Методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор постаралась наиболее подробно описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления.

Содержание работы

Введение. стр. 7
1. Основная цель методов ГРЭ стр. 1
2. Две группы методов регулирования экономики: стр. 10
2.1 Прямые (административные) методы; стр. 10
2.2 Косвенные (экономические) методы. стр. 12
3. Государственные целевые программы как метод ГРЭ. стр. 15
4. Метод государственного регулирование экономикой – планирование. стр. 17
5. Основные направления ГРЭ: стр. 19
5.1 Прямое директивное управление предприятиями государственного сектора. стр. 19
5.2 Политика регулирования цен. Налоговая политика. стр. 23
5.3 Кредитно - денежная политика. стр. 24
5.4 Национальные особенности ГРЭ. стр. 25
6. Методы государственного регулирования в Республике Беларуси. стр. 27
Заключение. стр. 42
Литература. стр. 43

Файлы: 1 файл

КУРС-РАБ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт повышения  квалификации и переподготовки кадров

Кафедра совершенствования  профессиональных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Макроэкономика»

 

на тему «Методы государственного экономического регулирования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушатель группы

Руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев 2006

 

Содержание.

Введение.           стр. 7

1. Основная цель методов  ГРЭ       стр. 1

2. Две группы методов регулирования экономики:     стр. 10

2.1 Прямые (административные) методы;      стр. 10

2.2 Косвенные (экономические)  методы.      стр. 12

3. Государственные целевые  программы как метод ГРЭ.   стр. 15

4. Метод государственного  регулирование экономикой – планирование.              стр. 17

5. Основные направления  ГРЭ:       стр. 19

5.1 Прямое директивное  управление предприятиями государственного  сектора.              стр. 19

5.2 Политика регулирования  цен. Налоговая политика.   стр. 23

5.3 Кредитно -  денежная политика.      стр. 24

5.4 Национальные особенности  ГРЭ.      стр. 25

6. Методы государственного  регулирования в Республике Беларуси. стр. 27

Заключение.          стр. 42

Литература.          стр. 43

 

Введение.

 

Данная курсовая работа посвящена методам государственного регулирования экономики.

Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к  тому , что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо.

Во всем мире функции  государства в управлении экономикой значительно расширились в течение  ХХ века, особенно в промышленно развитых странах. Что же касается России, то на первом этапе реформ, связанном с проведением либерализации и приватизации, преобладал курс на максимальное свертывание государственного вмешательства в экономику и саморегулирование рынка. Затем ( примерно с 1995 года), политика была скорректирована в целью воссоздания государственного управления.

Государственное регулирование  охватывает все стороны общественного  воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений  собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития  и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности.

В своей курсовой работе я постаралась наиболее подробно описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления.

 

1. Основная цель методов  ГРЭ.

В самой общей форме  можно сказать, что генеральной  целью  ГРЭ всегда является обеспечение экономической и социальной стабильности в условиях экономического роста, укрепление существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям.

Но это слишком общее  определение. Его нужно конкретизировать применительно ко взаимоотношениями государства и рынка. В этом плане можно выделить три главных момента.

1. Создание правового  поля для функционирования рыночной  экономики. Государство — институт, устанавливающий правила поведения  ("правила игры", как часто  говорят) рыночных субъектов. Это подразумевает, в частности, разработку социально-экономи-ческих нормативов, параметров производства и обмена, которые определяются не только собственно экономикой, но и социальными, экологическими, гуманитарными ограничителями. Государство должно не только разрабатывать эти правила поведения, но и стоять на страже их выполнения субъектами рынка.

2. Поддержание конкурентных  начал в экономических процессах,  ограничение (вплоть до устранения  в случае необходимости) антиконкурентных  сил (например, монополий). Эти ограничения должны проводиться независимо от форм собственности и характера самих монополий (частные или государственные, естественные или экономические).

3. Решение основных  задач макроэкономического развития, которые рынком не решаются  или решаются недостаточно эффективно, частично, со сбоями. Речь идет о стимулировании НТП, о промышленной и структурной политике, об инвестиционной политике, об обеспечении стратегических прорывов в области науки, техники и технологии, решении социальных проблем и т.д. Другими словами, государство должно обеспечить сохранность рыночного механизма, эффективность его функционирования и его социальную направленность [19, с. 34].

Хотелось бы в связи  с рассматриваемым вопросом обратить внимание на бытующее (особенно в массовом сознании, да и у отдельных теоретиков) ложное противопоставление. Оно звучит так: либо план, либо рынок.

В реальной действительности одно не исключает другого. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов, национальной экономики в целом. В рамках отдельных фирм плановые методы хозяйствования усиливаются, опираясь на маркетинговые исследования. На макроуровне в смешанной рыночной экономике возникает, усиливается и становится существенным плановое начало на основе регулирующей деятельности государства.

