В числе основных
недостатков Единой тарифной
сетки следует назвать:
низкий уровень
тарифной ставки 1-го разряда (за
период существования ЕТС - иногда
даже ниже минимального размера
оплаты труда). Это связано с
тем, что для обеспечения повышения
тарифной ставки первого разряда
даже на 10 -20 % необходимы значительные
финансовые затраты бюджетов
всех уровней, поскольку в тех
же размерах необходимо увеличивать
тарифные ставки (оклады) по всем
другим разрядам;
недостаточность
18 разрядов для отражения дифференциации
условий и уровней оплаты труда
во всех отраслях бюджетной
сферы;
недостаточный учет
отраслевых особенностей в оплате
труда. В основном отраслевые
особенности отражены через систему
доплат и надбавок.
Глава 3. Особенности
труда и заработной платы работников
педагогического труда
3.1 Особенности заработной
платы работников педагогического
труда
На работников
образовательных учреждений распространяется
общее законодательство о труде,
предусматривающее, что заработная
плата (должностной оклад) выплачивается
им за выполнение функциональных
обязанностей и работ.
Тарифная (нормативная)
система оплаты труда представляет
собой совокупность нормативов,
с помощью которых осуществляется
регулирование заработной платы
различных категорий персонала.
Составными элементами тарифной
системы являются тарифные ставки,
квалификационные разряды, должностные
разряды и квалификационные категории.
Тарифная ставка
- это выраженный в денежной
форме размер оплаты труда
работника за единицу рабочего
времени.
Должностной оклад
- это выраженный в денежной
форме размер оплаты труда
работника за выполнение закрепленных
за ним функциональных обязанностей
в течение месяца (месячный должностной
оклад). Месячные должностные оклады
работников бюджетной сферы устанавливаются
в соответствии с Единой тарифной
сеткой (ЕТС).
Как государственные,
так и негосударственные образовательные
учреждения самостоятельно утверждают
форму и систему оплаты труда.
Как правило, штатным сотрудникам
выплачиваются должностные оклады,
привлекаемым для преподавания
работникам заработная плата
выплачивается на условиях почасовой
оплаты.
Основные положения
рекомендуемой на федеральном
уровне системы оплаты труда
изложены в совместном Письме
Министерства образования и науки
России и Профсоюза работников
народного образования и науки
РФ №АФ-947/96 «О размерах и условиях
оплаты труда работников образовательных
учреждений в 2005 году».
Рекомендуемая в
настоящее время на федеральном
уровне и действующая в большинстве
субъектов РФ и муниципальных
образований система оплаты труда
работников образовательных учреждений
основывается на ЕТС. ЕТС обеспечивает
реализацию общего для работников
образования и всех остальных
бюджетных отраслей эффективного
механизма организации и периодической
индексации заработной платы.
Дифференциация в оплате труда
достигается законодательным установлением
размера должностного оклада
по 1-му разряду ЕТС и определением
окладов по остальным разрядам
путем умножения оклада по 1-му
разряду на соответствующий тарифный
коэффициент. На федеральном уровне
рекомендовано использовать тарифные
коэффициенты, утвержденные Постановлением
Правительства РФ №775 «О повышении
тарифных ставок (окладов) Единой
тарифной сетки по оплате труда
работников организаций бюджетной
сферы».
В зависимости
от уровня образования, стажа
работы и других слагаемых
квалификации педагогическим работникам
присваиваются 7-16 разряды. Руководителям
учреждений устанавливаются более
высокие разряды оплаты труда:
10-18, при их определении учитываются
объемные и качественные показатели
(уровень квалификации). К объемным
относятся показатели, характеризующие
масштабы руководства учреждением:
численность работников, количество
обучающихся, наличие дополнительных
объектов, и их сложность, сменность
работы учреждения образования,
а также может получать оплату
проведенных занятий.
Месячная тарифная
ставка учителя (норма часов)
– 18 часов в неделю учителям
средних и старших классов
и 20 часов в неделю учителям
начальных классов. При нагрузке
учителя, превышающей нормативную,
ему выплачивается увеличенная
заработная плата, тем самым
установлена прямая зависимость
между числом проведенных уроков
и размерами оплаты труда. Заработная
плата, установленная при тарификации,
выплачивается педагогам независимо
от числа недель и рабочих
дней в разные месяцы года.
При этом для педагогических
работников школ заработная плата
определяется по следующей формуле:
МЗ = СТ по разряду
ЕТС * УН в неделю / норма часов
за ставку в неделю
где
МЗ – месячная
заработная плата
СТ по разряду
ЕТС – ставка по разряду
Единой тарифной системы
УН в неделю
– учебная нагрузка работника
в неделю
Согласно статье
32 Закона «Об образовании» в
компетенцию образовательного учреждения
входит установление заработной
платы работникам образовательного
учреждения, в том числе и надбавок
и доплат к должностным окладам,
порядка и размеров их премирования.
Меры материального стимулирования
работника образовательного учреждения
устанавливаются приказом его
руководителя. Их максимальная величина
законом не ограничена. К руководителю
образовательного учреждения материальное
стимулирование осуществляется
приказами руководителя органа
управления образования, которому
подведомственно учреждение.
Почасовая оплата
труда
Почасовая оплата
труда учителей, преподавателей
и других педагогических работников
образовательных учреждений устанавливается
при оплате:
за часы замещения
отсутствующих по болезни или
другим причинам преподавателей,
если оно продолжается больше
двух месяцев
за часы педагогической
работы с заочниками, а также
с детьми, находящимися на длительном
лечении в больнице, сверх объема,
установленного преподавателю при
тарификации
за педагогическую
деятельность специалистов предприятий,
учреждений и организаций, привлекаемых
для педагогической работы в
образовательные учреждения
за преподавание
в объеме 300 часов в другом образовательном
учреждении, сверх учебной нагрузки,
установленной по тарификации
Размер оплаты
за один час определяют делением
месячной ставки заработной платы
педагога за установленную норму
часов в неделю на среднемесячное
количество рабочих часов.
