Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 11:48, курсовая работа
Государственное регулирование экономики - это система мер, посредством, которых государство может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Огромная роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития.
3. Объекты и цели государственного регулирования экономики
Объекты государственного регулирования - первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
- процессы разгосударствления, приватизации*, демонополизации;
- структура форм собственности;
- социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизведённая структура народного хозяйства;
- экономический цикл, процесс воспроизводства;
- государственный сектор экономики;
- условия и источники накопления капитала;
- денежное обращение*;
- цены, антиинфляционные процессы;
- конкурентная среда;
- предпринимательство;
- инвестиции*, НИОКР*;
- социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;
- занятость, кадры;
- платежный баланс;
- внешнеэкономическая деятельность страны;
- окружающая среда.
4. Формы и методы государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.
Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.
Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они:
- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
- базируются на силе и авторитете государственной власти;
- включают меры запрещения, разрешения и принуждения:
Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.
Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
- предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:
- государственного экономического прогнозирования;
Рассмотрим основные инструменты и их роль в регулировании экономики государством. В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен в таблице 2 . (см. приложение).
4.1 Государственное экономическое прогнозирование
Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.
Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов.
- поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;
- разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности;
- корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;
- составления сценария и вариантов прогноза;
- сведение разного рода прогнозов в систему.
Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности.
4.2 Государственное экономическое программирование
Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов.
По срокам государственного программирования различают:
- краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
- среднесрочные программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;
- долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
- Общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
- Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
- Целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;
- Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
- Чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.
Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка*, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным*, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность.
4.3 Бюджетно-налоговая система
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики (2009 год)