Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:47, курсовая работа
В курсовой работе автор постаралась наиболее подробно описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления.
Введение. стр. 7
1. Основная цель методов ГРЭ стр. 1
2. Две группы методов регулирования экономики: стр. 10
2.1 Прямые (административные) методы; стр. 10
2.2 Косвенные (экономические) методы. стр. 12
3. Государственные целевые программы как метод ГРЭ. стр. 15
4. Метод государственного регулирование экономикой – планирование. стр. 17
5. Основные направления ГРЭ: стр. 19
5.1 Прямое директивное управление предприятиями государственного сектора. стр. 19
5.2 Политика регулирования цен. Налоговая политика. стр. 23
5.3 Кредитно - денежная политика. стр. 24
5.4 Национальные особенности ГРЭ. стр. 25
6. Методы государственного регулирования в Республике Беларуси. стр. 27
Заключение. стр. 42
Литература. стр. 43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Кафедра совершенствования профессиональных знаний
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему «Методы государственного экономического регулирования»
Слушатель группы
Руководитель
Могилев 2006
Содержание.
Введение. стр. 7
1. Основная цель методов ГРЭ стр. 1
2. Две группы методов регулирования экономики: стр. 10
2.1 Прямые (административные) методы; стр. 10
2.2 Косвенные (экономические) методы. стр. 12
3. Государственные целевые
программы как метод ГРЭ.
4. Метод государственного
регулирование экономикой – планирование.
5. Основные направления ГРЭ: стр. 19
5.1 Прямое директивное
управление предприятиями
5.2 Политика регулирования
цен. Налоговая политика.
5.3 Кредитно - денежная политика. стр. 24
5.4 Национальные особенности ГРЭ. стр. 25
6. Методы государственного
регулирования в Республике
Заключение. стр. 42
Литература. стр. 43
Введение.
Данная курсовая работа посвящена методам государственного регулирования экономики.
Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому , что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо.
Во всем мире функции
государства в управлении экономикой
значительно расширились в
Государственное регулирование
охватывает все стороны общественного
воспроизводства. Но первостепенное внимание
уделяется регулированию
В своей курсовой работе я постаралась наиболее подробно описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления.
1. Основная цель методов ГРЭ.
В самой общей форме можно сказать, что генеральной целью ГРЭ всегда является обеспечение экономической и социальной стабильности в условиях экономического роста, укрепление существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям.
Но это слишком общее определение. Его нужно конкретизировать применительно ко взаимоотношениями государства и рынка. В этом плане можно выделить три главных момента.
1. Создание правового
поля для функционирования
2. Поддержание конкурентных
начал в экономических
3. Решение основных
задач макроэкономического
Хотелось бы в связи с рассматриваемым вопросом обратить внимание на бытующее (особенно в массовом сознании, да и у отдельных теоретиков) ложное противопоставление. Оно звучит так: либо план, либо рынок.
В реальной действительности одно не исключает другого. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов, национальной экономики в целом. В рамках отдельных фирм плановые методы хозяйствования усиливаются, опираясь на маркетинговые исследования. На макроуровне в смешанной рыночной экономике возникает, усиливается и становится существенным плановое начало на основе регулирующей деятельности государства.
Самым общим принципом деятельности
государства в смешанной
Не должно быть действий, разрушающих рыночные связи. Из арсенала государственных мер необходимо исключить тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.д.).
2. Две группы методов регулирования экономики:
2.1 Прямые (административные) методы.
Существуют две группы методов регулирования экономики: прямые (административные) и косвенные (экономические). Первая группа подразумевает прямое воздействие на производственные процессы, воздействие на непосредственные параметры воспроизводства. Вторая группа методов непосредственно привязана к рыночной системе хозяйствования, подразумевает использование рыночных инструментов воздействия на интересы товаропроизводителей.
Методы прямого
К ним относятся:
- целевые программы и планы,
определяющие стратегические
- государственные заказы на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг. Например законодательная база Росси: “Федеральный закон о поставках продукции для федеральных хозяйственных нужд” от 13.12.94 г. - устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования , размещения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории Российской Федерации; “Федеральный закон о закупках и поставках сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд” от 26.10.96 г, устанавливающий общие правовые и экономические принципы и положения формирования, размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности [2, с. 61].
- государственная поддержка
- нормативные требования к
- ограничения и запреты по
выпуску определенных видов
- выдача лицензий на все виды материальной деятельности [2, с. 63].
Целевое финансирование – выделение
денежных средств государством из бюджета
целевым назначением для
Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов) [8, с. 270-271].
Административное, директивное регулирование (заметим попутно, что сам термин "регулирование" здесь не очень удачен, точнее говорить о директивном планировании) делает, как показала практика многих стран, определяющей целью производства количественный рост. Отрицательной стороной является отрыв от реальных потребностей и поддержание на плаву фактических банкротов.
Основные конкретные формы административного регулирования следующие.
1. Прямой государственный
а) Полномасштабное директивное управление естественными государственными монополиями (оборона, фундаментальная наука, общенациональная или региональная инфраструктура) и всеми государственными ("казенными") предприятиями. Здесь уместны директивное планирование, установление цен и тарифов, гарантированное материально-техническое снабжение, прямое бюджетное финансирование конкретных инвестиций, прямое определение параметров производства в рамках государственного заказа. Такого рода шаги могут относиться к прерогативе не только центральных, но и местных органов власти.
б) Административное регулирование рынков товаров, производство которых является монополией самого государства или передано частным фирмам при сохранении государственной монополии на реализацию. Здесь возможно планирование цен, установление акцизов и т.д.
в) Ограниченный административный режим по отношению к экономическим монополиям и олигополиям. Здесь речь может идти об установлении границ поведения. Если хозяйствующий субъект выходит за эти границы, к нему применяются санкции, которые могут быть достаточно жесткими, в соответствии с действующим антимонопольным законодательством [6, с.78].
Меры здесь могут
быть самые различные, вплоть до демонтажа
монопольной рыночной структуры
путем разукрупнения
2. Административное
3. Административное регулирование минимальных параметров жизни и благосостояния населения — гарантированного минимума зарплаты и пенсий, пособий по безработице.
4. Административная защита
национальных интересов в
Непосредственное
Таким образом, сфера
административных методов регулирования
достаточно обширна. Главное требование
к административному
Главная задача при использовании
административных рычагов — не выйти
за экономически обоснованные границы,
не допустить превращение
Информация о работе Методы государственного регулирования экономики