Самым общим принципом деятельности государства в смешанной рыночной экономике, господствующим в хозяйственной  практике и признаваемым мировой  экономической наукой, является принцип "не навреди", "не помешай рынку"[2, с. 59]. Это расшифровывается так: государство должно не заменять рыночное саморегулирование, а дополнять и подкреплять своими действиями рыночные стимулы, ориентируя рынок на цели, названные в пособии ранее.

Не должно быть действий, разрушающих  рыночные связи. Из арсенала государственных мер необходимо исключить тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления  (фонды, талоны, купоны и т.д.).

 

2. Две группы методов регулирования экономики:

2.1 Прямые (административные) методы.

 

Существуют две группы методов  регулирования экономики: прямые (административные) и косвенные (экономические). Первая группа подразумевает прямое воздействие  на производственные процессы, воздействие  на непосредственные параметры воспроизводства. Вторая группа методов непосредственно привязана к рыночной системе хозяйствования, подразумевает использование рыночных инструментов воздействия на интересы товаропроизводителей.

Методы прямого государственное  регулирование не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти, действующем законодательстве.

К ним относятся:

- целевые программы и планы,  определяющие стратегические цели  развития экономики;

- государственные заказы на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг. Например законодательная база Росси: “Федеральный закон о поставках продукции для федеральных хозяйственных нужд” от 13.12.94 г. - устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования , размещения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку товаров, работ и услуг для федеральных государственных  нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории Российской Федерации; “Федеральный закон о закупках и поставках сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд” от 26.10.96 г, устанавливающий общие правовые и экономические принципы и положения формирования, размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности [2, с. 61].

- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

- нормативные требования к качеству  продукции;

- ограничения и запреты по  выпуску определенных видов продукции;

- выдача лицензий на все виды  материальной деятельности [2, с. 63].

Целевое финансирование – выделение  денежных средств государством из бюджета  целевым назначением для использования  в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом  целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Государственные закупки – часть  произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов) [8, с. 270-271].

Административное, директивное регулирование (заметим попутно, что сам термин "регулирование" здесь не очень  удачен, точнее говорить о директивном планировании) делает, как показала практика многих стран, определяющей целью производства количественный рост. Отрицательной стороной является отрыв от реальных потребностей и поддержание на плаву фактических банкротов.

Основные конкретные формы административного регулирования следующие.

1. Прямой государственный контроль  над монопольным рынком.

а) Полномасштабное директивное  управление естественными государственными монополиями (оборона, фундаментальная  наука, общенациональная или региональная инфраструктура) и всеми государственными ("казенными") предприятиями. Здесь уместны директивное планирование, установление цен и тарифов, гарантированное материально-техническое снабжение, прямое бюджетное финансирование конкретных инвестиций, прямое определение параметров производства в рамках государственного заказа. Такого рода шаги могут относиться к прерогативе не только центральных, но и местных органов власти.

б) Административное регулирование  рынков товаров, производство которых  является монополией самого государства или передано частным фирмам при сохранении государственной монополии на реализацию. Здесь возможно планирование цен, установление акцизов и т.д.

в) Ограниченный административный режим по отношению к экономическим  монополиям и олигополиям. Здесь речь может идти об установлении границ поведения. Если хозяйствующий субъект выходит за эти границы, к нему применяются санкции, которые могут быть достаточно жесткими, в соответствии с действующим антимонопольным законодательством [6, с.78].

Меры здесь могут  быть самые различные, вплоть до демонтажа  монопольной рыночной структуры  путем разукрупнения предприятий  и фирм.

2. Административное регулирование  побочных (внешних) эффектов рыночных  процессов. Предотвращать отрицательные  внешние эффекты можно и нужно не только экономическими методами (цены, налоги), но и административными. К ним относятся меры превентивного порядка: консервация части национальных ресурсов, прямой запрет пользоваться экологически грязным оборудованием и технологией, выделение природных зон, где определенные виды деятельности запрещены. Сюда же можно отнести разработку стандартов, гарантирующих безопасность и здоровье и производителей, и потребителей.

3. Административное регулирование минимальных параметров жизни и благосостояния населения — гарантированного минимума зарплаты и пенсий, пособий по безработице.

4. Административная защита  национальных интересов в системе  мирохозяйственных связей: лицензирование  экспорта, контроль над иностранными  инвестициями, валютное регулирование [4, с. 340].

Непосредственное административное регулирование осуществляется главным  образом на макроуровне (инвестиционные программы, подготовка рабочей силы и т.д.), но затрагивает и прямо, и косвенно и микроуровень (санкции  по отношению к предприятию — монополисту и др.).

Таким образом, сфера  административных методов регулирования  достаточно обширна. Главное требование к административному регулированию  заключается в том, чтобы оно  не противоречило логике рыночных отношений, было встроено во всю систему этих отношений, использовало рыночные стимулы.

Главная задача при использовании  административных рычагов — не выйти  за экономически обоснованные границы, не допустить превращение административных методов в администрирование [9, с. 84]. В противном случае неизбежно превращение рыночной системы в командную, централизованно направляемую систему.

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики