Формы проведения досуга школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:
а) просто отдых: игры, развлечения и т.д.
б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;
в) творчество: техническое, научное, художественное.

Содержание работы

Введение
1.Досуг и виды досуговой деятельности человека.
2.Досуговое учреждение как важный фактор социализации.
3.Основные формы проведения досуга младших школьников.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Готово Методика виховной роботи.docx

— 28.64 Кб (Скачать файл)

Міністерство освіти і  науки, молоді та спорту України

Краматорський економіко-гуманітарний інститут

Костянтинівський навчальний центр

Кафедра педагогіки

 

 

 

КОНТРОЛЬНА РОБОТА

з дисципліни “Методика виховної роботи”

 

 

Виконала

студентка 4 курсу

групи ПН-10-2з

Пасічник Олена Миколаївна

 

 

Перевірив викладач

Росік Т.Т.

 

 

 

 

 

 

2013-2014 н. р.

Вариант 7

Тема: «Формы проведения досуга школьников».

План:

Введение

1.Досуг  и виды досуговой деятельности  человека.

2.Досуговое  учреждение как важный фактор  социализации.

3.Основные  формы проведения досуга младших  школьников.

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

Введение

Сегодня в школе проблема проведения досуга стоит как никогда остро. Процесс информатизации привёл  к тому, что 79% школьников львиную долю времени проводят у компьютеров  и телевизоров. Как же вызвать у младших школьников интерес к прекрасному: книге, хорошим фильмам, прогулкам в парке, посещениям музеев?

К сожалению,  многие традиции утрачены в семье. Современный ритм жизни не всем родителям позволяет в достаточной мере уделить время для  воспитания своего ребёнка.

Чтобы вовлечь в активную культурную жизнь школьника, необходимо выявить его интересы и приоритеты, каналы получения информации, а также  определить рычаги воздействия для  успешного полноценного воспитания гармонично развитой личности.

С целью выявления этих ключевых точек  предусмотрены разные формы,  методы  и средства для проведения культурного досуга.

 

1.Досуг – «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности». От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три  группы:

а) просто отдых: игры, развлечения  и т.д.

б) просвещение: усвоение, потребление  культурных ценностей;

в) творчество: техническое, научное, художественное.

 

2.Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, местом, где формируются его специфические социальные роли, закладываются основы отношения ребёнка к себе, к близким, к окружающему миру, оказывает существенное воздействие на процесс социализации подрастающего поколения.

Важную роль в социализации детей, подростков и юношества играет школа, где на различных этапах в программу  образования включены предметы, способствующие оптимальному осуществлению этого  процесса: «обществоведение», «основы  этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и  др. Однако этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно целкнаправленная социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекции и беседы на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и  другие темы проводятся во всех общеобразовательных  школах.

Внутришкольные вечера, диспуты  по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия  способствуют социальному становлению  и развитию учащихся.

Однако внеклассная работа не носит  для школьников обязательного характера  и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она эпизодична, не всегда целенаправленна и не имеет  массового характера в связи  со слабой оснащенностью многих школ и недостатком специалистов, способных  заинтересовать детей и подростков, профессионально организовать их досуг.

Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества  является досуговое учреждение, которое  по природе своей является учреждением  полифункциональным и мобильным, способным  объединять и активно использовать различные социальные институты, оказывающие  социализирующее воздействие на личность.

3.Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне каникулярное время необходимо использовать таким образом, чтобы снять у детей создавшееся напряжение, то есть необходимо правильно организовать их досуг. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил. Чтобы это произошло, дети младшего школьного возраста должны получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий. Поэтому досуг детей данного возраста осуществляется преимущественно на основе игровой деятельности. В детской игре, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа с наибольшей силой проявляется творчество. Через механизм эмоционального восприятия и переживания младшие школьники максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности младших  школьников в контактах.

Такие формы досуга, как игровые  программы, массовые праздники и  другие – благоприятная сфера  для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении  с другими людьми. Дети оценивают  себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, так как самосознание социально по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать  в самых разнообразных социальных амплуа. Досуг для младших школьников – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро  и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Отличительной особенностью детей  младшего школьного возраста является их восприимчивость к театрализации. Художественные образы, воздействуя  через эмоциональную сферу, заставляют младшего школьника переживать, страдать и радоваться, что способствует формированию у детей возвышенных идеалов  и выработке системы ценностных предпочтений.

Досуговое время младших школьников оказывает огромное влияние на их познавательную деятельность. Во время  досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи. В досуговой  деятельности происходит узнавание  нового в самых разнообразных  областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с  историей спорта и так далее; наконец, дети учатся полноценно проводить своё свободное время, овладевают различными досуговыми видами деятельности.