Для преподавателей
учреждений начального и среднего
профессионального образования
стоимость одного часа определяют
путем деления месячной ставки
заработной платы преподавателя
на 72 часа.
Оплата труда
за замещение отсутствующего
преподавателя, свыше двух месяцев,
производится со дня начала
замещения за все часы фактической
преподавательской работы на
общих основаниях с соответствующим
увеличением недельной (месячной)
учебной нагрузки путем внесения
изменений в тарификацию.
Повышение ставок
Ставки заработной
платы педагогических работников
повышают за наличие почетных
званий, ученой степени, за специфику
работы в отдельных образовательных
учреждениях, а также за работу
в сельской местности. Увеличение
окладов на 15-20 % производится педагогам
за:
работу в специальных
(коррекционных) образовательных
учреждениях для обучающихся,
воспитанников с отклонениями
в развитии (в том числе с
задержкой психического развития)
работу в оздоровительных
образовательных учреждениях санаторного
типа (классах, группах) для детей,
нуждающихся в длительном лечении
работу в специальных
учебно-воспитательных учреждениях
для детей и подростков с
девиантным поведением
Конкретный перечень
сотрудников, которым могут повышаться
должностные оклады, и размер
этого повышения определяет руководитель
образовательного учреждения в
зависимости от степени и продолжительности
общения с обучающимися, имеющими
отклонения в развитии, нуждающимися
в длительном лечении, или от
степени и продолжительности
общения с детьми и подростками
с девиантным поведением в
специальных учебно-воспитательных
учреждениях. Перечень должен
быть согласован с профсоюзным
органом или органом самоуправления
образовательного учреждения.
За работу в
общеобразовательных школах-интернатах
ставки повышают на 15 %.
В образовательных
учреждениях, имеющих специальные
(коррекционные) отделения, классы,
группы для воспитанников с
отклонениями в развитии или
для нуждающихся в длительном
лечении, должностной оклад повышают
руководителю на 15 %. Если такие
классы созданы в общеобразовательных
школах-интернатах, то оклады руководителей,
а также работников, непосредственно
занятых в таких классах, повышаются
на 20 процентов.
За преподавание
в образовательных учреждениях
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а
также за работу в таких
группах в учреждениях начального
и среднего профессионального
образования ставки увеличиваются
на 20 процентов. В таких же учреждениях
для учащихся с отклонениями
в развитии, а так же в специальных
учебно-воспитательных учреждениях
для детей с девиантным поведением,
имеющих отклонения в умственном
развитии, ставки заработной платы
повышаются по двум основаниям:
на 20 процентов и на 15-20 процентов.
За работу в
учебных заведениях при учреждениях,
исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы ставки
повышаются на 50-75 процентов. За
педагогическую деятельность в
образовательных учреждениях при
исправительных колониях строго
или особого режима ставки
и оклады дополнительно повышаются
в порядке, установленном для
рабочих и служащих исправительных
колоний за работу с этими
осужденными, на 10-15 процентов. При
установлении окладов работников
и их повышении по этим основаниям
применяется ставка 1-го разряда
ЕТС, увеличенная на 20 процентов,
как это предусмотрено для
гражданского персонала исправительных
учреждений, при которых созданы
эти образовательные учреждения.
Сотрудникам учреждений
начального профессионального образования
при исправительных учреждениях
за работу с учащимися, больными
активной формой туберкулеза,
ставки еще дополнительно повышаются
на 15 процентов.
За преподавание
в образовательных учреждениях,
расположенных в закрытых административно-территориальных
образованиях, дошкольных образовательных
учреждениях предприятий Минатома
России, а также в учреждениях
начального профессионального образования,
находящихся вне закрытых административно-территориальных
образований и осуществляющих
подготовку квалифицированных рабочих
кадров для предприятий и организаций
этого министерства, повышение производится
на 20 процентов.
Специалистам и
руководителям за работу в
образовательных учреждениях, расположенных
в сельской местности, оклады
повышают на 25 процентов.
Педагогическим
работникам лицеев, гимназий, колледжей
ставки оплаты труда увеличивают
на 15 процентов.
За индивидуальное
обучение на дому хронически
больных детей (при наличии
соответствующего медицинского
заключения) повышение зарплаты педагогам
производят на 20 процентов. На столько
же повышаются оклады педагогам за индивидуальное
и групповое обучение детей, находящихся
на длительном лечении в детских больницах
и детских отделениях больниц для взрослых.
Ставки заработной
платы в образовательных учреждениях
повышаются на 15 процентов директорам,
заместителям директоров по учебной,
учебно-воспитательной работе, по
иностранному языку, по производственному
обучению, учителям, преподавателям, воспитателям,
старшим воспитателям, старшим вожатым,
владеющим иностранным языком
и применяющим его в практической
работе в общеобразовательных
учреждениях с углубленным изучением
иностранного языка. Оклады заведующих,
воспитателей, старших воспитателей
дошкольных образовательных учреждений,
владеющих иностранным языком
и применяющих его в практической
работе, повышаются на 10 процентов.
Труд отдельных
категорий педагогов может оплачиваться
по более высоким разрядам, чем
это предусмотрено тарифно-квалификационными
характеристиками. При этом новый
разряд преподавателю не устанавливают,
а при оплате труда применяют
тарифный коэффициент ЕТС, соответствующий
более высокому разряду. Повышение
возможно при условии соответствия
почетного звания профилю учреждения,
а для педагогов – при соответствии
профилю педагогической деятельности
или преподаваемых дисциплин.