы являются средства объединений граждан, общественных природоохранных и других фондов, а также целевые добровольные денежные взносы граждан, предприятий, учреждений и организаций. Заказчики других экологических экспертиз, в том числе и дополнительных, а также предприятия, учреждения и организации, которые эксплуатируют экологически опасные объекты, которые отрицательно влияют на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, проводят экологические экспертизы за свой счет согласно заключенным договорам.

Информация о работе Формы и механизм проведения эколого-экономической экспертизы