В сфере досуга дети более открыты  для влияния и воздействия  на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение  чувства товарищества, возрастание  степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной  позиции, научение нормам поведения  в обществе.

Разнообразные по форме, содержанию и  эмоциональной насыщенности досуговые  занятия детей младшего школьного  возраста должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, дети обсуждали услышанное, увиденное, совершенное.

В посдеднее десятилетие среди  наиболее распространённых и эффективных  форм организации детского досуга выделилась педагогическая анимация, которая, по существу, объединяет различные формы досуговых занятий (игру, театрализацию, психологические, познавательные тренинги, массовые праздники и т. д.).

Данная форма организации досуга детей пришла к нам из за рубежа.

В зарубежных источниках отсутствует  единое понятие профессии аниматора. Французское “animateur” переводится  как вдохновитель, побудитель к какой-либо деятельности. В «Словаре педагогического  языка» П. Фулькье аниматор – это  «социальный работник, призванный развивать  общественно-воспитательную, культурную и спортивную деятельность».

Деятельность аниматора может  быть разносторонней или иметь определенную воспитательную направленность. Важно, что любая организуемая деятельность не является самоцелью – это лишь средство для создания среды, в которой  каждый человек может успешно  развиваться. Особенно важно это  для детей, так как правильно  организованная социальная среда оказывает  большое влияние на повышение  общего уровня культуры личности. По мнению многих ученых, педагогическая анимация пробуждает у человека веру в свои силы и воможности, активизирует процессы общения, самосознания, самопризнания, устанавливает новый стиль человеческих отношений, соответствующих потребностям человечества во всех видах деятельности.

Анимация, тесно взаимодействуя с  социальным воспитанием, выполняет  функции:

-  приспособления и включения, ее цель – обеспечить социализацию личности и подготовить ее к многочисленным изменениям, которые несет индустриальное общество, как в экономическом, так и в культурном плане;

-  рекреационная, которая связана с возможностью культурного развития личности в практической деятельности в свободное время;

-  воспитательная;

-  критическая: выступает катализатором поисков новых отношений между индивидами и группами, а также нового, более качественного образа жизни;

-  культурная: в которой педагогическая анимация предстает как посредническая структура между культурным творчеством, распространением культуры и детской аудиторией.

Организаторы досуговой деятельности младших школьников широко используют театральную анимацию. Театральная  анимация – агитационная и просветительская деятельость, направленная на приобщение детей и молодежи к драматической  игре, к восприятию культурно-массовых зрелищ и спектаклей, к творчеству.

Театральную анимацию не следует считать  побочным продуктом театрального творчества, так как публику надо заинтересовать, заставить понять, в чем смысл  театрального творчества, и в полной мере дать возможность в нем участвовать.

 

Заключение

На основе вышесказанного можно  вывести следующие основные характеристики досуга детей младшего школьного  возраста:

- досуг имеет ярко выраженные  физиологический, психологический  и социальный аспекты;

- досуг основан на добровольности  при выборе рода занятий и  степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает  личность;

- досуг способствует самовыражению,  самоутверждению и саморазвитию  личности через свободно выбранные  действия;

- досуг формирует потребность  детей в свободе и независимости;

- досуг способствует раскрытию  природных талантов и приобретению  полезных для жизни умений  и навыков;

- досуг стимулирует творческую  инициативу детей;

- досуг есть сфера удовлетворения  потребностей личности;

- досуг способствует формированию  ценностных ориентаций;

- досуг детерминирован внутренне  и внешне;

- досуг выступает как своеобразная  «зона ограниченного вмешательства  взрослых»;

- досуг способствует объективной  самооценке детей;

- досуг формирует позитивную  «Я- концепцию»;

- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное  удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию  личности;

- досуг формирует социально  значимые потребности личности  и нормы поведения в обществе;

- досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга детей младшего школьного возраста в каникулярное время является их творческое поведение  в свободной для выбора рода занятий  и степени активности среде, детерминированное  потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами - специалистами  в области организации детского досуга совместно с другими взрослыми 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Внеклассное мероприятие.

Устный журнал "Зимушка-зима" 

Оборудование:

  1. рисунки на тему о зиме;
  2. плакат-журнал "Зимушка-зима" с кроссвордом;
  3. плакаты с пословицами.

1-ая страница

Отгадайте загадку :

Кто поляны белит белым 
И на стенах пишет мелом, 
Шьет пуховые перины, 
Разукрасил все витрины? (Зима)

Информация о работе Формы проведения досуга школьников